В одной из больниц Алматы на 69‑м году жизни скончался казахстанский поэт и диссидент Арон Атабек. Менее двух месяцев назад он был отпущен из тюрьмы, проведя в заключении 15 из назначенных ему по «шаныракскому делу» 18 лет. С момента ареста в 2006 году он категорически отвергал вину и за решеткой продолжал критиковать в своем творчестве правящий режим в Казахстане.
Информацию о кончине Арона Едигеева (литературный псевдоним — Арон Атабек) вечером 24 ноября Азаттыку подтвердила его сестра Разия Нутушева. По ее словам, Атабек ушел из жизни около 8 часов вечера в одной из больниц города: у него произошла остановка сердца.
Диссидент прилетел в Алматы, где проживал до ареста, сразу после освобождения — 1 октября. Как сообщали его близкие и встречавшиеся с ним люди, Атабек уже был в крайне ослабленном состоянии.
С 20 октября он находился в больнице. Атабека госпитализировали в реанимацию в связи с резким ухудшением состояния на фоне коронавирусной пневмонии. Позднее он впал в кому и был подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.
Последняя информация о его здоровье появлялась 11 ноября. Тогда сообщалось, что состояние Атабека остается стабильно тяжелым.
— У него нет мышц. Сколько вливают протеина, не усваивается. Вес не набирается. Питание подают через трубку, ставят капельницы. Его, получается, освободили, когда он совсем стал плохой, — сообщала тогда Азаттыку Разия Нутышева.
КТО ТАКОЙ АРОН АТАБЕК?
Арон Едигеев родился в Астраханской области России, окончил филологический факультет Казахского государственного университета. Позднее учился в аспирантуре на кафедре монголистики и тюркологии Ленинградского государственного университета (ныне Санкт-Петербургского). Некоторое время работал в сфере кино и издательского дела.
Атабек с советских времен участвовал в общественной и политической жизни страны. Современники называют его диссидентом за борьбу против коммунистической власти при Советском Союзе и авторитарной системы после провозглашения независимости Казахстана.
По словам очевидцев, Арон Атабек был среди тех, кто в декабре 1986 года вышел на центральную площадь Алматы в знак протеста против решения Москвы направить Геннадия Колбина первым секретарем Коммунистической партии Казахской ССР. Советский диссидент Хасан Кожа-Ахмет, осуждённый за участие в Декабрьских событиях 1986 года, рассказывает, что видел Атабека на площади 17 декабря.
Весной 1990 года Арон Атабек и несколько его соратников объявили о создании Партии национальной независимости «Алаш». Он также издавал газету с этим названием. В начале 1991 года Арон Атабек переехал в Москву и с осени начал издавать политическую газету «Хак».
Жил в Азербайджане. Позднее вернулся в Казахстан, где в середине 2000‑х основал общественное объединение «Қазақ ұлты» и начал активно участвовать в политической жизни. Подвергал критике систему власти бывшего тогда президентом Нурсултана Назарбаева и вместе с другими оппозиционными партиями участвовал в ряде акций.
ТЮРЬМА И ОСВОБОЖДЕНИЕ
Был арестован в 2006 году и последние 15 лет жизни провел в заключении по обвинениям по «шаныракскому делу», которые категорически отвергал. Общий срок составлял 18 лет — это самое суровое наказание, назначенное по этому делу.
Атабек был освобожден из тюрьмы решением суда с формулировкой «по состоянию здоровья» — в связи с наличием «неизлечимого заболевания». Неотбытую часть наказания ему заменили ограничением свободы с пробационным контролем сроком на год.
Здоровье, по словам Атабека, он потерял в тюрьме в результате избиений, пыток и суровых условий содержания, которым подвергался.
В августе посещавшие его в тюрьме в Павлодаре участники Национального превентивного механизма по предупреждению пыток опубликовали фотографию диссидента, которая вызвала всплеск общественного возмущения и новые призывы освободить Атабека.
Обвинение в «организации массовых беспорядков» Атабек не признал ни до, ни после суда. По этой причине он также не просил об УДО или замене наказания, считая, что этим признает вину. Он заявлял, что покинет тюрьму только после полного оправдания или отбыв назначенный срок до конца.
В интервью Азаттыку после освобождения Атабек сообщал, что его вывезли из тюрьмы «обманом», до последнего момента не объясняя, что отправляют в Алматы. Он высказывал мнение, что его отпустили «умирать».
Правозащитные организации признали Атабека политическим заключенным. На протяжении многих лет казахстанские и международные правозащитники требовали освобождения диссидента.
В 2010 году ему была присуждена международная премия Freedom to Create в номинации «Творец в заключении» (Imprisoned аrtist).
РЕАКЦИИ
Казахстанская и международная общественность реагирует на известие о кончине диссидента.
Скончался Арон Атабек.
Мои соболезнования всем родным и близким!
Иманды болсын.
Его жизнь сократила тюрьма, где он просидел почти 15 лет, за то, что хотел справедливости для своего народа.
Арон Атабек скончался, к сожалению, родные подтвердили.
Очень горько, что тюрьма убила его, и не смог он вдохнуть в эти последние дни ни свободы уже, ни нормальной жизни.
Герой, история, легенда, мы будем помнить вас.
«Умер Арон Атабек, который до его недавнего освобождения из-за ужасного состояния здоровья, был казахстанским политическим заключенным, отбывающим самое длительное заключение. Они отпустили его умирать», — написала американская журналистка Джоанна Лиллис, работающая в Казахстане.
«Опустошена, узнав о смерти казахстанского диссидента Арона Атабека. Недавно он был освобожден из тюрьмы, отсидев 15 лет (!) с ужасными последствиями для его здоровья. На фотографиях он был полностью истощен. Мои глубочайшие соболезнования его семье и всем, кто оплакивает его кончину», — написала исследователь Human Rights Watch по Центральной Азии Мира Риттман.
В твите Норвежского Хельсинкского комитета, в частности, говорится: «НХК шокирован и опечален известием о смерти поэта и диссидента Арона Атабека в Казахстане, где он был недавно освобожден после 15 лет тюрьмы в тревожном физическом состоянии. Казахстанские власти должны объясниться».
Арон Атабек.…
Вот и закончил свой путь на этой грешной земле еще один борец с режимом. Отмучился… Единственный человек, кто не побоялся заступиться за людей защищавших свои жилища. Заступился без оружия… Впрочем, оружие у него всегда было при себе, это — жесткий и хлесткий язык, и слова. Такие же острые и донельзя правдивые слова, и поэтому режущие слух тех, кто у власти, и тех кто направил бульдозеры на жильё живых людей.
Много чего можно писать о нем..
Но я не знаю о нем почти ничего, кроме как героя Шаныракских событий. И этого достаточно, чтобы уважать его. Уважать и искренне сожалеть о его кончине!
Иманды бол Арон бауырым. Өзің сенген ТӘҢІРІ СЕНІ жарылқап шапағатына бөлегей!
Бүкіл қазақ еліне қазаның арты қайырлы болғай!!!
Источник: https://rus.azattyq.org/