Политические узники социальных сетей

Поли­ти­че­ские узни­ки соци­аль­ных сетей

Макс БОКАЕВ и Тал­гат АЯН в Аты­рау, Санат ДОСОВ в Акто­бе, Рус­лан ГИНАТУЛЛИН в Пав­ло­да­ре и Игорь ЧУПРИНА в Пет­ро­пав­лов­ске — люди очень раз­ные по сво­е­му обще­ствен­но­му ста­ту­су и сте­пе­ни извест­но­сти, а воз­мож­но, и по поли­ти­че­ским взгля­дам. Но их род­нит одна общая беда: все они сей­час нахо­дят­ся за решет­кой по обви­не­ни­ям в сугу­бо «язы­че­ских», то есть не насиль­ствен­ных и не иму­ще­ствен­ных, а сугу­бо сло­вес­ных преступлениях.
Аты­ра­ус­кие граж­дан­ские акти­ви­сты осуж­де­ны к
5 годам лише­ния сво­бо­ды по ста­тьям 174 и 274 (плюс денеж­ный штраф по «митин­го­вой» ста­тье, но сей­час речь не о ней, а о пер­вых двух). Пет­ро­пав­лов­ский бло­гер осуж­ден к 5,5 годам заклю­че­ния по ста­тьям 174 и 180, а его собра­тьев по несча­стью в Пав­ло­да­ре и Актю­бин­ске обви­ня­ют по одной 174‑й, как бы уни­вер­саль­ной для всех пяте­рых под­су­ди­мых в четы­рех реги­о­нах Казах­ста­на — двух запад­ных и двух северных.
При этом бро­са­ет­ся в гла­за еще и сво­е­го рода кон­вей­ер­ный харак­тер про­хож­де­ния этих судеб­ных про­цес­сов: суд над АЯНОМ и БОКАЕВЫМ начал­ся 11 октяб­ря и завер­шил­ся 28 нояб­ря, а уже на сле­ду­ю­щий день, 29 нояб­ря, начал­ся суд над ДОСОВЫМ. Суд над ГИНАТУЛЛИНЫМ начал­ся 22 нояб­ря и продолжится
12 декаб­ря, а при­го­вор ЧУПРИНЕ выне­сен 5 декаб­ря. Если смот­реть по дням неде­ли, то видим два пер­во­су­деб­ных втор­ни­ка и два при­го­вор­ных поне­дель­ни­ка плюс еще один поне­дель­ник с про­дол­же­ни­ем суди­ли­ща. Вот так и живем, меняя суд­ные поне­дель­ни­ки и втор­ни­ки с про­чи­ми дня­ми неде­ли, а вот дождем­ся ли осво­бо­ди­тель­но­го воскресенья?

