Почему Назарбаев назначил дочь вице-премьером?
Предполагалось, что она возглавит Мажилис или Сенат, и уже с этой позиции будет претендовать на президентский пост. Поэтому переход Дариги Нурсултановны в правительство это сенсация, которая уже бурно обсуждается в прессе и Интернет-пространстве и будет оставаться в центре внимания общественности еще долгое время. Но прежде чем мы прокомментируем случившееся, считаем необходимым сделать предисловие.
Считается, что елбасы обладает исключительной и безусловной властью в Казахстане и может делать все, что его душе угодно. Хотя на самом деле это далеко не так, точнее, совсем не так. С одной стороны, действующий глава государства действительно располагает почти неограниченными правами и настолько безответственен перед народом, что характеристика Казахстана как «суперпрезидентской республики» вполне адекватно отражает реальность. С другой стороны, Назарбаев обычный человек, не наделенный сверхестественными способностями, поэтому он ничего не может сделать в одиночку без исполнителей его воли.
И вот здесь «лидер нации» частенько вынужден отступать, уступать или принимать во внимание волю тех групп, без поддержки и повиновения которых не может функционировать возглавляемое им государство. Это в первую очередь его ближайшее окружение, во вторую, правящая элита, состоящая из групп влияния в центре и на местах, в третью очередь, корпус государственных служащих, включая генералитет и офицерский состав Минобороны РК и правоохранительных структур.
Надо отдать должное Нурсултану Абишевичу, он не только имеет многолетний опыт аппаратной работы и прекрасно знает своих соратников, их сильные и слабые стороны, но и обладает великолепно развитым политическим чутьем, умением балансировать между группами влияния, сталкивать их лбами и извлекать из этих столкновений полезное для себя. А поскольку елбасы удалось уничтожить физически, изгнать или «нормализовать» тех людей во власти, которые могли конкурировать с ним за власть, то сегодня он непобедим в любом прямом внутриполитическом конфликте.
Но при этом он оказывается бессилен, если сталкивается с массовым сопротивлением вышеупомянутых нами групп в форме бездействия, противодействия или имитации действий. Примеров такого сопротивления за двадцать лишним лет правления елбасы великое множество. Из последних это провал кампании по ликвидации незаконных построек в природоохранной зоне Алматы, которая закончилась сносом нескольких заборов и тихо «умерла», и введение в Уголовный кодекс РК штрафов для коррупционеров вместо реального лишения их свободы.
К тому же отказ членов правящей элиты от публичных претензий на верховную власть и заведомое признание исключительности «лидера нации» отнюдь не означают, что они перестали быть активными участниками внутриполитической борьбы, которая в условиях «суперпрезидентской республики» и авторитарного политического режима неизбежно приняла форму дворцовых интриг. Другое дело, что в ходе этой борьбы елбасы как бы выносится за скобки, но при этом все напряженно готовятся к его уходу.
Так что первый вопрос, который напрашивается после назначения Дариги Назарбаевой вице-премьером РК по социальным вопросам вместо Бердибека Сапарбаева, кто был инициатором этого кадрового решения? Если сам Нуреке, значит он решил протестировать/обучить свою старшую дочь на практической работе по руководству страной. И возможно, он готовит ее в премьер-министры РК, а затем и в свои преемники на посту главы государства.
Но не исключено, что перемещение Дариги Нурсултановны из вице-спикеров Мажилиса в правительство стало результатом ее настойчивых просьб/требований к отцу. Дело в том, что она весьма амбициозный человек, а ее амбиции активно подогреваются ближайшим окружением. До недавних пор главной проблемой старшей дочери елбасы был бывший муж Рахат Алиев. Он не только портил ее политический имидж, но и мог нанести очень сильный удар по ее репутации, поскольку много знал.
Например, мало кто знает, что в свое время Дарига и Рахат договорились между собой о взаимной свободе в личной жизни, то есть при наличии общих детей позволяли себе достаточно много отклонений от общепринятой нормы. Но если про Алиева такая информация благодаря официальным и провластным СМИ регулярно становилась достоянием общественности, то про Дарига Назарбаеву ходят только слухи в Астане.
Смерть Рахата Алиева в начале этого года не только обнулила риск того, что он сможет через европейский суд вернуть себе имущество в Казахстане, которое Дарига Назарбаева при поддержке властей отобрала у него, переписав на себя и совместных детей, но и обрубила тот негативный информационный и имиджевый шлейф, который тянется за этой семьей, начиная с конца 90‑х годов прошлого века. Так что очень вероятно, что «лидер нации» только выполнил просьбу старшей дочери.
Ну а дальше в зависимости от выбора того или иного объяснения действий/намерений Нурсултана и Дариги Назарбаевых можно выстроить целое «дерево» возможных вариантов развития событий.
Один такой вариант мы уже упомянули: старшая доченька набирается ума-опыта, наращивает аппаратный вес в правительстве Карима Масимова, чтобы после следующих парламентских выборов стать премьер-министром страны и занять самую близкую позицию на подступах к казахстанскому «трону».
Другой вариант: Дарига Назарбаева будет выступать противовесом тому же самому Кариму Масимову, который за два премьерских срока стал слишком заметной, сильной, влиятельной и ключевой фигурой в окружении «лидера нации», чтобы кровные родственники последнего не начали на него напрягаться.
Третий вариант: продвижение Дариги Нурсултановны стало результатом консолидированного решения семьи Назарбаевых, опять же в противовес Кариму Масимову.
В связи с этим хотим обратить внимание наших читателей на обстоятельство, которое пока не привлекает внимания экспертов-политологов и журналистов. Мы уже как-то писали о том, что сейчас Нурсултан Назарбаев опирается в практическом руководстве страной на триумвират в лице Карима Масимова — Нурлана Нигматуллина — Адильбека Джаксыбекова. Без них «лидер нации» как без рук.
А теперь смотрите, что получается: уже у двоих членов триумвирата есть надзиратели от «Семьи». Дарига Назарбаева стала заместителем у премьер-министра РК Масимова, а ее старший сын Нурали с декабря прошлого года заместитель акима Астаны Джаксыбекова. В связи с этим становятся подозрительными недавнее назначение Кумара Аксакалова заместителем руководителя администрации президента РК Нурлана Нигматуллина и уход из сената его брата-близнеца.
Впрочем, гадать на «бараньих костях» казахстанской авторитарной политической системы можно до бесконечности, при этом шансов на то, что попадем в точку, мало. Общенациональные политические, социальные и экономические процессы так преломляются, будучи «пропущенными» через правящую элиту и ее частные интересы, что сам черт ногу сломит. Поэтому примем за данность, что персонализация власти в стране за счет увеличение числа членов семьи Нурсултана Назарбаева в верхнем эшелоне госуправления вышла на новый этап.