Под запретом «Талибана»: афганские музыканты охвачены отчаянием

Тра­ди­ции клас­си­че­ской музы­ки Афга­ни­ста­на нахо­дят­ся под угро­зой из-за запре­та «Тали­ба­на» петь или играть на музы­каль­ных инстру­мен­тах. Одна­ко чис­ло групп, испол­ня­ю­щих одоб­рен­ные «Тали­ба­ном» «пес­ни без музы­ки», быст­ро растет.

25-лет­ний афган­ский музы­кант Ахмад Гола­ми посвя­тил свою жизнь осво­е­нию искус­ства игры на тан­бу­ре — наци­о­наль­ном струн­ном инстру­мен­те, внешне похо­жем на лютню.

У Ахма­да ушло десять лет, что­бы достичь уров­ня, кото­рый поз­во­лял бы ему зара­ба­ты­вать на жизнь как про­фес­си­о­наль­но­му музы­кан­ту. Но теперь «Тали­бан» запре­тил музы­ку в соот­вет­ствии со сво­им пле­мен­ным тол­ко­ва­ни­ем ислам­ско­го права.

Гола­ми и дру­гих зна­ко­мых ему музы­кан­тов фак­ти­че­ски заста­ви­ли пре­кра­тить их твор­че­скую дея­тель­ность после выхо­да рас­по­ря­же­ния назна­чен­но­го «Тали­ба­ном» гла­вы поли­ции цен­траль­ной про­вин­ции Бами­ан, кото­рый заявил, что в его юрис­дик­ции запре­ще­но петь или играть на музы­каль­ных инструментах.

— Я не мог про­дол­жать зани­мать­ся музы­кой с того дня, как «Тали­бан» вер­нул­ся в Бами­ан. Это было делом моей жиз­ни. Не думаю, что смо­гу обой­тись без музы­ки. Я в заме­ша­тель­стве. Я ощу­щаю себя дох­лой рыбой на суше. Если я буду делать то, что гово­рит «Тали­бан», моя жизнь утра­тит смысл, — ска­зал Гола­ми жур­на­ли­стам Афган­ской служ­бы Азаттыка.

Двое муж­чин испол­ня­ют духов­ную пес­ню без музы­каль­но­го сопро­вож­де­ния на сва­деб­ном тор­же­стве в Афганистане

После того как 15 авгу­ста тали­бы захва­ти­ли сто­ли­цу про­вин­ции Бами­ан, Гола­ми вер­нул­ся в свое село в рай­оне Яху­ланг, где он зара­ба­ты­вал на скуд­ное про­пи­та­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми работами.

— Я вер­нул­ся сюда из-за «Тали­ба­на». Я рабо­таю здесь как дех­ка­нин, — гово­рит Голами.

Бое­ви­ки «Тали­ба­на», запре­тив­шие музы­ку во вре­мя сво­е­го репрес­сив­но­го прав­ле­ния с 1996 по 2001 год, в авгу­сте вновь вер­ну­лись к вла­сти. Они попы­та­лись рас­про­стра­нить пред­став­ле­ния о себе как более уме­рен­ных, что­бы убе­дить афган­цев и меж­ду­на­род­ное сооб­ще­ство в том, что они изме­ни­лись с 1990‑х годов.

Боец «Тали­ба­на» в при­го­ро­де Кабу­ла. Афганистан

Но пози­ция бое­ви­ков отно­си­тель­но музы­ки была непо­сле­до­ва­тель­ной, и до сих пор нет како­го-либо чет­ко­го рас­по­ря­же­ния, кро­ме пуб­лич­но­го заяв­ле­ния пред­ста­ви­те­ля «Тали­ба­на» Заби­хул­лы Муд­жа­хи­да, кото­рый назвал музы­ку «неис­лам­ской».

Руко­вод­ству­ясь этой пози­ци­ей, в неко­то­рых рай­о­нах бое­ви­ки «Тали­ба­на» изби­ва­ли музы­кан­тов, сжи­га­ли инстру­мен­ты и запре­ща­ли музы­ку. Это заста­ви­ло сот­ни музы­кан­тов поки­нуть стра­ну, опа­са­ясь за свою жизнь.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕКРАЩЕНО

До воз­вра­ще­ния «Тали­ба­на» к вла­сти Гола­ми был чле­ном бур­но наби­ра­ю­ще­го обо­ро­ты дви­же­ния, попу­ля­ри­зи­ро­вав­ше­го в наро­де тра­ди­ци­он­ную афган­скую музыку.