Соц­се­ти без гра­ниц и очень стран­ные сепаратисты

И еще всех выше­на­зван­ных пяте­рых осуж­ден­ных или ожи­да­ю­щих при­го­во­ра род­нит то, что под уго­лов­ные ста­тьи о воз­буж­де­нии наци­о­наль­ной или соци­аль­ной роз­ни (ст.174), рас­про­стра­не­нии лож­ной инфор­ма­ции (ст.274) и про­па­ган­де нару­ше­ния уни­тар­но­сти и целост­но­сти Рес­пуб­ли­ки Казах­стан (ст.180) были под­ве­де­ны их выска­зы­ва­ния в соци­аль­ных сетях. Так­же во всех этих делах при­сут­ству­ет тема одно­го из «боль­ших сосе­дей» нашей стра­ны — в деле БОКАЕВА и АЯНА это тема «китай­ской угро­зы», в делах же ДОСОВА, ГИНАТУЛЛИНА и ЧУПРИНЫ — рос­сий­ская тема.
Бло­ге­ра Иго­ря ЧУПРИНУ из при­го­род­но­го села Соко­лов­ка Кызы­л­жар­ско­го рай­о­на Пет­ро­пав­лов­ский город­ской суд осу­дил за то, что он в пери­од с 1.09.2014 по 20.05.2015 (мате­ри­а­ла посве­жее, видать, не нашлось) при обще­нии с поль­зо­ва­те­ля­ми соци­аль­ной сети ВКон­так­те раз­ме­стил ком­мен­та­рии о жела­тель­но­сти при­со­еди­не­ния Казах­ста­на к Рос­сии. Эти идеи мож­но рас­це­нить как непа­три­о­тич­ные или даже анти­па­три­о­тич­ные для граж­да­ни­на Казах­ста­на, но где же здесь преду­смот­рен­ная 180‑й ста­тьей «про­па­ган­да нару­ше­ния уни­тар­но­сти и целост­но­сти РК» (в про­сто­ре­чии — сепаратизм)?
Нару­ше­ни­ем целост­но­сти стра­ны назы­ва­ет­ся отде­ле­ние от нее какой-либо части, нару­ше­ни­ем уни­тар­но­сти назы­ва­ют авто­но­ми­за­цию какой-либо обла­сти, одна­ко при­со­еди­не­ние цели­ком одной стра­ны к дру­гой нико­им обра­зом не под­па­да­ет под «сепа­ра­тист­скую» ста­тью УК. Здесь нали­цо рас­ши­ри­тель­ное при­ме­не­ние ста­тьи 180 и совсем уж «левое» при­ме­не­ние ста­тьи 174.
В пер­вом слу­чае при­го­вор севе­ро-казах­стан­ско­му бло­ге­ру Иго­рю ЧУПРИНЕ от 5.12.2016 напом­нил нам при­го­вор восточ­но-казах­стан­ско­му бло­ге­ру Иго­рю СЫЧЕВУ от 18.11.2015 (пять лет лише­ния сво­бо­ды по той же 180‑й ста­тье, но, прав­да, без 174‑й) за пере­пост на сво­ей стра­ни­це ВКон­так­те гуляв­ше­го по интер­не­ту опро­са о жела­тель­но­сти или неже­ла­тель­но­сти при­со­еди­не­ния к сосед­ней стране горо­да Рид­де­ра с окрестностями.
Это обви­не­ние несколь­ко бли­же к поня­тию о сепа­ра­тиз­ме, пре­сле­ду­е­мом по зако­ну, но загвозд­ка в том, что закон кара­ет имен­но при­зы­вы к нару­ше­нию целост­но­сти или уни­тар­но­сти госу­дар­ства, но никак не опрос поль­зо­ва­те­лей соц­се­ти об их отно­ше­нии к про­бле­ме. Вопрос не есть при­зыв, так что и год назад име­ло место рас­ши­ри­тель­ное при­ме­не­ние уго­лов­ной статьи.
Еще одна ана­ло­гия напра­ши­ва­ет­ся меж­ду выне­сен­ным в Пет­ро­пав­лов­ске 5.12.2016 при­го­во­ром Иго­рю ЧУПРИНЕ и выне­сен­ным 11.12.2015 в рай­цен­тре Кор­дай Жам­был­ской обла­сти при­го­во­ром бло­ге­ру Ерме­ку ТАЙЧИБЕКОВУ — 4 года лише­ния сво­бо­ды за воз­буж­де­ние наци­о­наль­ной роз­ни путем при­зы­вов к объ­еди­не­нию Казах­ста­на и Рос­сии в еди­ное госу­дар­ство. Опять про­из­воль­ное натя­ги­ва­ние преду­смот­рен­но­го зако­ном соста­ва пре­ступ­ле­ния на чисто сло­вес­ные дей­ствия, ника­ким зако­ном не криминализованные!
Казах­стан­ский закон охра­ня­ет бое­ви­ков ДНР и рус­ских фашистов?

