Почему о Голоде снято мало фильмов?

Кино­ре­жис­се­ры гово­рят, что во вре­мя съе­мок филь­мов о Голо­де вста­ет вопрос об истреб­ле­нии наро­да и казах­стан­ские вла­сти укло­ня­ют­ся от темы, кото­рая не нра­вит­ся России.

После озна­ком­ле­ния с иссле­до­ва­ни­я­ми о мас­штаб­ном Голо­де 1931–1933‑х годов казах­стан­ский про­дю­сер Ернар Мали­ков решил снять худо­же­ствен­ный фильм.

СНЯТЬ НА СВОИ ДЕНЬГИ

Мали­ков гово­рит, что постра­дал во вре­мя Декабрь­ских собы­тий 1986 года, в 1990‑х годы был руко­во­ди­те­лем обще­ствен­ных объ­еди­не­ний «Шаны­рак», «Бас­па­на». Режис­сер счи­та­ет, что на съем­ки кар­ти­ны о Голо­де его спо­двиг­ла граж­дан­ская пози­ция. Госу­дар­ство не выде­ли­ло день­ги на его худо­же­ствен­ный фильм. С прось­бой выде­лить сред­ства он неод­но­крат­но обра­щал­ся в мини­стер­ство куль­ту­ры и спор­та, кино­ком­па­нию «Каза­хфильм», к бизнесменам.

– В мини­стер­стве куль­ту­ры меня выпро­во­ди­ли, пообе­щав дать день­ги. «Каза­хфиль­му», кажет­ся, не понра­вил­ся наш сце­на­рий. Если чест­но, я понял, что из-за Рос­сии они не осме­ли­лись выде­лить день­ги на фильм, где рас­кры­ва­ет­ся прав­да о Голо­де. Пото­му что невоз­мож­но было пока­зать Голод, не рас­ска­зав при этом о жесто­ко­сти рос­сий­ских боль­ше­ви­ков. Меж­ду тем в филь­ме мы попы­та­лись, не при­укра­ши­вая, пока­зать истреб­ле­ние, орга­ни­зо­ван­ное боль­ше­ви­ка­ми, – ска­зал он.

Режис­сер Ернар Маликов.

Ернар Мали­ков, кото­рый в тече­ние двух меся­цев отснял часть зим­них пла­нов с уча­сти­ем око­ло 100 чело­век, счи­та­ет, что сей­час худо­же­ствен­ный фильм готов на 80 про­цен­тов. Бла­го­да­ря видео­об­ра­ще­нию в соци­аль­ной сети, ему уда­лось собрать око­ло 500 тысяч тен­ге мето­дом кра­уд­фандин­га. День­ги, собран­ные таким спо­со­бом, были кап­лей в море, поэто­му он сам стал зани­мать­ся поис­ком денег.

– Я не силь­но опе­ча­лен тем, что не полу­чил день­ги от мини­стер­ства куль­ту­ры. Пото­му что мне уда­лось сохра­нить твор­че­скую сво­бо­ду, – гово­рит Ернар Маликов.

На съем­ках филь­ма Ерна­ра Мали­ко­ва о Голоде.

С ОГЛЯДКОЙ НА РОССИЮ

По мне­нию спе­ци­а­ли­стов в обла­сти кино, с кото­ры­ми уда­лось пооб­щать­ся репор­те­ру Азатты­ка, Голод 1931–1933 годов, во вре­мя кото­ро­го погиб­ло око­ло двух мил­ли­о­нов чело­век (по неко­то­рым дан­ным, око­ло трех мил­ли­о­нов. – Ред.), – одна из мало затра­ги­ва­е­мых тем в казах­ском кино и доку­мен­таль­ных фильмах.