На про­тя­же­нии преды­ду­щих 20 лет испол­не­ние на ули­цах муж­чи­на­ми тра­ди­ци­он­но­го наци­о­наль­но­го тан­ца Атан‑и Мил­ли под акком­па­не­мент бара­ба­нов и трост­ни­ко­вых флейт было обыч­ным явлением.

В про­вин­ции Бами­ан про­во­ди­лись кон­цер­ты, напри­мер фести­валь «Тан­бур», кото­рый соби­рал люби­те­лей музы­ки со всей стра­ны и спо­соб­ство­вал духов­но­му воз­рож­де­нию изму­чен­ных вой­ной афганцев.

Афган­ская девоч­ка учит­ся играть на сита­ре в Афган­ском наци­о­наль­ном инсти­ту­те музы­ки. Кабул, 2013 год

Гола­ми и дру­гие музы­кан­ты так­же име­ли воз­мож­ность зара­ба­ты­вать, высту­пая на сва­деб­ных вече­рин­ках или на неболь­ших част­ных кон­цер­тах в ресто­ра­нах и част­ных домах.

Теперь мини­стер­ство инфор­ма­ции и куль­ту­ры «Тали­ба­на» заяв­ля­ет, что музы­ка «запре­ще­на» в соот­вет­ствии с его стро­гим хана­фит­ским тол­ко­ва­ни­ем ислам­ско­го права.

Когда бое­ви­ки «Тали­ба­на» захва­ти­ли в авгу­сте кон­троль над Дже­ла­ла­ба­дом, сто­ли­цей про­вин­ции Нан­гар­хар, в чис­ле их пер­вых дей­ствий был раз­гром музы­каль­ной сту­дии, кото­рую исполь­зо­ва­ли извест­ные афган­ские музыканты.

Бое­ви­ки выта­щи­ли на ули­цу фис­гар­мо­нию, лют­ни, бара­ба­ны и про­чие инстру­мен­ты, обли­ли их бен­зи­ном и подо­жгли. Номан Хан и дру­гие музы­кан­ты, кото­рые исполь­зо­ва­ли сту­дию, спеш­но поки­ну­ли стра­ну, опа­са­ясь за свою жизнь.

Теперь они нахо­дят­ся в сосед­нем Паки­стане в пол­ной неопре­де­лен­но­сти в чис­ле 11 тысяч недав­но при­быв­ших туда афган­ских беженцев.

Тем вре­ме­нем мест­ные вла­сти «Тали­ба­на» в Афга­ни­стане про­дол­жа­ют изда­вать ука­зы, запре­ща­ю­щие музы­ку в Кабу­ле и дру­гих круп­ных горо­дах, таких как Кан­да­гар, Герат и Мазари-Шариф.

Сид­ди­кул­ла, назна­чен­ный тали­ба­ми началь­ник поли­ции в Бами­ане, оправ­ды­ва­ет запре­ты и уни­что­же­ние инстру­мен­тов тем, что нико­му не раз­ре­ша­ет­ся играть музыку.

— Мы обу­ча­ем арти­стов в соот­вет­ствии с прин­ци­па­ми шари­а­та и ислам­ско­го эми­ра­та. Музы­ка запре­ще­на по все­му Бами­а­ну. Пение запре­ще­но шари­а­том, — заявил недав­но Сид­ди­кул­ла жур­на­ли­стам Афган­ской служ­бы Азаттыка.

ТРАДИЦИИ ПОД УГРОЗОЙ

Пра­вив­ший Афга­ни­ста­ном с 1996 по 2001 год режим «Тали­ба­на» так­же поста­вил музы­ку под запрет в соот­вет­ствии со сво­им стро­гим тол­ко­ва­ни­ем ислам­ских законов.

Боль­шин­ство музы­кан­тов, нахо­див­ших­ся в то вре­мя в Афга­ни­стане, либо тай­но игра­ли в сво­их домах, либо пря­та­ли музы­каль­ные инстру­мен­ты — неко­то­рые бук­валь­но зары­ва­ли их в землю.

Тра­ди­ции клас­си­че­ской музы­ки Афга­ни­ста­на сохра­ни­лись бла­го­да­ря музы­кан­там, бежав­шим в Паки­стан или Иран, где они мог­ли сво­бод­но играть и пере­да­вать свои зна­ния моло­до­му поколению.

