Назарбаев вновь заявил о готовности помирить Россию, Украину и Евросоюз и отправился в Киев с рабочим визитом. Однако мы уверены на сто процентов – из этого опять ничего не выйдет. Не может быть независимым посредником тот, кто полностью зависит от Кремля.
Сегодня, 22 декабря, президент Казахстана отправился с рабочим визитом в Киев. Накануне в интервью казахстанским журналистам он заявил, что готов оказать помощь в урегулировании ситуации в Украине.
«Я считаю, что Казахстан одинаково относится к России и Украине. У нас нет никакого конфликта интересов. Я тот объективный менеджер, который не поддерживает никакую сторону, занимает нейтральную позицию и может внести конструктивную лепту», — буквально заявил Нурсултан Назарбаев.
Сторонам, по его мнению, необходимо договориться по тем пунктам, по которым совпадают стремления Украины, России и Европы: прекращение войны, освобождение пленных, помощь в восстановлении Восточной Украины, определение статуса языков. «Эти вопросы следует вывести на уровень президентов и вместе с европейцами прийти к соглашению», — сказал он, предложив, таким образом, свою помощь посредника.
Намерения похвальные, но с исполнением их точно будет напряженно. Казахстан и ее лидер не способны исполнять роль посредника по многим причинам. Самая главная — Казахстан тесно связан с союзниками по ЕАЭС и ОДКБ.
Напонмим, что Нурсултан Назарбаев 7 ноября 2014 года подписал закон РК «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке». А в нем есть статьи 3 и 4, которые связывают Казахстан по рукам и ногам и привязывают его к России, как бы последнюю ни кидало из стороны в сторону в ее внешней политике.
Предлагаем две цитаты, которые говорят сами за себя.
Согласно статье 3, «Договаривающиеся Стороны не будут участвовать в каких-либо блоках или союзах, направленных против любой из них. Каждая из Договаривающихся Сторон будет воздерживаться от участия в каких-либо действиях или от поддержки таких действий, направленных против другой Договаривающейся Стороны, и не допустит, чтобы ее территория была использована в целях подготовки или осуществления агрессии или иных враждебных действий против этой другой Договаривающейся Стороны. Каждая из Договаривающихся Сторон не будет оказывать помощь третьим государствам при возникновении вооруженных конфликтов между этими государствами и другой Договаривающейся Стороной».
Статья 4 предусматривает: «Договаривающиеся Стороны проводят согласованную внешнюю политику, тесно взаимодействуют в деле укрепления мира, повышения стабильности и безопасности на евразийском пространстве и во всем мире. В этих целях Договаривающиеся Стороны укрепляют равноправное стратегическое партнерство. В интересах координации своей внешней политики Стороны используют и совершенствуют механизм регулярных встреч, прежде всего на высшем и высоком уровнях, проводя регулярный обмен мнениями и согласовывая позиции по вопросам двусторонних отношений, актуальным международным проблемам, представляющим взаимный интерес».
Таким образом, Казахстан и его президент связаны отныне по рукам и ногам, подписав обязательства согласовывать каждый свой шаг с Кремлем.
Что касается остальных причин, то в таких сложных и системных конфликтах, как в Украине, собственный политический вес «посредника» имеет первостепенное значение. Казахстан же с этой точки зрения «легковес», максимум — чемпион Центральн-Аазиатского региона, и то не абсолютный, поскольку с этим не согласен Ташкент.
Да, казахстанский «лидер нации» любит посредничать в различных международных и межгосударственных спорах, но только если это безопасно для него. Попытка же «примирить Москву и Брюссель в условиях, когда обострение противоречий еще не достигло высшей точки, а у России слишком много рычагов влияния на Казахстан, сродни попытке примирить волка с овцами — то есть можно пострадать самому.
Ну и наконец еще одна причина: если кого и очень испугали действия российских властей в Украине, то это в первую очередь Акорду и «лидера нации». Вопрос преемственности власти в Казахстане, а следовательно, и сохранения действующей политической системы становится главным во внутриполитической повестке дня. Готовность Путина к неким чрезвычайным, пусть и скрытым действиям превращает Кремль в одного из игроков на казахстанском политическом поле. Причем игроком ключевым, потому что без санкции Путина процесс передачи (унаследования власти) может пойти не так, как планирует елбасы и его окружение, или пройдет по плану, а потом начнутся неожиданности.
Безусловно, с нашей позицией не все согласны. Одни политологи говорят о стремлении Казахстана в Европу, другие о его зависимости от Китая, и влияние Поднебесной, действительно, весьма высоко в республике. Однако после подписания всех вышеозначенных документов, самый важный из которых — договор о создании Евразийского экономического союза, стремление Акорды сделать страну транзитным коридором между Китаем и Европой — это лишь свидетельство того, что Казахстан превращается в стратегический мост между Китаем и Россией.
Планы казахстанских властей найти в Европейском союзе противовес России в политической и экономической сферах превращают республику в черный ход, через который российские государственные и квазигосударственные структуры могут беспрепятственно и безнаказанно завозить новые технологии, оборудование и практику.
«Вторичность казахстанской государственности и госаппарата пока еще не заметна, но она будет становиться все более явной по мере того, как будут нарастать и усложняться народнохозяйственные связи. Если сегодня Акорда не может открыть российский рынок для казахстанского алкоголя, а казахстанский рынок для российского бензина, то можно ли поверить в то, что через пять — десять — двадцать лет, нас услышат? Более того, воспримут?!» — писал наш политический обозреватель Мухамеджан Адилов в своем политобзоре.
Вот у того же «батьки» Лукашенко всегда есть за пазухой козырной туз — если Россия перестанет его воспринимать, то он может тут же взять курс на Европу, куда его с радостью пустят. У Казахстана такого козыря нет, рядом с ним Китай и Россия, поэтому он может выбирать только между ними или пытаться держаться где-то посередине.
Что же касается Европейского союза, США, НАТО и так далее, то максимум, что теперь позволено Казахстану, так это смотреть в их сторону. Мы уже даже не удивимся, если узнаем, что график крупных политических мероприятий в Казахстане, включая следующие парламентские и президентские выборы, утверждался не только в Акорде, но и в Кремле. Ведь то, что вносит путинская Россия в регион, это наша стандартная политическая практика, только продленная за пределы республики.
Так что ответ на вопрос, может ли Нурсултан Назарбаев быть посредником в конфликте между Украиной, Европейским союзом и Россией, будет отрицательным. Путина елбасы боится сильнее, чем Европу вместе с США и их союзниками по антироссийским санкциям.