Инвалиды-регрессники АО «АрселорМиттал Темиртау» вновь поставили вопрос о выплатах компенсаций за утраченную на производстве трудоспособность. Экс-шахтеры попросили прокуратуру Карагандинской области разобраться, почему работодатель вопреки законодательству делает перерасчет без учета роста минимальной заработной платы по стране и повышения зарплаты по предприятию.
Автор: Лариса ЧЕН
«Нас снова обманули!» — заявили члены инициативной группы шахтеров-регрессников угольного департамента АО «АрселорМиттал Темиртау» Сергей Бажанов и Иван Штрек. «Рассказ об обмане» они начали с предыстории. Больше двух лет они добивались перерасчета выплат за утраченное на производстве здоровье. До 1 января 2011 года регрессникам компенсации начислялись по заработной плате 90‑х годов и составляли мизерные суммы, на которые инвалиды не могли прожить. А с начала прошлого года вступили в действие поправки в законодательство, принятия которых так долго добивались инвалиды.
Согласно этим поправкам, компенсации регрессникам должны начисляться, исходя из средней заработной платы на сегодняшний день (943‑я статья Гражданского кодекса РК). Однако радость инвалидов по этому поводу оказалась поспешной. Невзирая на принятые поправки, работодатель, по уверениям регрессников, все равно не исполняет закон.
- При начислении нам компенсаций не учитывается рост МЗП (минимальная заработная плата), который, согласно официальной статистике, составил 9%, — пояснил регрессник Сергей Бажанов.
Регрессники уверяют, что даже без принятия пресловутых поправок могли бы добиться перерасчета, если бы были «подкованы» юридически в начале своей борьбы. Ведь даже главный документ страны — Конституция — гарантирует инвалидам, пострадавшим на производстве, право на получение минимальной заработной платы.
- Работодатель, чтобы экономить на нас, постоянно выбирает для себя ту статью законодательства, которая ему выгодна, и даже не саму статью, а ее часть, — добавил инвалид II группы Иван Штрек. — 283‑я статья ГК РК гласит: «Сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина (в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и др.), с официальным увеличением минимальной заработной платы пропорционально увеличивается». Этот пункт закона никто никогда не исполнял. С 1995 года минимальная заработная плата по стране выросла в 3,5 раза, то есть больше, чем месячный расчетный показатель, по которому нам начисляли компенсации. Если бы работодатель исполнял закон, лично я получал бы сейчас примерно на 20% больше, чем получаю. А за последние два месяца мне было начислено 106 и 115 тысяч тенге.
Возмущены регрессники и тем, как исполняется пресловутый 6‑й пункт статьи 938 ГПК РК (при увеличении работодателем, признанным ответственным за причиненный вред, размера средней заработной платы работника такой же профессии и квалификации производится перерасчет сумм возмещения утраченного заработка, определяемых в процентах к увеличенному среднему месячному заработку, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии ее — общей трудоспособности).
- Законы должны исполняться так, как они записаны, — горячился Иван Георгиевич. — А «Миттал» грубейшим образом нарушает наше законодательство! В законе четко указано, что перерасчет регрессникам должен делаться сразу же, как только повышается зарплата на предприятии. Они этот перерасчет делают один раз в год, тогда как, даже по данным статистики по предприятию, зарплата поднималась несколько раз за год, и делают так, как им выгодно!
В своем письме в прокуратуру регрессники указали, что законодательством было предусмотрено: если рост заработной платы на предприятии был меньше, чем рост МЗП по стране, то начисления должны были делаться с учетом роста МЗП. И в те годы, когда «Миттал» заработную плату не поднимал, индексация должна была проводиться по росту МЗП. В реальности, по словам бывших горняков, этого не делалось никогда.
- Минимальная заработная плата, бывало, поднималась даже несколько раз в год, — говорят инвалиды. — Этот рост они должны нам компенсировать за все годы действия данных статей закона (начиная с 90‑х ). Только за 2011 год МЗП выросла на 9% (это больше, чем рост зарплаты на предприятии), но работодатель, по вине которого мы потеряли здоровье, не учитывает этого показателя при начислении нам компенсаций.
Как пояснили регрессники, они хотят добиться неукоснительного исполнения закона. То есть чтобы перерасчет с ростом заработной платы производился не раз в год, а с каждым повышением зарплаты на предприятии. А также, чтобы ежегодно производилось сравнение показателей роста МЗП и зарплаты по предприятию и в случае, если рост МЗП превышает рост зарплаты, начисление доплаты.
По словам Сергея Бажанова, надзорный орган не раз помогал инициативной группе в их борьбе за пересмотр законодательства. И потому сейчас они также возлагают надежды на поддержку прокуроров — в части исполнения закона.
- Эту проблему мы пытались решить через суд, но суд первой инстанции оказался на стороне работодателя, — рассказал Сергей Бажанов. — Хотя у нас на руках есть документы, подтверждающие факты повышения заработной платы на тех предприятиях, где мы травмировались. Факт роста МЗП вообще не оспаривается. И тем не менее суд проигнорировал наши доводы.
В пресс-службе АО «АрселорМиттал Темиртау» нам сообщили, что в части регрессных выплат компания строго выполняет положения Гражданского кодекса РК.
- Статья 283 ГК РК носит общий характер, — считает руководитель отдела по связям с общественностью АМТ Роман Ильтьо. — Вопросы возмещения вреда жизни или здоровью при исполнении трудовых (служебных) обязанностей регулируются правилами главы 47 ГК РК, т.е. положениями специального характера. Поэтому до вступления в силу изменений к ГК РК в апреле 2011 г. регрессные выплаты индексировались на процент роста МРП.
По словам г‑на Ильтьо, после вступления в силу изменений к ГК РК законодатель привязал регрессные выплаты к фактической средней заработной плате работника такой же профессии и квалификации (п. 6 ст. 938). При повышении заработной платы компания проводит перерасчет в сторону увеличения и регрессных выплат.
- Так, по мере повышения зарплат на предприятиях угольного департамента компания увеличивала и размер регрессных выплат: в апреле 2011 года, в июле-августе 2011-го, а также в начале 2012 года.
Требования же о перерасчете ранее выплаченного возмещения ущерба по новым правилам (т.е. до вступления в силу изменений в ГК РК 12. 04. 2011) в пресс-службе компании назвали «некорректными».
- Указанные изменения вступили в силу с даты опубликования и обратной силы не имеют, — констатировал руководитель пресс-службы АО «АрселорМиттал Темиртау». — Здесь компания руководствуется положениями ГК РК, а также разъяснением Минтруда, где сказано, что «выплата сумм возмещения вреда работодателями в новых повышенных размерах будет осуществляться, начиная со дня вступления в силу Закона, то есть разница в размерах выплат за прошлое время не выплачивается».
На чью сторону встанет прокуратура, пока неясно, ведь официального ответа от нее регрессники еще не получили.
Read More:
Поправки есть, но нет перерасчета выплат