После 2001 года, когда преды­ду­щий режим «Тали­ба­на» был сверг­нут воз­глав­ля­е­мым США втор­же­ни­ем, афган­ские бежен­цы вер­ну­ли на роди­ну музы­каль­ные традиции.

Тем не менее попыт­ки воз­ро­дить афган­скую музы­ку под­вер­га­лись кри­ти­ке со сто­ро­ны кон­сер­ва­тив­ных ислам­ских свя­щен­но­слу­жи­те­лей — в част­но­сти, финан­си­ру­е­мая Орга­ни­за­ци­ей Объ­еди­нен­ных Наций шко­ла для жен­щин-музы­кан­тов в Гале­рее изящ­ных искусств Нага­шанд в север­ном горо­де Мазари-Шариф.

Афган­ские музы­кан­ты, как муж­чи­ны, так и жен­щи­ны, ста­но­ви­лись жерт­ва­ми напа­де­ний боевиков.

Тем не менее воз­рож­де­ние наци­о­наль­ной музы­ки ста­ло рас­цве­тать пыш­ным цве­том, когда афган­ские испол­ни­те­ли вдох­ну­ли новую жизнь в свое насле­дие после деся­ти­ле­тий вой­ны и репрессий.

Эти тра­ди­ции пред­став­ля­ют собой смесь афган­ских народ­ных мело­дий и поэ­зии быв­ших афган­ских коро­лев­ских дво­ров, объ­еди­нен­ных со струк­ту­ра­ми клас­си­че­ской музы­ки из север­ной Индии.

Афган­ские музы­кан­ты высту­па­ют на ули­це. Кабул, 2011 год

Этот уни­каль­ный син­тез, счи­та­ю­щий­ся уче­ны­ми род­ствен­ни­ком север­ной индий­ской клас­си­че­ской музы­ки, дати­ру­ет­ся 1860-ми года­ми, когда афган­ский пра­ви­тель Амир Шер Али Хан при­вез масте­ров хин­дуста­ни в Кабул в каче­стве при­двор­ных музыкантов.

Как и клас­си­че­ская индий­ская музы­ка, афган­ская музы­ка — это уст­ная тра­ди­ция. Моло­дые музы­кан­ты года­ми обу­ча­ют­ся под руко­вод­ством одно­го масте­ра — уста­да. Сту­ден­ты учат­ся озву­чи­вать рит­мы и мело­дии, про­го­ва­ри­вая музы­каль­ные фра­зы в виде сло­вес­ных пат­тер­нов — про­пус­кая музы­ку через себя перед тем, как сыг­рать слож­ную мело­дию на инстру­мен­те. Таким обра­зом, изу­ча­ю­щие музы­ку афган­цы могут про­сле­дить через сво­их учи­те­лей исто­ки полу­ча­е­мых ими зна­ний от ста­рых мастеров.

Но запрет «Тали­ба­на», по сути, поло­жил конец тако­му обу­че­нию в Афга­ни­стане и поста­вил под угро­зу буду­щее этих мно­го­ве­ко­вых традиций.

— Упразд­не­ние музы­ки — это уни­что­же­ние зна­чи­тель­ной части куль­тур­ной общи­ны Афга­ни­ста­на. В Кан­да­га­ре запре­ти­ли музы­ку, и [кон­тро­ли­ру­е­мые «Тали­ба­ном»] афган­ские СМИ пре­кра­ти­ли транс­ли­ро­вать музы­ку, кото­рая пита­ет чело­ве­че­скую душу, — гово­рит афган­ский музы­кант Джа­вед Таше, бежав­ший от режи­ма «Тали­ба­на».

«ПЕСНИ БЕЗ МУЗЫКИ»

До того как в нача­ле авгу­ста бое­ви­ки «Тали­ба­на» вторг­лись в Герат, око­ло 50 музы­каль­ных кол­лек­ти­вов регу­ляр­но высту­па­ли на сва­дьбах и част­ных кон­цер­тах в этом запад­ном афган­ском городе.

Боль­шин­ство этих групп боль­ше не существуют.

Офи­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель сва­деб­но­го зала в Гера­те на усло­ви­ях ано­ним­но­сти сооб­щил Афган­ской служ­бе Азатты­ка, что эти груп­пы исчез­ли после того, как вла­сти «Тали­ба­на» пре­ду­пре­ди­ли, что музы­кан­там нель­зя высту­пать на свадьбах.

