20 декабря судья Бостандыкского райсуда Алматы Татьяна Черныш вынесла решение о закрытии газеты “Взгляд”. Повторив в решении слово в слово обвинительную часть из иска прокурора, судья “приговорила” газету к закрытию. Несмотря на то, редакция представила в суде экспертизы, сделанные специалистами фонда “Адил Соз”, Черныш не обратила на них внимания. Обратите вы и задайте себе вопрос “были ли основания для закрытия “Взгляда”, как экстремистского СМИ?”
Автор: Редакция
Две экспертизы выполнены специалистом-политологом Замиром Каражановым (мы публикуем ее ниже) и специалистом-филологом, доцентом Рахилей Карымсаковой (ее экспертизу мы приложили к этому материалу отдельным файлом из-за ее объема — больше 15 страниц).
Оба специалиста, имеют солидный стаж и опыт работы, в отличие от тех экспертов, что проводили экспертизу по заказу КНБ для процесса по делу Владимира Козлова. Напомним, что в той экспертизе фигурировали статьи из газеты “Взгляд”, которые экспертами были признаны экстремистскими.
Впрочем, игнорирование судьей данных экспертиз логично. Ведь госпожа Черныш вершила не правосудие, а выполняла заказ. В противном же случае, ей бы пришлось признать иск прокуратуры не просто безосновательным, а антиконституционным.
Общественный центр экспертиз по информационным и документационным спорам при ОФ “Әділ сөз”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА № 393 — Э
г. Алматы 13 декабря 2012 г.
Специалист — политолог Каражанов Замир Ануарович (специальность: “Политология”, стаж работы по специальности — 15 лет) — по поручению руководителя Общественного центра экспертиз по информационным и документационным спорам Аженовой Г.Х. от 06.12.12 на основании запроса заместителя главного редактора республиканской еженедельной деловой газеты “Взгляд” Щелковой Олеси Михайловны провел изучение представленного материала с целью разъяснения на основе специальных политологических познаний следующих вопросов.
Для анализа эксперту-политологу по комплексной экспертизе № 2054 от 01.06.2012 региональной научно-производственной лаборатории судебной экспертизы по г.Алматы министерства юстиции РК Р.Акбаровой по делу В.Козлова о разжигании социальной розни были поставлены 4 вопроса под номерами:
11) позволяет ли анализ представленных на исследование материалов СМИ, обращений и заявлений и других представленных материалов сделать вывод об аффилированности незарегистрированной партии “Алга” с т.н. Общественным движением “Халык майданы”, телеканалом “К+”, газетами “Взгляд”, “Голос Республики”, интернет портала “Республика” и их подконтрольности М.Аблязову, и о единстве их политических задач?1. позволяет ли анализ представленных на исследование содержания публикаций газеты “Взгляд” сделать вывод об их направленности на разжигание социальной вражды и розни?
12) позволяет ли анализ представленных на исследование содержания публикаций газеты “Взгляд” сделать вывод о наличии пропаганды насильственного свержения конституционного строя, насильственного захвата власти, насильственного удержания и подрыва безопасности
государства?
13) позволяет ли политологический анализ представленных на исследование публикаций газеты “Взгляд” определить, что содержание вышеуказанных материалов направлено на подрыв и разрушение государственных социально-политических
основ конституционного строя РК и в этой связи является экстремистской деятельностью, а также является ли данная деятельность причиной возникновения массовых беспорядков 16 декабря 2011
года в г.Жанаозен?
Специалистом-политологом в новом экспертном заключении поставленные вопросы были изучены на предмет компетенции. Специалист пришел к следующим выводам:
1. часть вопросов под номерами 12) и 13) касается исследования содержания и смысла, направленности, т.е. вопросы поставлены для специалиста-филолога;
2. часть вопросов выходит за пределы компетенции и филолога, и политолога, юридические термины типа “разжигание соц.вражды и розни” в вопросе являются некорректными;
3. вопрос под номером 11) является юридическим, т.к. ни политолог, ни филолог не может определять аффилированность с кем-то и подконтрольность кому-то. Аффилированность и подконтрольность могут определить следственные органы на основе изучения доказательств. Подрыв и разрушение государственных социально-политических основ конституционного строя РК — это правовая квалификация.
4. Вопрос под номером 14) выходит за пределы компетенции политолога.