Пав­ло­дар­ца Рус­ла­на ГИНАТУЛЛИНА задержали

5 июля — нака­нуне Дня сто­ли­цы, под мар­кой кото­ро­го у нас отме­ча­ет­ся день рож­де­ния дей­ству­ю­ще­го гла­вы госу­дар­ства (вот вам еще одна сцеп­ка поня­тий «культ лич­но­сти» и «поли­ти­че­ские репрес­сии»). Через пять меся­цев, про­ве­ден­ных в СИЗО, Рус­лан пред­стал перед судом по обви­не­нию в воз­буж­де­нии наци­о­наль­ной роз­ни на том осно­ва­нии, что в нача­ле года он раз­ме­стил на сво­ей стра­ни­це ВКон­так­те ссыл­ку на два видео­ро­ли­ка с YouTube. В этих видео­ро­ли­ках осуж­да­лись воен­ные дей­ствия на Дон­бас­се и такие явле­ния рос­сий­ской поли­ти­че­ской жиз­ни, как нацизм и фашизм, — сви­де­тель­ству­ют наблю­да­те­ли из Меж­ду­на­род­но­го фон­да защи­ты сво­бо­ды сло­ва «Адил соз».
Одна­ко, по вер­сии след­ствия и соглас­но про­ве­ден­ной по запро­су сле­до­ва­те­ля экс­пер­ти­зе, в этих роли­ках содер­жит­ся при­зыв к воз­буж­де­нию наци­о­наль­ной роз­ни. Чем имен­но обос­но­ван этот вывод, нам пока неиз­вест­но, одна­ко бога­тый опыт пра­во­за­щит­но­го наблю­да­тель­ства за подоб­ны­ми судеб­ны­ми про­цес­са­ми под­ска­зы­ва­ет нам воз­мож­ность пол­ной голо­слов­но­сти таких «экс­пер­тиз по вызо­ву» и осно­ван­ных на них обви­ни­тель­ных актов.
Совсем дру­гое дело — иссле­до­ва­ния неза­ви­си­мых экс­пер­тов, самым извест­ным из кото­рых по пра­ву счи­та­ют доцен­та кафед­ры жур­на­ли­сти­ки и пере­вод­че­ско­го дела уни­вер­си­те­та «Туран», кан­ди­да­та фило­ло­ги­че­ских наук Рахи­лю КАРЫМСАКОВУ (стаж рабо­ты по спе­ци­аль­но­сти — 44 года, опыт экс­перт­ной дея­тель­но­сти — 13 лет). По ее заклю­че­нию, в пред­став­лен­ных след­стви­ем видео­ро­ли­ках нет ни малей­ших при­зна­ков воз­буж­де­ния наци­о­наль­ной роз­ни или про­па­ган­ды вой­ны, фашиз­ма и нациз­ма, зато есть одно­знач­ное и жест­кое осуж­де­ние этих явлений.
Полу­чив две вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щие экс­пер­ти­зы, про­ку­рор попро­сил суд назна­чить еще одну — ком­плекс­ную. По-види­мо­му, рас­смот­ре­ние тако­вой экс­пер­ти­зы сле­ду­ет ожи­дать на судеб­ном заседании
12 декабря.

Казах­стан­ский закон охра­ня­ет честь рос­сий­ско­го президента?

