НИКОЛАС КЕЙДЖ В КАЗАХСТАНЕ
В американском журнале Foreign Policy в статье «Ник Кейдж в разладе с правозащитными группами за его поездку в Казахстан» пишут о визите популярного голливудского актера Николаса Кейджа в Астану на кинофестиваль «Евразия», который завершился в пятницу вечером.
Азаттык писал уже о фуроре в социальных сетях, который произвела фотография актера в казахском чапане на открытии первого фестиваля детского кино «Пять континентов» в рамках кинофестиваля «Евразия». При этом некоторые западные СМИ ошибочно приняли запечатленную с Кейджем народную артистку Казахстана Айман Мусаходжаеву за супругу президента Казахстана Сару Назарбаеву. Такую ошибку допустили, к примеру, американский журнал Time в статье «Фурорное выражение лица Николаса Кейджа продлило его карьеру мема вновь» и австралийская газета Herald Sun в статье «Николас Кейдж выглядит несчастным в Казахстане».
Журнал Foreign Policy подверг критике поездку Николаса Кейджа в Казахстан. «Высокопоставленный визит Кейджа попал в заголовки прессы по всей стране – и мемы по всему миру (с изображением актера в традиционном казахском костюме). Однако не всем смешно. Правозащитные наблюдатели указывают, что пока актер позировал в ряде странных фотографий, он также «спровоцировал массу позитивной лакировки в прессе страны с авторитарным правительством», пишет американский журнал.
В частности, авторы статьи цитируют президента правозащитной организации Human Rights Foundation Тора Халворссена, который заявил, что «блестящие отзывы [Кейджа] дали казахстанскому диктаторству долгожданный пиар, а его фотографии продвинули узнаваемость режима на международной арене».
Николас Кейдж – далеко не первая голливудская звезда, критикуемая за сближение с постсоветской автократией, пишет Foreign Policy. Авторы упоминают связи Жан-Клода Ван Дамма, Сила и Хилари Суонк с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, получение российского гражданства актером Стивеном Сигалом, и также поездку в Казахстан совместно с Николасом Кейджем других голливудских актеров Эдриена Броуди и Джона Малковича.
Звезды должны играть ключевую роль в борьбе за права человека, особенно в таких местах, как Казахстан, где свобода творчества находится под особой угрозой.
На сайте американского телеканала Fox News в статье «Николас Кейдж под градом критики правозащитных групп за поездку в Казахстан: «его нужно позорить» также сослались на заявление Тора Халворссена, а также главного стратега Human Rights Foundation, который добавил, что «звезды должны играть ключевую роль в борьбе за права человека, особенно в таких местах, как Казахстан, где свобода творчества находится под особой угрозой. Видеть ролевые модели, как Николас Кейдж вместо этого на стороне диктаторов, стало глубоким разочарованием и знаком того, что права человека не важны для голливудских звезд».
На американском сайте Eonline.com также не обошлись без иронии по поводу Николаса Кейджа. В статье «Эта фотография Николаса Кейджа в Казахстане – наше новое сокровище нации», ссылаясь на роль актера в блокбастере «Сокровище нации» пишут: «Бен Гейтс может быть снова в поисках ненайденного золота, но по крайней мере, он оставил нам новое сокровище нации».
Гран-при международного кинофестиваля «Евразия», между тем, получил художественный фильм режиссера Сабита Курманбекова «Оралман», созданный на основе идеи репортажа сайта Азаттык.
КАЗАШКА В КАНАДЕ
На канадском сайте Кelownacapnews.com в статье “Владелец бизнеса начала инициативу по помощи эвакуированным” сообщают о благотворительной инициативе уроженки Казахстана Любови Омашевой, эмигрировавшей в Канаду. После выхода на пенсию ранее работавшая инженером женщина открыла магазин одежды, где продает одежду прошлых сезонов по дешевым ценам.
По два доллара со всей проданной одежды с 20 по 24 августа Любовь Омашева собирается направить в фонд помощи «Красного креста» для пострадавших от лесных пожаров. Женщина также рассказала журналистам, что все еще поддерживает материально церковь, куда она ходит, и несколько семей в Казахстане.
ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС
В американской газете Washington Post в статье «Как климатический кризис может стать продовольственным кризисом за одну ночь» анализируют события 2010 года, проводя связь между засухой лета 2010 года в России, которая привела к потере трети урожая пшеницы в стране, и началом «Арабской весны» полгода спустя.
«Оба [этих события] связаны между собой: Ближний Восток и Северная Африка – среди самых небезопасных в отношении продовольствия регионов в мире, находятся в сильной зависимости от импорта зерновых с черноморского региона, в особенности России – одного из крупнейших в мире экспортеров пшеницы. [После введенного тогда Россией запрета на экспорт для защиты внутреннего рынка] в этих двух регионах взлетели цены на хлеб. И хотя на политическую нестабильность под названием Арабская весна повлияли множество факторов, высокие цены на продовольствие разожгли широкое общественное недовольство, которое привело к ряду попыток свергнуть нелиберальные режимы – некоторые успешные, а некоторые насильственно подавленные», — говорится в статье.
Washington Post далее анализирует мировые маршруты импорта зерновых по всему миру и возможные риски от глобальных изменений климата. Если произойдет так, что в одно и то же время начнутся ливневые дожди в Бразилии, наводнения в США и засуха в России, то в мире наступят «глобальный дефицит продовольствия, мятежи и политическая нестабильность, голод в сильно зависящих от импорта регионах и экономический спад в других местах». Чтобы предотвратить подобный сценарий, международные эксперты предлагают создать совместную международную стратегию подобно уже существующей на рынке энергии, и сделать это предлагают уже сейчас – «до того, как экстремальные погодные условия станут более частым явлением».
Важна и стабильность в регионах ключевых морских путей, говорится в статье газеты Washington Post. Например, через пролив в Турции, который соединяет Черное море с мировыми рынками, перевозится 77 процентов пшеницы, произведенной в России, Украине и Казахстане.
Оригинал статьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казахская редакция Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»