Движение «Поколение», объединявшее всех пенсионеров страны, с 1 ноября приостанавливает свою деятельность. У него нет средств содержать офис и оплачивать почтовые расходы на пересылку газет и своих бюллетеней по республике.
Лидер движения Ирина Савостина передала статью-размышление, которую она написала по этому прискорбному поводу, которую мы и предлагаем вниманию наших читателей.
…«Поколение» как общественная организация приостанавливает свою деятельность. Дом ДЕМОКРАТИИ, которым в начале девяностых гордился Казахстан, превратился в сборище коммерческих организаций. В общем, нет демократии, нет и Дома. Очень больно вспоминать презентацию этого события. Когда более ста национальных центров славили эту демократию и надеялись на какую-то необыкновенную свободу.
В общем, «Поколение» дольше всех продержалось в этом историческом здании. Не знаю, как оно теперь называется, но назвать его Домом демократии просто грешно.
Двадцать два года деятельности «Поколения». Как же мы жили и какие вопросы решали? Сначала нас считали ярой и безнаказанной оппозицией. Затем признали, что мы не оппозиция. Что говорим мы о проблемах насущных, и решать их необходимо. И за то, на чем мы настаивали и в чем убеждали правительство в лихие девяностые, нас осуждали, штрафовали, судили, сейчас приглашают в комиссии решать эти застаревшие проблемы.
Не могу быть голословной, приведу лишь один пример — как бились мы против модели пенсионного обеспечения ЧИЛИЙСКОГО варианта в 1994 году. Но наше правительство этого не хотело слушать, и вот мы пришли к финалу. Что даже Чили отказалось от своей затеи. Ну а мы, как видите, за эти годы не только потеряли более миллиона пенсионеров, но мы потеряли веру в демократию, свободу, мы потеряли веру к правительству, мы потеряли веру в такой цирк, который называется Парламентом. Ну что ж, думаю, что вся эта рьяная орда войдет в историю наравне с фашизмом.
15 лет мы честно работали. Не было у нас ни выходных, ни отпусков. Спонсировала нас заграница. Но своей Родины мы не предавали и на поводу ни у одного спонсора не шли. Мы решали проблемы стариков, мы решали проблемы всего, я считаю, героического моего поколения. Положение пенсионеров в Казахстане я думаю всем здравомыслящим ясно. А пожилые люди стали бояться пенсии. Уже за год до выхода на пенсию приходит в «Поколение» и просит подсчитать, как он будет жить пенсионером.
Видимо уже возраст подходит к тому, что бы подводить итоги своей жизни и в памяти всплывает вся прожитая жизнь с раннего детства.
Через два месяца наступает ЮБИЛЕЙНЫЙ год окончания Второй мировой войны. Прошло 70 лет после этого мирового противостояния, но народ, а именно та часть народа, которая воспитана на любви к Родине, народ, который дорожит своей историей, еще идет на раскопки и достает останки с медальонами тех, кто отстоял не только нашу Родину, но и Европу от фашизма в 1941—45 годах.
Я думаю, что это национальная черта советского человека — помнить историю своей Родины. Еще в пятом классе мы учили целую поэму «Бородино». А уж Вторая мировая война вошла с кровью в каждую семью.
Видимо, именно поэтому движение «Поколение» было так активно все эти годы. Люди приходили с разными проблемами: от контроля за начислением пенсии до прав наследования. Сейчас, в период кризиса, имея стаж работы, превышающий конституционный, пенсионеры имеют минимальную пенсию. Они не в состоянии оплатить коммунальные услуги, они не в состоянии оплатить лечение. С подачи «Поколения» около сотни стариков высудили для себя дополнительное пособие как «труженику тыла».
Вот на этой тему в преддверии наступления юбилейного праздника мне и хочется остановиться. Читаю законодательные, или еще их называют НОРМАТИВНЫЕ, документы нашего правительства для получения к пенсии пособия в 3 850 тенге. И не перестаю удивляться тупости наших чиновников. Именно по настоянию этих чиновников согласно правительственному постановлению необходимо представить двух свидетелей о том что, будучи школьником, ты трудился, или справку, или трудовую книжку. И невдомек этим чиновникам, что никаких справок в то время не выписывали.
