Новость о том, что с рабочими шахт хочет встретиться самый молодой депутат Европарламента от левой фракции Пол Мерфи, его представитель в СНГ — секретарь секции Социалистической партии Ирландии (КРИ) в СНГ Роберт Джонс и политический советник Таня Нимейер, вызвала воодушевление среди горняков. Раз уж до представителей местной власти не достучаться, почему бы не поделиться проблемами с европейцами.
Зал в здании бывшего профилактория города Шахтинска, где проходила встреча, был полон. Заместитель председателя ОО «Шахтерская семья» Тахир Мухамедзянов представил визитеров: лидера казахстанского движения «Соцсопротивление» Айнура Курманова, председателя Республиканского Независимого профсоюза «Жанарту» Есенбека Уктешбаева и европейских гостей, а затем предложил шахтерам рассказать о тех проблемах на производстве, с которыми им приходится сталкиваться. Уговаривать Тахиру Наримановичу никого не пришлось, участники встречи наперебой заговорили о том, что у них «накипело».
- Мы только что с поминок, — едва сдерживая эмоции, заговорили молодые горняки шахты «Тентекская». — Похоронили комбайнера, у которого не выдержало сердце. Руководство шахты заставило его проработать 18 часов подряд — три смены. Он пришел домой, лег и не смог подняться — тромб, остановка сердца. Ему было 55 лет, человек не доработал до пенсии…
- Это все результат политики, проводимой руководством «Арселор Миттал», — пояснил гостям Тахир Мухамедзянов. — Они сокращают рабочих, не уменьшая при этом объем производства. То есть люди несут двойную и тройную нагрузку, работают «за себя и за того парня».
Рабочие поведали гостям о том, что техника и оборудование закупается самого низкого качества — так работодатель экономит на технике безопасности. Что на нормальное медицинское обслуживание рассчитывать не приходится — в специализированной больнице нет ничего, кроме аспирина. Что профсоюз угольщиков «Коргау» защищает вовсе не интересы своих членов, а, скорее, работодателя. Что травмы, полученные на производстве, тщательно скрываются, а зачастую фиксируются как бытовые, лишь бы не выплачивать людям положенных компенсаций. И
- В Караганде происходит деградация угольной промышленности, — подытожил пенсионер, горный инженер со стажем работы более сорока лет Павел Спиридонович Ни. — Если раньше на шахтах трудилось 100 тысяч человек, то сейчас число шахтеров снизилось до 10 тысяч. Объем добычи сократился с 50 миллионов тонн угля до 10 миллионов. Миттал практически разрушил угольную промышленность Караганды. Культуры добычи нет — в шахтах грязь, людей заставляют работать в забое по 30 часов. Я обращался в прокуратуру, областной акимат, неоднократно выступал в СМИ, но вопросы эти никто не решает.
Выслушав всех желающих высказаться, Пол Мерфи поблагодарил участников встречи за их готовность открыто обсуждать проблемные вопросы. А также высказал мысль о том, что обмен опытом борьбы за свои права рабочих Казахстана с рабочими других стран может быть очень полезен и стать первым шагом в решении проблем.
- Я здесь нахожусь как официальный представитель левой фракции Европейского парламента, — сказал Пол Мерфи. — Эта группа состоит из 35 депутатов. Я буду использовать свою должность для того, чтобы выступать в Европарламенте, задавать неудобные вопросы и объяснить положение рабочих, в которое их поставил Миттал в этой стране. Мы будем пытаться воздействовать на правительство. Я считаю, что это очень важно, и я постараюсь распространить информацию о вашем положении через профсоюзные и рабочие движения Европы. Я считаю, что это та помощь, которую мы могли бы оказать вам.
Шахтеров вполне удовлетворило обещание Пола Мерфи. Расходясь, они благодарили иностранных гостей и выражали надежду на то, что этот их визит — не последний.
«Заграница» пообещала помочь
По завершениии встречи Пол Мерфи и Таня Нимейер согласились дать небольшое интервью для нас. Первым делом мы попросили гостей поделиться впечатлением от визита в Казахстан.
- Я впервые здесь, — сказал Пол Мерфи. — Мы сразу же приехали в Астану, и там меня потряс чудовищный контраст между богатыми районами и бедными. Просто
- По сравнению с прошлым годом, когда я приезжала сюда, мало что изменилось внешне, — поделилась Таня Нимейер. — Да, такое же расслоение, несправедливость. Но люди стали смелее. Нефтяники в Казахстане бастуют, отстаивают свои права. Сегодня диалог с шахтерами был очень конкретным, они озвучивали свои проблемы и обсуждали пути их решения.
- Как вы считаете, европейское сообщество может реально помочь рабочим в Казахстане?
- Думаю, да. Самое главное, мы сможем донести до всего мира правду, — ответила Таня Нимейер. — Перед тем как приехать сюда, мы запросили Европейский Банк об информации по забастовке в Мангистау. И получили ответ: мол, там протестует только небольшая группа рабочих.
- Как вы оцениваете поступок Стинга?
- Я считаю, что он сделал очень хорошее дело, — улыбнулась Таня. — После того как Стинг отказался выступать с концертом в Астане в знак поддержки нефтяников, весь мир понял, что эта забастовка на самом деле серьезная. Как я понимаю, он дал понять, что не станет выступать перед правительством, которое плюет на свой народ. Тем более что концерт его был рассчитан не на народ, а на определенный слой населения. Если не ошибаюсь, билет стоил больше тысячи долларов. Поэтому Стинг совершенно прав!
- Намерены ли вы еще приезжать в Казахстан и встречаться с рабочими?
- Я уверен, что этот наш визит — не последний, — решительно заявил Пол Мерфи. — Я уверен, что мы сможем помочь казахстанским рабочим.
Редакция: Смотрите небольшой видеосюжет о встрече шахтеров карагандинского региона с депутатом Европарламента Пола Мерфи в Шахтинске.
Смотрите видеоролик на YouTube
Read More:
Пол Мерфи встретился с шахтерами