Возможная наземная интервенция Саудовской Аравии в Йемен таит в себе серьезные военно-политические риски, в первую очередь обострение отношений Эр-Рияда с Ираном, считают эксперты, опрошенные DW.
Саудовская Аравия, поддерживаемая рядом мусульманских стран, а также США, начала в четверг, 26 марта, в Йемене военную операцию “Буря решимости” против вооруженных формирований повстанцев-шиитов. Пока саудовская армия наносит прежде всего удары с воздуха по позициям боевиков из движения хути, известного еще как “Ансар Аллах”. В операции, по данным представителей Эр-Рияда, используются порядка 100 военных самолетов. Наземные действия также не исключаются, для чего мобилизованы 150 тысяч солдат, пишет DW.
Первые авиаудары
Формально международные силы под руководством саудовцев ответили на просьбу о помощи, с которой обратился Абд Раббу Мансур Хади, президент Йемена, 22 января подавший прошение об отставке, через три дня его отозвавший и после месяца нахождения под домашним арестом некоторое время укрывавшийся на юге страны. Однако, предупреждают наблюдатели, интервенция грозит нестабильностью во всем регионе, в первую очередь открытым конфликтом между Саудовской Аравией и Ираном.
Хади, покинувший страну 25 марта, после начала наступления хуситов на Аден, потребовал от Совета Безопасности ООН принять резолюцию, которая могла бы оказать отрезвляющее воздействие на повстанцев. Однако пока послание йеменского президента остается без ответа.
Саудовская Аравия дала понять, что не станет безучастно наблюдать за событиями в соседнем государстве. Не дожидаясь реакции ООН и Лиги арабских государств, Эр-Рияд собрал значительные войска на границе с Йеменом и начал авиационные удары по позициям шиитских повстанцев.
Польза от интервенции
Что даст саудовцам и их союзникам интервенция? В краткосрочной перспективе выгоды вполне очевидны, считает политолог Гамаль Гасим. В своем анализе для телеканала “Аль-Джазира” он заметил, что вторжение коалиции под руководством саудовцев может остановить наступление шиитских вооруженных подразделений на Аден, после того как они уже взяли под свой контроль столицу страны Сану и другие города при поддержке, как ни парадоксально, их в недавнем прошлом ярого противника — бывшего президента Йемена Али Абдуллы Салеха.
Салех, по мнению аналитиков, сделал ставку на повстанцев с целью свержения с их помощью действующего президента и возвращения самому на этот пост после того, как он под давлением протестующих был вынужден уйти в отставку осенью 2011 года. “Салеху по-прежнему верны часть армии и чиновничьего аппарата. Баланс сил все больше склоняется к хуситам, но выгоду получает прежде всего именно Салех”, — объясняет Мустафа Алани, эксперт из Gulf Research Center. Эксперты не исключают, что итогом вооруженного конфликта станет разделение Йемена на два государства, как это было до 1990 года.
Одновременно с этим интервенция может стать прямым предупреждением Ирану. Движение хути воспринимается в Эр-Рияде как марионеточное, поддерживаемое Тегераном. Власти Саудовской Аравии обвиняют Иран в попытке посредством подразделений “Ансар Аллах” расширить свое влияние в Йемене, укрепив позиции на юге стратегически важного Аравийского полуострова.
Иран на подъеме
Дополнительную сложность ситуации придает тот факт, что на днях юг полуострова оставили последние американские солдаты. Уход США из Йемена в Саудовской Аравии трактуют как указание на то, что Вашингтон стремится к поиску нового партнера в регионе в лице Ирана — вместо многолетнего альянса с саудовцами.
Эта версия тем более кажется убедительной, если помнить, что Иран успешно укрепил свои стратегические позиции в регионе после начала “арабской весны”. Так, в Сирии именно Тегерану в значительной степени удалось помочь Башару Асаду сохранить власть. Иранцы установили хорошие отношения с Ираком, которому они помогают в борьбе с террористами из “Исламского государства”. Наконец, у Тегерана традиционно сильные союзники в Ливане.
Неплохие шансы у иранских властей и на усиление их влияния в Бахрейне, которым хоть и правит суннитская королевская династия, но большинство населения страны (по оценкам, около трех четвертей) составляют шииты. Именно из страха перед ростом влияния Ирана Саудовская Аравия отправляла войска в Бахрейн в 2011 году для подавления восстания шиитов.
Риски интервенции
Однако возможная интервенция в Йемен несет в себе и долгосрочные риски. Так, неясно, как отреагирует население и различные йеменские племена на вторжение саудовцев. Впрочем, гораздо более значительной опасностью экспертам представляется обострение отношений с Ираном, который уже пообещал жестко отреагировать на вмешательство Саудовской Аравии в конфликт в Йемене.
К тому же до сих пор Эр-Рияд всегда оказывался в проигрыше в столкновениях с Тегераном — последний раз в Сирии. К тому же сами саудовцы явно не заинтересованы в том, чтобы у их границ образовался еще один очаг напряженности помимо Ирака. Ведь шиитские повстанцы — далеко не единственные, кто претендует на власть в Йемене и во всем регионе. Это еще “Аль-Каида” и “Исламское государство”. Представители последнего взяли на себя ответственность за теракт 20 марта, унесший жизни 140 шиитов в Йемене.