Не давали трудовые книжки детям, которые вместо уроков физкультуры, рисования, пения укладывали в ящики патроны, в госпиталях стирали бинты, собирали металлолом, шили кисеты и рукавицы с двумя пальцами. В те суровые времена даже после ожесточенных боев бывало командир отстегивал со своей гимнастерки орден и сам, без какого либо удостоверения, пристегивал его герою, отличившемуся в бою.
Что касается трудовых книжек. Очень стыдно, что наши чиновники не знают, что трудовые книжки в сельской местности стали выдавать только в 1953 году после смерти Сталина. А до этого колхозники по сути своей были крепостными и жили без паспортов, а за свой труд получали расчет тем товаром, который вырастили на полях.
Не знают наши чиновники, что даже электричество в село пришло накануне войны. А я вот, будучи ребенком, усвоила песню Руслановой «Вдоль деревни от избы и до избы зашагали торопливые столбы. Зашумели, загудели провода, мы такого не видали никогда». Вот на каком уровне была цивилизация в деревнях.
А ведь школьников в основном вывозили работать в сельскую местность. И эта традиция работы подростков в колхозе сохранилась и в наше время. Последние пять лет я ездила с ребятами на работу в колхоз Сатарова на табак. О каких свидетелях может идти речь после 70 лет жизни? Спросить бы у наших чиновников, помнят ли они, с кем 30 лет назад они сидели на горшке в детском саду.
Бессонными ночами я вспоминаю жизнь в те военные и послевоенные времена. Я сравниваю ее с теми подарками судьбы, что мы имеем сегодня. Согласно статистике во время войны погибло два миллиона детей. Погибло от военных действий, от голода, болезней, несчастных случаев.
Во время войны рождаемость была на нуле. Мужики воевали, а женщины до потери пульса работали под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Подростки стояли у станков и вырабатывали норму, установленную для взрослых. Вечерами учились в вечерних и заочных школах. И не о дискотеках мы мечтали. Мы хотели кушать и очень хотели спать. В осажденных городах подростки дежурили на крышах домов и сбрасывали щипцами зажигательные бомбы, сбрасываемые фашистскими самолетами.
Кончилась война. Сколько отцов не вернулось с полей войны. И я до сих пор смотрю на этот праздник ПОБЕДЫ по-особому. Это праздник для тех, кто не хоронил близких, но для многих это день скорби, слез и потерь.
В Алма-Ате я живу с 1947 года и помню, как по проспекту Сталина рано утром от вокзала станция Алма-Ата‑2 целой волной, а это не одна сотня, на деревянных подставочках, которые катились на шумных подшипниках, без ног, а часто и без рук выезжали инвалиды. Было у них там где-то пристанище, а вечером так же шумно они возвращались к вокзалу на ночлег. Эти инвалиды ремонтировали обувь, делали и продавали примусные иголки, а в основном побирались около магазинов, ресторанов и около Зеленого базара.
Сколько погибло в той войне. И правительство этот фактор из своей деятельности не упускало.
Советскому Союзу нужен был народ. И в то время знали, что ДЕТИ — ЭТО БУДУЩЕЕ ЛЮБОГО ГОСУДАРСТВА. Аборты были запрещены. Причем за аборты судили. Появились льготы для многодетных семей, осиротевших. Появились детские дома. Нахимовские и суворовские училища, ФЗУ. В то же время был введен налог на бездетность. За рождение детей женщины награждались орденами. А 1 июня был учрежден ДЕНЬ ЗПЩИТЫ ДЕТЕЙ.
Работа была обязательным фактором для каждого гражданина. Во-первых, судили ЗА ТУНЕЯДСТВО. И второе, не работаешь — не получишь хлебных и продуктовых карточек. А это смерть. Голодная смерть. За работу платили определенную заработную плату и давали ордена и почетные грамотны. И хотя их невозможно было съесть, народ гордился этими наградами.