Актю­бин­ско­го бло­ге­ра Сана­та ДОСОВА судят все по той же 174‑й ста­тье за воз­буж­де­ние соци­аль­ной (не наци­о­наль­ной — поче­му мы это под­чер­ки­ва­ем, наш чита­тель уви­дит даль­ше) роз­ни путем кри­ти­че­ских выска­зы­ва­ний о лич­но­сти и поли­ти­че­ском кур­се рос­сий­ско­го пре­зи­ден­та Вла­ди­ми­ра ПУТИНА.
Состав­ля­ет ли адре­сат досов­ских выпа­дов одной сво­ей пер­со­ной некую соци­аль­ную груп­пу вро­де «соци­аль­ной груп­пы “рос­сий­ское чинов­ни­че­ство”», как ино­гда фигу­ри­ру­ет в рос­сий­ских делах о «раз­жи­га­нии соци­аль­ной роз­ни», пока не зна­ем. Вот если бы ДОСОВУ вме­ни­ли воз­буж­де­ние не соци­аль­ной, а наци­о­наль­ной роз­ни, то мог­ли бы про­ве­сти такую логи­ку: ПУТИН — гла­ва не толь­ко рос­сий­ско­го госу­дар­ства, но и все­го «рус­ско­го мира», а зна­чит, в его лице казах­стан­ский бло­гер оскор­бил весь рус­ский этнос («Ты все­му наро­ду в душу напле­вал в моем лице!») — вот вам и воз­буж­де­ние нац­роз­ни. Одна­ко до такой логи­ки актю­бин­ские цер­бе­ры все-таки не додумались.
Пояс­ним, что о про­цес­се фейс­бу­ков­ско­го бло­ге­ра ДОСОВА мы впер­вые узна­ли не на Фейс­бу­ке или ВКон­так­те и вооб­ще не в соц­се­тях, а из пуб­ли­ка­ции кор­ре­спон­ден­та интер­нет-сай­та Ratel.kz Дмит­рия МАТВЕЕВА от 30.11.2016. В сво­ем мате­ри­а­ле он вос­про­из­во­дит фраг­мен­ты из постов или пере­по­стов Сана­та ДОСОВА, фигу­ри­ру­ю­щие в обви­ни­тель­ном акте по его делу:
«ПУТИН раз­ва­ли­ва­ет стра­ну. Никто не будет напа­дать [на Рос­сию], сам народ пой­мет, и тогда труд­но будет что изме­нить. Рус­ский, оста­но­ви фашизм на сво­ей земле!»
«Заду­май­тесь, поче­му ПУТИН все начи­на­ет от име­ни Рос­сии, а в кон­це все кру­гом вино­ва­ты. Куда и зачем ведет ПУТИН-фашист при­сво­ен­ную [им] Рос­сию с ее несмет­ны­ми богат­ства­ми, про­во­дя пол­но­мас­штаб­ную деби­ло-моби­ли­за­цию народа?»
А еще Санат ДОСОВ на сво­ей ФБ-стра­нич­ке напом­нил о доволь­но дав­них уже собы­ти­ях новей­шей исто­рии Рос­сии — взры­вах жилых домов в Москве и Вол­го­дон­ске в сен­тяб­ре 1999‑го, на кото­рых ПУТИН, как счи­та­ют мно­гие в Рос­сии и за ее пре­де­ла­ми, как раз и взле­тел из пред­се­да­те­лей ФСБ в пре­мьер-мини­стры, а отту­да и в пре­зи­ден­ты РФ, а так­же о гибе­ли в авгу­сте 2000‑го под­вод­ной лод­ки «Курск», на вопрос о судь­бе кото­рой ново­ис­пе­чен­ный пре­зи­дент ПУТИН невоз­му­ти­мо отве­тил: «Она утонула».
По пово­ду этих исто­ри­че­ских собы­тий актю­бин­ский бло­гер то ли сам сочи­нил, то ли пере­по­стил из Руне­та неза­тей­ли­вое двустишие:
Взры­вай дома, топи подлодку!
Баб­ло — дру­зьям, наро­ду — водку.
Из рос­сий­ской кара­тель­ной прак­ти­ки, кото­рая в ряде сво­их про­яв­ле­ний покру­че нашей, нам тем не менее неиз­вест­но ни одно­го слу­чая посад­ки кого-либо в тюрь­му за напад­ки на ПУТИНА по пово­ду взры­вов домов и гибе­ли «Кур­ска» впри­да­чу с кор­руп­ци­ей и алко­го­ли­за­ци­ей. Одна­ко у нас в Казах­стане такой слу­чай теперь есть: этот сти­шок на пол­ном серье­зе фигу­ри­ру­ет в деле ДОСОВА как вещ­док раз­жи­га­ния им соци­аль­ной роз­ни. Толь­ко опять непо­нят­но, к какой имен­но соци­аль­ной груп­пе воз­буж­да­лась рознь: к Пути­ну и его баб­ло­лю­би­вым дру­зьям и к вод­ко­лю­би­во­му рос­сий­ско­му наро­ду или к жите­лям взо­рван­ных домов и моря­кам зато­нув­ше­го «Кур­ска»?
И еще нам непо­нят­но, поче­му в Москве за про­шед­шие пол­то­ра деся­ти­ле­тия до сих пор не при­влек­ли по 282‑й ста­тье УК РФ (ана­лог и про­то­тип нашей 174‑й) круп­ней­ше­го из ныне живу­щих рос­сий­ских бар­дов Алек­сандра ГОРОДНИЦКОГО за вот эти его строки:
Веч­ный покой моря­кам с зато­нув­ше­го «Кур­ска»,
Веч­ный позор адми­ра­лам, оста­вив­шим их!
