ПИВТ еще держит оборону
Напомним, нападки на эту оппозиционную партию в Таджикистане усилились в этом году. Со страниц газет и в проповедях имамов зазвучали прямые призывы закрыть партию, как не отвечающую интересам и чаяниям людей. Такой массированный наезд закончился полным фиаско партии на парламентских выборах, где она по официальным данным набрала всего 1,5% голосов избирателей и впервые ее представители не попали в парламент (см. подробнее материал «Выборный оркестр сыграл туш НДПТ» ). Руководство партии не признала итогов выборов, а глава ПИВТ Мухиддин Кабири покинул страну. Затем против него возбудили уголовное дело по обвинению в присвоении и приватизации госсобственности (см. подробнее материал «ПИВТ выдвинула ультиматум Рахмону»).
Однако закрыть партию никак не получалось. Например, в конце августа Минюст Таджикистана опубликовал решение о том, что министерство закрывает партию в связи с тем, что «численность участников партии меньше, чем требуется для официальной регистрации» и милостиво предоставил ПИВТ десять дней для самоликвидации.
В ответ руководство партии заявило, что «данные по закрытию ячеек нашей партии не достоверны» и отказалось прекращать партийную деятельность. Ибо решение Минюста было абсурдно — партию может ликвидировать съезд (если будет принято такое решение) или суд, но для этого нужны серьезные основания, а не домыслы чиновников. (Согласно законодательству Таджикистана и уставу ПИВТ, только партия имеет право на создание или закрытие партийных ячеек, а никак не Минюст РТ).
Съезд партии планировался на 15 сентября, но 24 августа решением суда в Душанбе был опечатан офис ПИВТ. Тогда политсовет партии сделал заявление: «Учитывая последние события в стране и возрастающее давления на ПИВТ, а также закрытие нашего офиса, политсовет партии принял решение отложить проведение съезда».
Но, похоже, до съезда дело может и не дойти. Нашлось основание для закрытия партии, напоминающее до боли процесс ликвидации партии «Алга» в Казахстане, которую обвинили в пропаганде экстремизма, терроризма и во всех прочих антигосударственных грехах. Как известно, крайним следователи КНБ сделали лидера партии Владимира Козлова, который по сей день отбывает срок за, якобы, разжигание социальной розни и призывы к насильственному свержению власти.
Теперь в такую же ситуацию попал лидер ПИВТ Мухиддин Кабири. Как пишет государственное информагентство Таджикистана «Ховар», мятежный генерал-майор Абдухалим Назарзода был только исполнителем, а заказчиком путча в Таджикистане являлся проживающий нынче в Турции глава ПИВТ Кабири. Якобы, генерал-майор Абдухалим Назарзода похитил в воинских частях не менее двух грузовиков с оружием, чтобы вооружить сторонников Партии исламского возрождения.
«Внештатная ситуация, когда активизировавшиеся в последнее время местные исламисты воодушевились действиями талибов и «Исламского государства» (ИГ), показали свои истинные планы захвата власти и государственного переворота, была предсказуема и ожидаема», — говорится в статье.
«Мы живем в мире, где один умный человек может сделать разумными немногих, но один дурак рождает сотни тысяч дураков. Такое происходит сейчас, когда Партия исламского возрождения, не скрывавшая, что у нее есть подполье, осуществила угрозу и вывела из него своих вооруженных террористов. Этому предшествовали многократные длительные «командировки» и встречи лидера ПИВТ Мухиддина Кабири за рубежом, а также его долговременное проживание в Турции, где он обосновал идеологический штаб», — считает автор статьи.
По нашей информации, таджикские силовики уже провели обыски в доме Мухиддина Кабири и все его имущество опечатали. После чего им остается сделать только один шаг — превратить лидера партии в матерого террориста-экстремиста.
По мнению российского эксперта по Центральной Азии Андрея Грозина, «из Кабири такой же заговорщик, как из нашего правозащитника Сергея Адамовича Ковалева. Кабири всегда был человеком покладистым, договороспособным, гибким. Кабири называли марионеткой Рахмона, говорили, что он чуть ли не тайно получает зарплату в администрации президента, что он соглашатель, что он сливает все ценности, которые лежат в основе ПИВТ. Кроме того, Кабири — это человек, который не имел авторитета и реального доступа к людям, которые могли бы реально встать во главе такого гипотетического заговора».
По мнению Грозина, замминистра обороны Абдухалима Назарзоду специально «подверстали» к ПИВТ для того, чтобы закрыть партию.
«Ни один специалист по Центральной Азии в России не поверит в то, что Кабири — заговорщик. Там кто угодно мог бы планировать переворот, и, скорее всего, кто-нибудь из близкого окружения президента, из его родни, но не Кабири. Просто потребовалось прикрыть ПИВТ», — заявил Андрей Грозин в интервью ИА IslamNews.
К слову, пока еще живая партия пытается показать властям, что готова к мирному диалогу. В частности, политсовет ПИВТ распространил заявление, в котором опроверг причастность генерала Назарзода и его сподвижников к партии и напомнил, что, согласно законодательству республики, сотрудники силовых структур не имеют права быть членами той или иной политической партии.
Политсовет ПИВТ делает вывод, что давление на партию оказывается в целях доведения ее руководства до крайностей, чтобы потом легко было обвинить их в экстремизме и радикализме. При этом партийное руководство призвало членов и сторонников партии не поддаваться различным провокациям и содействовать государственным органам в стабилизации ситуации в стране.
Помогут ли такие заявления? Вряд ли, скорее всего, приговор ей уже вынесен, Муххидина Кабири заочно осудят, а партию прикроют по казахстанскому сценарию с конфискацией всех активов. Во всяком случае, именно такой сценарий ожидают таджикские журналисты, с которыми нам удалось побеседовать.
Но возникает вполне резонный вопрос, зачем Эмомали Рахмон собственными руками создает радикальную оппозицию из людей, которые теперь будут уверены, что с государственными органами мирно разговаривать бесполезно?
Кстати, международные правозащитные организации призвали правительство Таджикистана прекратить действия, направленные на закрытие Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), предоставив возможность этой партии вести свою деятельность.
Об этом говорится в распространенном сегодня совместном заявлении Human Rights Watch, Норвежского Хельсинкского комитета и Ассоциации по правам человека в Центральной Азии.
«Таджикские власти должны прекратить кампанию по преследованию членов партии, предоставив политическим партиям свободу действия», — отмечается в заявлении.
«Принудительное закрытие ПИВТ происходит на фоне общего подавления гражданских и политических прав со стороны правительства Таджикистана. Власти заключили в тюрьму активистов оппозиции и журналистов, критики правительства были экстрадированы или похищены из-за рубежа, деятельность неправительственных организаций подвергается обременительным проверкам», — заключается в заявлении правозащитных организаций.