А посмотрите, какова была участь детей корейцев, которые в основном были репрессированы. Казахстан самое многонациональное государство. Это именно в Казахстан ссылались поляки из Белоруссии, немцы с Поволжья, чеченцы и ингуши с Кавказа и корейцы с Дальнего Востока.
Какова была участь этих детей? Почитай Приставкина «Ночевала тучка золотая». Наша трудовая жизнь была сплошной борьбой. Борьба за выполнение плана, борьба за выполнение пятилетки за три года, повышенные обязательства в честь полета Гагарина, повышенные обязательства в честь 7 Ноября и 1 Мая. В общем, работать спустя рукава наше поколение не могло.
Можно ли скинуть со счетов, как с самого начала Второй мировой в Казахстан стали эвакуировать завод Кирова и вообще ведущее производство страны. Даже Мосфильм пересилили в Алма-Ату, и вся эта эвакуированная армия начинала работать прямо с колес. Ну, об освоении целины, о строительстве новых производственных мощностей говорить не будем. Молодежь ехала на эти стройки, на целину с большим энтузиазмом и с песнями. Ехали по призыву партии.
И вот подошла старость. И выпала она как раз на период перестройки. Интересно, подсчитал кто-нибудь, сколько погибло людей за этот перестроечный период. Сколько людей покинуло РОДИНУ. Как изменилась нравственность наших людей. Интересно, кто-нибудь кладет сейчас ключ от квартиры под половичок возле двери, как это было в Советском Союзе?
Сейчас наша страна превратилась в какую-тобандитско-воровскую группировку. И если раньше мы по телевизору смотрели фильмы о любви и трудовых подвигах, сейчас нас воспитывают, показывая «Суд идет», «Бандитский Петербург», в общем, фильмы, где герои воры бандиты, аферисты.
Деньги застилают глаза. Это единственное мерило жизни и общественного положения каждого индивидуума. И я это не осуждаю. Потому что идешь к врачу — плати, в школу — плати, к чиновнику заверить справку — плати. Сейчас даже когда призываешь народ выйти с протестом по какому-нибудь беззаконию, и то спрашивают, а что за это будут давать?
Нищета и безработица. Посмотрите на оптовках — сколько здоровых, сильных мужиков таскают тележки с китайским и черт знает чьим еще барахлом. Я, например, по возрасту вижу, что это дети тружеников села, которые поднимали целину и являлись героями труда в советское время. Их отцы осваивали новые земли и пасли тучные отары скота. Благодаря именно их труду Казахстан считался житницей Советского Союза.
Я помню, как была в Москве и видела, как москвичи стояли в очередь за мясом сайгака. И стоило оно 1 рубль килограмм. Где теперь это мясо, где наш казахстанский ребристый хлеб, которым в начале девяностых я удивила французов? Где наши яблоки? Где яблони, которые росли по улицам и на территории ВДНХ?
Но я отвлеклась от темы моего поколения. 2015 год юбилейный, год окончания самой жестокой войны. И в «Поколение» идут и идут старики, рожденные в 1937 году, чтобы оформить дополнительно к нищенской пенсии в 35—40 тысяч тенге пособие как «труженику тыла». А комиссии при акиматах изо всей силы препятствуют этому.
Порою я думаю: вот если бы действительно была бы «машина времени». Я хотя бы на год повернула бы время вспять для наших чиновников. Чтобы они поели чумизу и картофельные очистки. Поспали бы по несколько человек в одной постели, согревая друг друга. Чтобы отведали, что такое цитварное семя от глистов, что такое засыпка дустом от вшей, а главное, испытали бы, что такое продуктовые и хлебные карточки на семью.
Я уверена, что лет эдак через 50 историки осудят наших вождей перестройки, как в свое время судили на Нюрнбергском процессе фашистов.
Ну а сейчас стоит обратить внимание на статистику. А именно, сколько у нас осталось в живых участников ВОВ, сколько награжденных орденами Великой Отечественной войны, есть хоть один герой Советского Союза, награжденный Звездой? Сколько у нас тружеников тыла?
Ведь нельзя отрицать, что если бы у нас не было такого героического тыла, то никакой фронт бы не выстоял…