Таким образом, специалист-политолог предлагает ответить на следующий вопрос:
Имеются ли в содержании представленных на исследование текстов признаки политического экстремизма?
Объекты и материалы, представленные специалисту для проведения лингвистического исследования:
1. Ксерокопия статьи Дарьи Максимовой “Кыргызы прогнали президента”, опубликованной в газете “Взгляд” 9 апреля 2010 года, №13 (149)
2. Ксерокопия текста статьи “Поддержать Сергея Уткина — дело каждого!”, опубликованной в газете “Взгляд” 22 декабря 2010 года, № 46
3. Ксерокопия текста статьи И. Винявского “По служебным обстоятельствам”, опубликованной в газете “Взгляд” 27 апреля 2011 г.
4. Ксерокопия текста статьи Алии Бассаровой “Спортсмены отомстят за друга”, опубликованной в газете “Взгляд” 10 августа 2011 года, № 26 (208).
5. Ксерокопия текста статьи “Бастующие нефтяники Жанаозеня: нам такая власть не нужна!”, опубликованной в газете “Взгляд” 19 октября 2011 года.
6. Ксерокопия текста статьи Амангали Рахметова “Кто лодку танцует, тот ее и раскачивает”, опубликованной в газете “Взгляд” 23 ноября 2011 года, №41 (223)
7. Ксерокопия текста статьи Тимура Азамата “Мы выбираем Жанаозен!”, опубликованной в газете “Взгляд” 28 декабря 2011 года, №46 (228)
1. Политологом проанализировано следующее высказывание в статье “Кыргызы прогнали президента. Революционный настрой соседей для казахстанцев не заразен?”
“Несмотря на прогнозируемую политологами неготовность казахстанцев к массовым акциям протестов, для стабильной ситуации в стране политическому режиму нужно все же искать возможность договариваться с оппозицией и искать точки соприкосновения. Дальнейшее же “заворачивание гаек” может “сорвать резьбу” с весьма печальными последствиями”.
В данном случае речь идет о том, что события в соседней республике могут повториться в Казахстане, если режим не будет идти на диалог (“искать точки соприкосновения”) с оппозицией, т.е. строится предположение. В статье проводится причинно-следственная связь, призыв к насильственным действиям отсутствует. Официальные власти Казахстана также видят причинно-следственную связь в революционных событиях в Кыргызстане. Суть ее в том, что игнорирование социально-экономических проблем (безработица, бедность и т.д.) чревато политической дестабилизацией.
“Не политикой надо заниматься, не баррикадами. Надо заниматься тем, чтобы сначала накормить народ, дать ему работу. В результате такого развития сегодня более половины населения Кыргызстана живет за чертой бедности. Очень большая безработица. ВВП на душу населения, сравните в Кыргызстане — 800 долларов, в Казахстане — 8000 долларов” (Президент РК Нурсултан Назарбаев 8 апреля 2010 года).
Разница в том, что фигурируют различные позиции. В статье автор говорит об отсутствии политического диалога, а руководство республики– запущенности дел в экономике Кыргызстана. В одном случае внимание обращают на субъективные причины революционных событий, в другом — на объективные причины.
2. Материал “Поддержать Сергея Уткина — дело каждого” — Коммуникативной целью данного текста является заголовок: Поддержать Сергея Уткина — дело каждого! Это обращение, призыв к каждому члену общества (или к обществу в целом) поддержать Сергея Уткина, которому грозит тюремный срок за преступление, которого он не совершал: “Почему защитнику нужна защита? Потому что ему начислили многомиллионные налоги за то, чего он не делал”. Призыв поддержать Сергея Уткина мотивирован не только добрыми делами юриста, сделанными для общества — отстаиванием праворулек, помощью водителям авто, дольщикам, участием в судах на стороне СМИ, критикой коррупционеров и т.д., но и идеями свободы, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за будущее своих детей и своей страны.
3. Оценка госслужащих в статье “По служебным обстоятельствам” действительно носит эмоциональный характер, применительно к госслужащим используются довольно хлесткие определения. Эмоциональная оценка в статье перекликается с жесткой оценкой главы государства в отношении деятельности госслужащих и работы госаппарата.