Там ведь соци­аль­ная груп­па «адми­ра­лы ВМФ РФ» откры­то про­ти­во­по­став­ле­на дру­гой соци­аль­ной груп­пе «моря­ки с зато­нув­шей под­лод­ки» — чем не раз­жи­га­ние соци­аль­ной роз­ни? Актю­бин­ские же цер­бе­ры малость не дотя­ну­ли, огра­ни­чив­шись баналь­ной «соц­роз­нью» вме­сто гипо­те­ти­че­ских «при­зы­вов к тер­ро­риз­му» — типа гла­го­лы «взы­вай» и «топи» сво­им пове­ли­тель­ным накло­не­ни­ем при­зы­ва­ют ПУТИНА взо­рвать и уто­пить еще кого-нибудь.
По сооб­ще­нию рате­лев­ско­го жур­на­ли­ста Дмит­рия МАТВЕЕВА, под­су­ди­мый Санат ДОСОВ утвер­жда­ет, что у него и в мыс­лях не было сеять рознь меж­ду казах­ским и рус­ским наро­да­ми. По его сло­вам, он все­го лишь вос­поль­зо­вал­ся сво­бо­дой сло­ва, кото­рая про­пи­са­на в Кон­сти­ту­ции Рес­пуб­ли­ки Казахстан.
И нам оста­ет­ся лишь соли­да­ри­зо­вать­ся со сло­ва­ми ДОСОВА о сво­бо­де сло­ва и о кон­сти­ту­ци­он­ном пра­ве граж­да­ни­на поль­зо­вать­ся этой сво­бо­дой. А если чего-то доба­вить, то лишь сугу­бо пра­во­за­щит­ное — о недо­пу­сти­мо­сти пре­сле­до­ва­ния граж­дан за выска­зы­ва­ние сво­е­го мне­ния или вос­про­из­ве­де­ние чьих-либо тек­стов, если толь­ко они не содер­жат пря­мых при­зы­вов к насилию.
И на закус­ку — немнож­ко геополитики
и фор­маль­ной логики
В завер­ше­ние наше­го пра­во­за­щит­но­го обзо­ра хотим поде­лить­ся неко­то­ры­ми наблю­де­ни­я­ми отно­си­тель­но логи­че­ской и гео­по­ли­ти­че­ской пара­док­саль­но­сти и без того абсурд­ной ситуации.
Актю­бин­ские и пав­ло­дар­ские пра­во­охра­ни­те­ли аре­сто­ва­ли и теперь пыта­ют­ся осу­дить по казах­стан­ско­му зако­но­да­тель­ству казах­стан­ских граж­дан, высту­пав­ших про­тив рос­сий­ско­го пре­зи­ден­та и неглас­но под­дер­жи­ва­е­мых им бое­ви­ков ДНР. Не озна­ча­ет ли это, что казах­стан­ские сило­ви­ки и судьи в этих горо­дах, рас­по­ло­жен­ных у самой рос­сий­ской гра­ни­цы, живут в пред­став­ле­нии, что Казах­стан уже вхо­дит в состав Рос­сии, а нашим (ихним) пре­зи­ден­том явля­ет­ся Вла­ди­мир ПУТИН?
Но за что же тогда осуж­ден Игорь ЧУПРИНА в Пет­ро­пав­лов­ске и вот уже более года мота­ет срок в Тара­зе про­рос­сий­ский бло­гер Ермек ТАЙЧИБЕКОВ? Послед­ний ведь так и писал в свое вре­мя в Фейс­бу­ке и гово­рил на про­цес­се, что его поли­ти­че­ский иде­ал — еди­ное казах­стан­ско-рос­сий­ское госу­дар­ство со сто­ли­цей в Москве, воз­глав­ля­е­мое пре­зи­ден­том ПУТИНЫМ и пре­мьер-мини­стром НАЗАРБАЕВЫМ, а мож­но и наоборот.
Эту гео­по­ли­ти­че­скую и логи­че­скую (ало­гич­ную) кон­струк­цию мож­но вывер­нуть и вот еще как. Пред­ста­вим себе, что тараз­ские и рид­дер­ские каэн­бэш­ни­ки год назад и их пет­ро­пав­лов­ские кол­ле­ги толь­ко что дей­ство­ва­ли идей­но моти­ви­ро­ван­но, как эта­кие супер­пат­ри­о­ты Казах­ста­на. Не важ­но, дескать, что пуб­ли­ка­ции ТАЙЧИБЕКОВА, СЫЧЕВА и ЧУПРИНЫ не под­па­да­ют под бук­ву зако­на, для нас глав­ное, что эти люди — вра­ги нации и госу­дар­ства, так что рас­прав­лять­ся с ними надо по-любо­му, ибо сакраль­ная цель освя­ща­ет любые средства.
Но в таком слу­чае чем же дума­ют и на кого рабо­та­ют актю­бин­ские и аты­ра­ус­кие сило­ви­ки и судьи, осу­див­шие или про­дол­жа­ю­щие судить Мак­са БОКАЕВА с Тал­га­том АЯНОМ и Сана­та ДОСОВА — без­услов­ных пат­ри­о­тов Казах­ста­на, высту­пав­ших за целост­ность и без­опас­ность сво­ей и нашей Родины?

Андрей СВИРИДОВ, жур­на­лист-обо­зре­ва­тель КМБПЧ

Ори­ги­нал ста­тьи: Три­бу­на — Рес­пуб­ли­кан­ская обще­ствен­но-поли­ти­че­ская газе­та / tribunakz.com

Статьи по теме

Побежденных судят

Правые в Европе усиливают позиции перед выборами. Как этому противостоять?

Подарок Кулибаеву: 1,57 трлн тенге. Корни забастовок в коррупции. Тарифы Клебанова / Оразалы ЕРЖАНОВ