Рубль летит вниз, соревнуясь в скорости свободного падения с ценой на нефть. Россия движется в сторону рецессии. А теперь еще и важнейшее политическое оружие «сырьевой супердержавы» начало давать сбои: резко сократился экспорт российского газа.
Нефтяной ценопад и западные санкции крайне серьезно отражаются на экономике России, зависимой от поставок полезных ископаемых и энергоносителей. В рейтингах международных агентств страна замерла в одном шаге от дефолтного уровня с тенденцией к дальнейшему, последнему понижению.
Последним по времени «горевестником» стал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Ведев, заявивший, что ввиду обвала курса рубля уровень инфляции в стране достигнет 17% по сравнению с минувшим годом.
Но и на этом «хорошие новости» не закончились — теперь самое эффективное доселе политическое оружие Кремля, природный газ, оказалось в опасности. До сих пор Путину удавалось с помощью «непотопляемого авианосца» по имени «Газпром» грозить тем или иным несговорчивым странам — мол, закрутим вам газовый кран, куда вы денетесь с подводной лодки? Однако теперь этим угрозам, похоже, приходит конец. В 2014 году объемы российских поставок природного газа сократились до уровня десятилетней давности.
В Европу «Газпром» отправил едва ли 195 миллиардов кубометров — на 10% меньше, чем в прошлом году. Литва в конце года ввела в строй морской терминал для приема сжиженного газа — его работа на 90% обеспечивает потребности всех трех балтийских государств, до сих пор зависевших от российского газового монополиста, а контракт «Газпрома» с Литвой на поставки газа истекает уже в этом году — и неизвестно, будет ли он продлен.
А ведь по всей Европе строятся еще семь таких терминалов. Не зря проект газопровода «Южный поток» оказался похороненным уже после того, как Россия потратила на его создание 4 млрд евро. Российские политики заявляют теперь, что, мол, «Европе придется самой оплачивать новые газопроводы», но захотят ли вообще европейцы их строить? Это — большой вопрос. Те в России, кто утверждал, что, мол, «Запад хочет заполучить наши ресурсы», теперь может радоваться: Запад не хочет. Слишком дорого они Западу обходятся — не только в денежном, но и в политическом отношении.
Европа совершенно зримо взяла курс на «отпочкование» от российских энергоносителей. Между ноябрем 2014 и январем 2015 гг. общая стоимость российского газового экспорта сократилась на 16% и составила 50,7 млрд евро — такие цифры приводит немецкий экономический интернет-портал Deutsche Wirtschaftsnachrichten со ссылкой даже не на европейские, а на российские данные — цифры опубликованы российской таможней.
Причиной тому — не только на удивление теплая зима в Европе. Гораздо более важый фактор — проводимая вот уже более пяти лет европейская политика диверсификации газовых поставок и концепция европейской энергетической безопасности, предусматривающая как можно меньшую зависимость от любого энергомонополиста, в первую очередь — от России.
«Политика ЕС и Украины, направленная на уменьшение зависимости от российского газа, приносит плоды», — заявил в интервью информационному агентству Bloomberg Максим Мошков, московский эксперт по нефти и газу, работающий на банк UBS.
В самом деле России становится все сложнее находить себе покупателей на свой газ. Ситуация осложняется тем, что половина российского газа, идущего в Европу, течет по украинским трубопроводам, что явно не повышает уровень доверия покупателей в ЕС — в конце концов, стараниями Кремля на востоке Украины теперь бушует пресловутая «гибридная война», а любая война крайне негативно сказывается на мирном бизнесе, каковым, без сомнения, изначально задумывался бизнес с энергоносителями.
Российские попытки обойти Украину до сих пор не пользовались особым успехом: «Северный поток» по определению не мог заменить украинскую ГТС, «Южный» провалился, а задуманный нынче «Турецкий поток» европейцев, похоже, просто не заинтересовал.
Украине вполне может повредить возрождение проекта «Набукко», о котором с августа прошлого года активно заговорил Тегеран, а также успешное строительство альтернативного газопровода TAP. Но «повредить» в том смысле, что Европа станет покупать еще меньше российского газа и, соответственно, Украина потеряет деньги из-за сокращения объемов газового транзита. России от этого лучше не станет.
Что же касается европейцев, то государства ЕС в последнее время еще более активно осматриваются в поисках альтернативных поставщиков природного газа, создавая для российской экономики дополнительную угрозу. В июне прошлого года Россия остановила поставки газа в Украину, которая теперь получает больше газа из той же Европы, чем от восточного соседа.
Литва, помимо строительства терминала, начала импортировать газ из Норвегии. Германия завершила строительство нового танкерного флота, предназначенного доставлять газ из Африки. Киприоты вместе с израильтянами тянут через Средиземное море газопровод, призванный обеспечить Южную Европу газом с морского месторождения Левиафан.
До сих пор Россия поставляла в ЕС треть необходимых газовых объемов, но теперь ее доля на европейском рынке резко сокращается. Таким образом, «Газпром» уже никто не назовет в ЕС «монополистом» — его подавляющие позиции оказались потеряны, по сути, в течение всего лишь одного года. Это — очередная большая проблема для страны, считавшейся еще совсем недавно одной из наиболее быстро развивающихся среди так называемых пороговых.
Несмотря на недавнюю «подчистку» данных, доля от поставок энергоносителей по-прежнему составляет, по различным оценкам, от 60 до 70% российского экспорта. Российский бюджет получает от них половину своих доходов. И теперь, когда европейцы успешно сбежали с «подводной лодки», России волей-неволей приходится искать новых покупателей. Например, китайцев. А те, как известно, люди капризные, да и иметь одного-единственного покупателя — это попасть на такую же «подводную лодку», с которой некуда бежать.