Несмот­ря на такие запре­ты, неко­то­рые афган­ские музы­кан­ты про­дол­жа­ют рабо­тать, испол­няя одоб­рен­ную тали­ба­ми фор­му «пес­ни без музыки».

Эти недав­но создан­ные груп­пы полу­чи­ли одоб­ре­ние «Тали­ба­на» и теперь про­цве­та­ют, декла­ми­руя на сва­дьбах Коран, а так­же про­из­но­ся речи и разыг­ры­вая теат­раль­ные пред­став­ле­ния, вос­хва­ля­ю­щие режим талибов.

Одна такая груп­па, полу­чив­шая назва­ние «Ислам­ская груп­па мира», была осно­ва­на в Гера­те Рахи­мом Фарахмандом.

— Про­шел месяц с момен­та созда­ния «Ислам­ской груп­пы мира». Нас шесте­ро в этой груп­пе, и у нас есть раз­лич­ные [одоб­рен­ные «Тали­ба­ном»] про­грам­мы на сва­дьбах, вклю­чая декла­ма­цию свя­щен­но­го Кора­на, — гово­рит Фарахманд.

Народ­ные музы­каль­ные инстру­мен­ты Афганистана

35-лет­ний Сул­тан Ахмад Мохам­ма­ди, член одоб­рен­но­го «Тали­ба­ном» кол­лек­ти­ва, сооб­щил, что «у людей нет ино­го выбо­ра, кро­ме как при­гла­шать на свои сва­дьбы ислам­ские ансамбли».

— С того дня, как «Тали­бан» вер­нул­ся к вла­сти, музы­ка была пол­но­стью запре­ще­на. Они даже не поз­во­ля­ют ника­ким груп­пам высту­пать с музы­каль­ны­ми инстру­мен­та­ми в сва­деб­ных залах. Ислам­ских групп ста­но­вит­ся боль­ше, пото­му что люди вынуж­де­ны при­гла­шать на свои тор­же­ства — гово­рит Мохам­ма­ди, отме­чая, что частью одоб­рен­ных «Тали­ба­ном» сва­деб­ных про­грамм явля­ют­ся выступ­ле­ния ученых-исламистов.

Кри­ти­ки харак­те­ри­зу­ют эти выступ­ле­ния как «ислам­скую про­па­ган­ду», заяв­ляя, что они похо­жи на транс­ля­ции шари­ат­ско­го радио «Тали­ба­на» и худо­же­ствен­ную декла­ма­цию, раз­ре­шен­ные режи­мом в кон­це 1990‑х годов.

В север­ной про­вин­ции Джа­узд­жан попу­ляр­ный мест­ный певец Тад­жуд­дин Анд­хой про­дол­жа­ет высту­пать на сва­деб­ных меро­при­я­ти­ях без сопро­вож­де­ния музы­каль­ных инструментов.

На рас­про­стра­нен­ном в соци­аль­ных сетях видео­ро­ли­ке мож­но уви­деть, как Анд­хой испол­ня­ет тра­ди­ци­он­ную узбек­скую пес­ню под назва­ни­ем «Най Най». Но певец заме­нил сло­ва в песне вос­хва­ле­ни­я­ми «Тали­ба­на».

«Да здрав­ству­ют мои мод­жа­хе­ды. Боль­шое вам спа­си­бо», — поет Анд­хой, исполь­зуя обра­ще­ние «свя­тые вои­ны», кото­рым «Тали­бан» назы­ва­ет сво­их боевиков.

Выступ­ле­ние Анд­хоя под­верг­лось кри­ти­ке в соци­аль­ных сетях со сто­ро­ны афган­ской диаспоры.

Афган­ские поль­зо­ва­те­ли Facebook счи­та­ют неумест­ным вос­хва­ле­ние «Тали­ба­на» на сва­дьбах. Они обви­ни­ли пев­ца в том, что он посту­па­ет так из-за опа­се­ний, что ему боль­ше не раз­ре­шат выступать.

Пере­ве­ла с англий­ско­го Али­са Вальсамаки.

Ори­ги­нал ста­тьи: Казах­стан — Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

Статьи по теме

Пираты XXI века

Россия: разворот на Восток идет зигзагом

«Голод не был случайностью, а стал прямым следствием советской экономической политики в Казахстане»