По мнению казахского официоза, в прошлую пятницу произошло историческое событие – президент Назарбаев выступил с ежегодным посланием народу. Мы с такой оценкой абсолютно согласны, но… не в смысле содержания.
Акорда, суперпрезидентская вертикаль и вся президентская рать делают упор на то, что такого ценного, нового, истинно великого и прогрессивного сказал елбасы в своем Послании, которое в этот раз называется «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Мы же считаем, что самое главное в нем то, что Нурсултан Абишевич не решился озвучить его в прямом телеэфире, из-за чего последний был срочно отменен, и вместо него казахстанцам показали некий «художественный фильм».
Понятно, что причиной столь неожиданного решения стали проблемы со здоровьем елбасы — другого объяснения нет и быть не может. И то, что теперь Назарбаева уже нельзя показывать гражданам «вживую», не разрушая одновременно внутриполитическую стабильность и веру в него как «лидера нации», свидетельствует о том, что этот этап в новейшей истории нашей страны заканчивается.
Но прежде чем объяснить, почему мы так считаем, отметим, что госпропагандистская машина в этот раз сработала весьма оперативно (Тажин молодец!) и буквально с первой минуты выступления елбасы начала заваливать отечественное информационное пространство материалами соответствующей направленности.
Продемонстрируем это на примере сайта Zakon.kz. Мероприятие началось в 12.00. по времени Астаны, и с этого момента до 15.30 воскресенья 19 января на этом интернет-ресурсе появилось 208 информационных сообщений, 84 из которых, то есть каждые два из пяти, так или иначе популяризировали, разъясняли и рекламировали послание Нуреке народу.
Мы не стали проводить исследования других интернет-ресурсов и тем более электронных СМИ, но уверены, что доля материалов про послание, его содержание, основные идеи, а также слова поддержки сказанному Нурсултаном Абишевичем в прошлую пятницу будет такой же, если не больше.
Ну а теперь объяснимся, почему мы назвали видеовыступление Назарбаева с посланием «художественным фильмом» (это, безусловно, наше и только наше мнение).
Начнем с того, что хотя выступление «лидера нации» закончилось не позднее 13.20 по времени Астаны, так называемая полная телеверсия послания президента Казахстана народу была показана только через 8 часов. Очевидно, что если бы нам показали оригинал, то для его подготовки к эфиру не потребовалось бы столько времени. Значит, был монтаж, причем, судя по временному разрыву, весьма трудоемкий.
Мы дважды просмотрели видео так называемого лидера нации и вот что подметили.
Во-первых, Нуреке неплохо говорит, но при этом у него практически нет той одышки, которая заметна на всех без исключения предыдущих видеозаписях и которая неизбежно появляется у стариков, когда они читают длинные тексты.
Точнее, местами она заметна, например на 7‑й минуте. Потом мы специально не отслеживали, но на 33‑й, 38‑й, 42‑й, 44‑й, 47‑й минутах елбасы начинал задыхаться, а потом неожиданно восстанавливал дыхание и говорил нормально.
Объяснение этому феномену может быть только два: или Нурсултан Абишевич действительно супермен и усилием воли может резко, буквально за секунды восстанавливаться и восстанавливать свое дыхание, или нам предложили смонтированные видео- и аудиозаписи. Мы склоняемся к последней версии.
Во-вторых, все видео состоит из трех видов: панорамного обзора зала издалека с упором на длинный стол, за которым в центре сидел казахстанский президента, зарисовок участников мероприятий и портретного видео выступающего. И нет ни одного видео-«наезда» на Нурсултана Назарбаева камерой.
Между тем расстояние между платформой, на которой находились телекамеры, и столом президиума было большим, по нашим прикидкам, метров 30—40, поэтому «достать» елбасы без соответствующих объективов-насадок просто невозможно. Тем не менее операторы почему-то обошлись без «наездов», хотя зачастую это весьма выигрышно с точки зрения картинки.
В‑третьих, на столе перед Нуреке справа от него стоял стакан с водой. Нетрудно заметить, что воды в нем убыло, но звуков что он пил ее, которые если бы видео- и аудиозаписи были бы полные и аутентичные, нет.
В‑четвертых, поскольку сейчас все снимается и записывается на цифру, установить места «склеек» невозможно, а сами они малозаметны. Но в одном случае кадры чувствительно «скакнули», видимо, у монтажеров и режиссеров не оказалось под рукой запаса подходящих для нормальной перебивки.
В‑пятых, при внимательном просмотре видео очень заметно несовпадение аудиоряда и движений губ «лидера нации». Сначала мы грешили на то, что аудио и видео записывались по отдельности, а потом совмещались, но потом поняли, что зачастую это были разные записи.
Все это свидетельствует о том, что аудио- и видеозапись выступления Нурсултана Назарбаева с посланием народу «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» — результат монтажа. Иными словами, нам показали «художественный фильм», в котором елбасы сыграл самого себя.
Можно предположить, что сначала планировалось, что глава казахстанского государства выступит с посланием в обычном режиме, но позднее из-за проблем с его здоровьем переиграли. И сначала в студии была сделана аудио- и видеозапись выступления елбасы, при этом, как только одышка у него становилась заметной, работу приостанавливали, давали «лидеру нации» отдышаться, после чего он снова приступал к исполнению своих должностных обязанностей.
А уже потом было записано реально выступление Назарбаева, после чего путем монтажа получена официальная версия — та самая, что увидели казахстанцы на всех национальных телеканалах в ночь с 17 на 18 января.
В завершение несколько слов о самом выступлении. Очевидно, что Нурсултан Назарбаев, Карим Масимов и прочие главные действующие лица Акорды хотели этим президентским посланием народу Казахстана:
во-первых, отвлечь казахстанцев от нынешнего их бытия и увлечь прекрасным будущим,
во-вторых, убедить их трудиться честно и производительно, не воруя, не ленясь, не оглядываясь на дурной пример со стороны чиновников и прочих власть имущих,
в‑третьих, консолидировать казахстанскую нацию вокруг так называемого лидера нации и тем самым облегчить ему как правление, так и передачу власти выбранному им преемнику,
в‑четвертых, отвлечь от других конкурирующих идей, в частности радикального ислама, не говоря уже про демократические и западные ценности.
Мы не будем дискутировать насчет реалистичности этих намерений, ограничившись только тремя замечаниями.
Идеи Назарбаева, которые можно назвать елбасизмом, намного уступают по своей общечеловеческой привлекательности, теоретической проработанности, ценностным качествам, реализуемости другим идеям, вроде коммунизма, христианства, ислама и так далее и тому подобное.
Ну а возможности навязать свои идеи силой, так сказать, вынудить стать счастливыми из-под палки, как это пытались сделать строители развитого социализма в СССР, у елбасы нет. А у казахстанцев нет никаких мотивов, чтобы этими идеями заразиться и превратить их в материальную силу.
Да и людей, которые не захотят объединяться вокруг «лидера нации» и его Семьи, в нашей республике с избытком. Как ни подсчитывай, их в любом смысле побольше, чем искренних сторонников елбасы.
Поэтому позволим себе завершить этот комментарий стишком советских времен, сочиненным под конец правления «дорогого и любимого» Леонида Ильича Брежнева:
Брови черные густые,
Речи длинные, пустые,
Нет ни мяса, ни конфет,
На хрена нам этот дед?