В последний раз Хиллари Клинтон посещала Узбекистан в декабре прошлого года. Тогда и были начаты переговоры по созданию в республике нового маршрута снабжения сил НАТО в Афганистане. В свою очередь Ташкент надеется получить от сотрудничества с американцами максимальную выгоду в виде американских инвестиций.
Узбекистан и ранее был транзитным пунктом американских военнослужащих в Афганистан. А грузы военного назначения (тяжелое вооружение) не переправлялись через территорию республики. Со своей стороны США заинтересованы, чтобы по всем пунктам транзита Узбекистан дал зеленый свет. Ранее этому мешали политические трения, связанные с майскими волнениями в Андижане 2005 года.
Попытка поднять знамя мятежа, напомним, была очень жестоко подавлена узбекскими властями. Из тяжелых пулеметов расстреляли не только мятежников, но и любопытствующих, которые собрались в это время на площади в Андижане.
Администрация США и их партнеры по
Через четыре года критика режима Ислама Каримова за события в Андижане естественным образом сошла на нет. Ташкент начал искать пути для возобновления контакта с Вашингтоном и в конце концов нашел их.
«Хотя США и позиционируют себя в мире как защитники прав человека, но, когда это выгодно национальным интересам, кровь, пролитая другими нациями, быстро забывается», — считает политолог Аждар Куртов.
Однако что же есть столь важного для США в Узбекистане? Близость к Афганистану?
«Но Узбекистан нельзя рассматривать как ключевой пункт, потому что на территорию республики эти грузы могут доставляться либо воздушным транспортом, что очень дорого, либо по железной дороге», — отметил Аждар Куртов. По железной дороге можно идти через территории Казахстана и России, что наиболее выгодно с точки зрения логистики. Либо, что более сложно, из Узбекистана железной дорогой через Туркменистан к Каспию, потом паромная переправа на Баку и далее через Кавказ. Это очень дорого и хлопотно.
Именно
Барак Обама неоднократно заявлял о том, что к 2014 году основной контингент войск будет выведен из Афганистана. Но это не означает, что США отказываются от поддержания своего геополитического влияния в регионе Центральной Азии. «Из трех государств, расположенных на севере от Афганистана, Узбекистан наиболее предпочтителен для американцев, — считает Аждар Куртов. — Потому что, привязывая путем северного маршрута руководство Ташкента к политике Вашингтона, американцы получают геополитическую выгоду».
Между тем перед Ташкентом стоит сложная задача — получить от сотрудничества с США максимальную выгоду в виде американских инвестиций — статус политического партнера в ЦА и при этом окончательно не рассориться с Россией. В Москве прекрасно понимают, что за транзитом грузов и их обслуживанием всегда есть риск того, что в конце концов будет переориентировано и снабжение национальных вооруженных сил. Так, закупка оружия будет производиться не у Российской Федерации, а у США. Также не избежать переориентации и в подготовке военных кадров.
Однако политика России последних лет демонстрирует удивительную гибкость на постсоветском пространстве. «Я не думаю, что действия Узбекистана по укреплению связей с США скажутся на экономическом сотрудничестве с Россией, — считает Аждар Куртов. — Динамика экономического сотрудничества такова, что сейчас Россия идет на формы сотрудничества, которые ей менее выгодны. Еще недавно торговый баланс с Узбекистаном имел положительное сальдо в сторону России, а сейчас он все больше смещается в сторону Узбекистана».
Иными словами, у нынешней России не так много рычагов, чтобы исправить сложившуюся ситуацию в двусторонних отношениях в свою пользу. Видимо, поэтому в последнее время Москва все чаще закрывает глаза на откровенно недружественные шаги Ташкента.