“Сколько можно говорить об этом?! На западе покупают маленькие семейные машины, потому что расход бензина маленький и (они) пробок не создают. А наши (госслужащие) — обнаглевшие, бывшие нищие, думают, что надо танки покупать. Престижно, видите ли, на танке сидеть. Полное бескультурье, необразованность” (Президент РК Нурсултан Назарбаев 3 июля 2012 года).
“Реализация индустриальной программы должна создать предпосылки для развития малого и среднего бизнеса, которому мы должны дать все необходимые условия и ресурсы для работы. Однако я продолжаю получать много жалоб от предпринимателей на ангажированность и коррумпированность судебной системы, местных органов власти, финансовой полиции. Административные барьеры для большинства бизнесменов — все еще недоступные Гималаи для них” (Президент РК Нурсултан Назарбаев 18 апреля 2011 года).
“В прямом эфире мне задали 40 тысяч вопросов. Сейчас я анализирую их до сих пор, сколько же людей получили ответы? Мне еще окончательных результатов не дали. Спрашивается, почему человек мне задал вопрос. Он прошел все инстанции, обратился к акимам аула, района, области, милиционеру местному обратился, судье. У него ничего не осталось, как обратиться ко мне. А тогда на фига вы все сидите там, я спрашиваю?” (Президент РК Нурсултан Назарбаев 29 января 2010 года, на расширенном заседании бюро политсовета НДП “Нур Отан”).
“Сегодня у нас некоторые акимы районов, городов сидят по десять лет. В этом ничего плохого нет, если продвигается работа, если там не застой, как мы говорили. Не имея зримых результатов, некоторые превратились в удельных князьков. От таких нужно решительно избавляться, да и сами должны понимать, что надо переходить на другую работу или уходить” (Президент РК Нурсултан Назарбаев 28 ноября 2012 года).
И т.д.
В статье “По служебным обстоятельствам” ничего нового не содержится. Ее герой — сотрудник постоянного представительства Казахстана при ЮНЕСКО Валерий Толмачев, также стал причиной недовольства президента работой Министерства иностранных дел (МИД). После инцидента в Италии МИД перешел к практике “нулевой терпимости”. “Я думаю, мы действительно будем серьезно подходить к кадровой политике министерства. Это наша важная задача. Я уверен, что эта задача всех других министерств, но наше министерство сейчас оказалось на виду, поэтому такой большой интерес” (Министр иностранных дел Ержан Казыханов 4 май 2011 года).
В этом году в Казахстане был введен мораторий на расширение штата госслужащих, т.е. органам власти, госструктурам запретили брать в штат новых сотрудников. А в последнее время руководство страны стало говорить об административных реформах: сокращение штата политических госслужащих, о повышении качества госуслуг для населения и т.д. Все это позволяет говорить о том, что руководство страны оценивает работу госорганов, как слабую, некачественную.
4. В статье “Мы выбираем Жанаозень” приводится утверждение о массовых пытках, нарушениях гражданских прав сотрудниками правоохранительных органов. Используется цитата из обращения общественной коалиции “Халык майданы”. Сам автор статьи (его текст, не цитата) только указывает на парадокс — утверждение полицейских, что участники событий оказали вооруженное сопротивление и отсутствие огнестрельных ранений среди самих полицейских.
5. Материал “Бастующие нефтяники Жанаозеня: нам такая власть не нужна”, содержит высказывание одного из участников незаконной акции протеста Турсыбай О. “Но работодатели и власти просто толкнули нас в политику. Мы заявляем: нам не нужна такая власть! Нам нужны перемены!”. Можно ли делать вывод о насильственном свержении конституционного строя? Из фразы: “нам не нужна такая власть! Нам нужны перемены!” не следует прямых выводов, призыва к свержению. В материале или в цитате не пересматривается конституционный строй: государственный суверенитет, республиканская форма правления, светский характер государства и т.д. Очевидно, что речь, скорее всего, идет о неэффективной работе местных органов власти.