С этим мне­ни­ем соглас­ны так­же соав­тор сня­то­го теле­ка­на­лом «Жеты­су» доку­мен­таль­но­го филь­ма о Голо­де «Бір уыс бидай» («Горсть пше­ни­цы») Серик Аби­кен, режис­сер филь­ма «Ашар­шы­лық» («Голод») Еркин Раки­шев и автор несколь­ких доку­мен­таль­ных филь­мов Кали­ла Ома­ров. По их сло­вам, если мас­со­вое уни­что­же­ние наро­да явля­ет­ся поли­ти­че­ским пре­ступ­ле­ни­ем, то дол­жен быть назван и поли­ти­че­ский пре­ступ­ник. По сло­вам спе­ци­а­ли­стов, Аста­на в этом вопро­се про­дол­жа­ет огля­ды­вать­ся на Моск­ву. Пото­му что Рос­сия не соглас­на с пози­ци­ей, что «Голод в Казах­стане был создан искус­ствен­но совет­ским правительством».

«В объ­ек­ти­ве: Голод в Казах­стане». Фото­га­ле­рея Азаттыка:

Сце­на­ри­сты и режис­се­ры гово­рят, что в архив­ных мате­ри­а­лах най­де­ны све­де­ния не толь­ко о Филип­пе Голо­ще­кине, кото­рый во вре­мя Голо­да был пер­вым сек­ре­та­рем ЦК Ком­пар­тии Казах­ста­на, но и о мест­ных ком­му­ни­стах. По их сло­вам, вла­сти не жела­ют рас­кры­вать эти данные.

– Филь­мов, рас­ска­зы­ва­ю­щих о пере­жи­той с 1916 по 1938 год каза­ха­ми тра­ге­дии, мало. Кро­ме худо­же­ствен­но­го филь­ма Аман­гель­ды Тажи­ба­е­ва «Кей­ки», сня­то­го в 1986 году, филь­ма «Ама­най и Зама­най» и еще несколь­ких доку­мен­таль­ных филь­мов, дру­гих про­из­ве­де­ний с фак­то­ло­ги­че­ски­ми дан­ны­ми, пол­но­цен­но рас­кры­ва­ю­щи­ми тему тра­ге­дии, Голо­да, нет. В этой свя­зи, навер­ное, мож­но назвать толь­ко фильм Ерки­на Раки­ше­ва «Ашар­шы­лык» («Голод»), – счи­та­ет Серик Абикен.

РАССКАЗАТЬ КОСВЕННО

На теле­ка­на­лах ска­за­ли, что собы­тия, о кото­рых рас­ска­зы­ва­ет­ся в филь­ме, могут задеть Рос­сию и выше­сто­я­щее руко­вод­ство не даст разрешения.

Кино­ре­жис­сер Еркин Раки­шев гово­рит, что доку­мен­таль­ный фильм «Ашар­шы­лык» из трех частей он снял по зака­зу «Каза­хфиль­ма», одна­ко цен­траль­ные теле­ка­на­лы не осме­ли­лись его пока­зать и пустить в эфир.

– На теле­ка­на­лах ска­за­ли, что собы­тия, о кото­рых рас­ска­зы­ва­ет­ся в филь­ме, могут задеть Рос­сию и выше­сто­я­щее руко­вод­ство не даст раз­ре­ше­ния. Мно­гие режис­се­ры обра­ща­лись к этой теме. Одна­ко, после того как заме­ти­ли, что «Каза­хфильм» не дает день­ги, жела­ние поуба­ви­лось, – ска­зал он.

Кино­ре­жис­сер Кали­ла Ома­ров, кото­рый на про­тя­же­нии вось­ми лет про­ра­бо­тал в наци­о­наль­ной ком­па­нии «Каза­хфильм» мини­стер­ства куль­ту­ры, не счи­та­ет, что тема Голо­да явля­ет­ся совсем закрытой.

– Во избе­жа­ние шуми­хи [вла­сти] дают раз­ре­ше­ние сни­мать о Голо­де. Одна­ко по теле­ви­де­нию это не могут пока­зать. К при­ме­ру, фильм, при­уро­чен­ный к 100-летию Ала­ша, так­же не вышел, – гово­рит он.

По мне­нию Кали­лы Ома­ро­ва, зака­зы на про­из­вод­ство доку­мен­таль­ных филь­мов в основ­ном посту­па­ют во вре­мя какой-то кам­па­нии и сня­тые в спеш­ке филь­мы нель­зя назвать каче­ствен­ны­ми. Более того, доку­мен­таль­ные филь­мы сей­час сни­ма­ют сами теле­ка­на­лы, гово­рит он.