Еще одна цитата перекликается с высказываниями главы государства: “Из-за равнодушия мы вынуждены обратиться в Европарламент и направить туда своих делегатов. Мы как сироты при живых родителях. Это позор! Живя в такой богатой недрами стране, мы вынуждены за кусок хлеба бороться! И что же делает власть? Она встает на сторону работодателя и иностранных инвесторов! Зачем нам нужна такая власть?!”. Любопытно, что давая оценку событиям в Жанаозене, глава государства также отметил:
“В целом, требования работников компании к работодателям были обоснованными, если и были нарушения трудовой дисциплины со стороны работников, работодателям не надо было забывать, что это наши граждане и они не свалились с Луны, их надо было выслушать и, по возможности, максимально поддержать, чего, к сожалению, не было сделано”. (Президент РК Нурсултан Назарбаев 22 декабря 2011 года).
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в статьях приводятся экспрессивные высказывания людей, а не редко сами материалы носят эмоциональный характер. Но следует учитывать, что в Жанаозене в течение 7 месяцев забастовок сложилась накаленная атмосфера. В этом смысле высказывания людей выражают не столько их отношение к власти, порядку или стабильности, сколько протестные настроения, которые охватили часть населения города. В данном случае стоит привести интересное мнение экс-главы компании АО “Разведка Добыча “КазМунайГаз” Аскара Балжанова.
“…Последняя многомесячная забастовка в Жанаозене была скорее выражением социального недовольства жителей, достигшего накала. Нефтяной город задыхался от накопившихся социальных проблем. В первую очередь это перенаселенность и безработица. Если в конце 70‑х годов ХХ в. здесь проживало чуть больше 40 тысяч человек, то с 2000 по 2011 год население выросло вдвое — до 125 тысяч человек. Прирост связан с миграционным потоком из соседних республик — Туркменистана и Узбекистана и высокой рождаемостью в регионе. Нефтяной городок притягивал многих, кто искал стабильную и высокооплачиваемую работу.
Естественно, имевшаяся инфраструктура не была готова к обслуживанию такой численности населения. Отсюда недовольство жителей уровнем медицинского обслуживания, нехваткой школ, дошкольных детских и досуговых учреждений, проблемами коммунального характера.
У нас вызывает удивление, что официальный уровень безработицы в Жанаозене оценивается всего лишь в 5 процентов. Я приведу только один пример. В 2010 г. во время очередной забастовки для удовлетворения требований забастовщиков РД КМГ пошло на увеличение численности филиала на 100 человек. Но было подано более 2,5 тысячи заявлений, в основном от безработных людей, имеющих нефтяные специальности. Исходя только из цифр, наглядно видно, что истинные показатели безработицы, скорее всего, прячутся в “лукавых” цифрах статистики”. (“Аскар Балжанов: Я не верю, что наши работники участвовали в беспорядках”. Газета “Литер” №222, от 24 ноября 2012 года)
ВЫВОДЫ:
Социальная рознь как преступление рассматривается в Уголовном кодексе РК Ст. 164, где дается следующее определение этому виду преступления.
“Умышленные действия, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, религиозной вражды или розни, на оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, сословной, национальной, родовой или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, а равно путем распространения литературы и иных носителей информации, пропагандирующих социальную, национальную, расовую, религиозную вражду или розни”
Ключевыми моментами являются “умышленные действия, направленные на возбуждение … вражды или розни…”, “пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку…”, “если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации…”.
Также следует обратить внимание на другое преступление — экстремизм, которое по смыслу является близким к социальной розни. В законе РК “О противодействии экстремизму” дается следующее определение экстремистской деятельности.
“Экстремистские действия — непосредственная реализация действий в экстремистских целях, включая публичные призывы к совершению таких действий, пропаганду, агитацию и публичное демонстрирование символики экстремистских организаций” (Закон РК “О противодействии экстремизму”, с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2012 г.).
Здесь ключевым моментом можно назвать “призывы к совершению таких действий…”.
Следует отметить, что в Казахстане декларируется политический плюрализм. Как гласит П.1 Ст. 5 Конституции РК: “В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие”. Плюрализм предполагает существование не только двух и более партийных организаций, идеологий, но и разных мнений и точек зрения. Поэтому важно проводить отличие между плюрализмом (высказыванием мнения) и призывом к насильственному действию (из определения экстремизма), разжиганием розни, вражды. В противном случае можно столкнуться с подменой понятия, когда борьба с экстремизмом ограничивает политический плюрализм. Таким образом, на вопрос: Имеются ли в содержании представленных на исследование текстов признаки политического экстремизма? следует дать отрицательный ответ.
Специалист-политолог Каражанов З.А.