Репор­тер Азатты­ка дозво­нил­ся в кино­сту­дию «Каза­хфильм» и хотел рас­спро­сить о про­из­вод­стве филь­мов о Голо­де. Пред­ста­ви­тель пресс-служ­бы кино­сту­дии Айнур Иса­е­ва отве­ти­ла, что «тема Голо­да доста­точ­но при­сут­ству­ет в кар­ти­нах, сня­тых кино­сту­ди­ей “Каза­хфильм”».

– Тема Голо­да кос­вен­но пока­за­на в худо­же­ствен­ных филь­мах режис­се­ров Дами­ра Мана­ба­е­ва «Сур­же­кей» и Слам­бе­ка Тау­е­ке­ла «Жеруй­ык», корот­ко­мет­раж­ном филь­ме Жан­до­са Еспен­бе­то­ва «Джут», худо­же­ствен­ном филь­ме Бола­та Калым­бе­то­ва «Талан», доку­мен­таль­ном филь­ме Бакы­та Каир­бе­ко­ва о Жума­те Шанине. Фильм Ерме­ка Тур­сы­но­ва «Жат» так­же был снят при уча­стии «Каза­хфиль­ма». В этом филь­ме, пусть и кос­вен­но, но гово­рит­ся о Голо­де. Дей­стви­тель­но, непо­сред­ствен­но теме Голо­да посвя­щен лишь фильм Ерки­на Раки­ше­ва «Ашар­шы­лык», – гово­рит она.

По сло­вам Айнур Иса­е­вой, «Каза­хфильм» купил мно­го сце­на­ри­ев о Голо­де по реше­нию сове­та экс­пер­тов, одна­ко сце­на­рии не запу­ще­ны в производство.

На вопрос репор­те­ра Азатты­ка, поче­му не запус­ка­ют в про­из­вод­ство такие сце­на­рии, Айнур Иса­е­ва отве­ти­ла, что на этот вопрос может дать ответ лишь руко­вод­ство. Азаттык так­же обра­тил­ся в мини­стер­ство куль­ту­ры и спор­та с вопро­сом: «Отра­зит­ся ли на съем­ках филь­ма о Голо­де 1931–1933 годов то, что Рос­сия не счи­та­ет пре­ступ­ле­ни­ем Голод в Казах­стане?» Пред­ста­ви­тель мини­стер­ства не отве­ти­ла на вопрос и попро­си­ла напра­вить его в пись­мен­ном виде.

По раз­ным дан­ным, во вре­мя Голо­да 1931–1933 годов в Казах­стане погиб­ло от двух до четы­рех мил­ли­о­нов чело­век. По дан­ным исто­ри­ков, в нача­ле 1930‑х годов каза­хи счи­та­лись самым мно­го­чис­лен­ным этно­сом в Цен­траль­ной Азии, после Голо­да чис­лен­ность суще­ствен­но сокра­ти­лась, одна­ко ни с поли­ти­че­ской, ни с точ­ки зре­ния ака­де­ми­че­ских иссле­до­ва­ний спра­вед­ли­вой оцен­ки Голо­ду не дано.

В 2006 году укра­ин­ский пар­ла­мент при­знал Голод 30‑х годов «гено­ци­дом укра­ин­ско­го наро­да». В 2008 году Евро­пей­ский пар­ла­мент при­знал Голо­до­мор в Укра­ине «пре­ступ­ле­ни­ем про­тив чело­ве­че­ства». Вла­сти Казах­ста­на не дали окон­ча­тель­но­го заклю­че­ния по Голо­ду. 31 мая – в День памя­ти жертв поли­ти­че­ских репрес­сий – в обще­стве гово­рят об этой трагедии.

Ори­ги­нал ста­тьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казах­ская редак­ция Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

Статьи по теме

Подарок Кулибаеву: 1,57 трлн тенге. Корни забастовок в коррупции. Тарифы Клебанова / Оразалы ЕРЖАНОВ

Общественный Фонд Elge Qaitaru требует расследования сделки АО «Казкоммерцбанк» и Кенеса Ракишева

Круглый стол по возврату активов