Не прошло и четырех месяцев с момента освобождения Карима Масимова от обязанностей премьер-министра и формирования нового правительства во главе с Сериком Ахметовым, как в стране началась новая кадровая чехарда. И, судя по всему, она продолжится рокировками на уровне акимов областей, а завершится обновлением на самом верху госуправления.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Что касается уже озвученных кадровых решений Назарбаева, есть смысл условно поделить их на две группы — соответственно касающихся правительства и структур, непосредственно подчиненных главе государства. И рассмотреть их отдельно каждую.
Бег по кругу
Начнем с реорганизации правительства. Похоже, что это идея нынешнего премьер-министра Серика Ахметова, несомненно, столкнувшегося с проблемой, когда чиновничий корпус, который управляет регионами и региональным развитием, фактически распылен между администрацией президента, канцелярией правительства и аппаратами отдельных министерств и ведомств.
В результате получается, как в басне дедушки Крылова про щуку, рака и лебедя. Поэтому попытку сконцентрировать функцию госуправления регионами в одной госструктуре можно только приветствовать. Другое дело, что толку от этого будет немного, так как фактически произойдет только перераспределение чиновников, их задач и ответственности.
Что касается преобразования Министерства экономического развития и торговли в Министерство экономики и бюджетного планирования, то это настолько заезженная идея, что мы даже не беремся вспомнить, сколько уже раз она реализовывалась, а затем отвергалась. В принципе мы догадываемся, что таким образом Назарбаев хотел бы возродить Госплан как орган, который может осуществлять эффективное комплексное планирование социально-экономического развития республики, в том числе на длительные периоды, а также увязывать в единое целое специализированные программы развития.
Увы, спешим разочаровать так называемого “лидера нации” — достижения Госплана советских времен в первую очередь основывались на том, что экономика полностью контролировалась государством и соответственно в систему планирования фактически были включены все субъекты, за исключением разве что теневого сектора и индивидуальных товаропроизводителей. Поскольку вернуться в прошлое невозможно, плюс налицо катастрофическое падение качества управленческого персонала, и профессиональное и моральное, в итоге мы будем иметь ту же самую ИБД, то есть имитацию бурной деятельности, что и сегодня.
Что касается изменений в структурах остальных министерств, то все они носят непринципиальный характер и будут заметны разве что для передаваемых из одного ведомства в другое чиновников, и их “клиентов”. И тем и другим предстоит пережить трудные недели, когда первые будут бояться вылететь с госслужбы, а вторым придется вдвойне побегать и потратиться, чтобы получить нужную бумажку с правильной резолюцией.
Что касается кадровых перестановок в правительстве, то, конечно, вызывает множество вопросов уход Крымбека Кушербаева и приход Бахытжана Сагинтаева. Судя по тому, что Нурсултан Назарбаев назначил последнего своим первым заместителем в Народно-демократической партии “Нур Отан”, этот человек пользуется доверием елбасы.
С другой стороны, если бы Крымбек Кушербаев не пользовался бы таким же доверием, то он уже сидел бы в колонии рядом со своим бывшим первым заместителем по акимату Мангистауской области, а не работал вице-премьером с конца сентября 2012 года по начало этой недели.
Получается, что или Сагинтаев заметно лучший менеджер, чем Кушербаев, или елбасы решил по своей старой привычке приставить к новому премьер-министру своего человека. На всякий случай. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что Кушербаев был простым вице-премьером, а Сагинтаев получил ранг первого, что, понятно, не простая приставка к титулу.
Теперь переходим к неудачникам. Таковым, несомненно, является Дархан Мынбай, который в одночасье из министра культуры и информации стал директором республиканского Национального музея. Может для кого-то последняя должность — вершина карьеры и свидетельство успешности, но для бывшего члена правительства она — крушение. Чем господин Мынбай заслужил это, мы догадываемся, хотя не исключено что он просто стал жертвой обстоятельств — его кресло понадобилось, чтобы пересадить туда Мухтара Кул-Мухаммеда.
Зачем уволили главного телохранителя?
Коснувшись персоны последнего, мы переходим к кадровым решениям Назарбаева за пределами правительства. Что касается господина Кул-Мухаммеда, то с его назначением Государственным секретарем РК, эта политическая позиция вообще потерялась в системе государственной власти. Создалось ощущение, что эту должность занимает какая-то серая мышка, хотя возможно это происходило потому, что предыдущий госсекретарь был настолько скандальным и аморальным, что Акорда вполне может рекомендовать его в напарники Сильвио Берлускони.
Нет никаких сомнений, что назначение Марата Тажина Государственным секретарем — это одно из немногих верных кадровых решений елбасы за последние годы. И хотя господин Тажин сильно потерял свое политическое влияние, плюс несет персональную ответственность и за трагедию в Жанаозене, и за прочие прорывы в системе национальной безопасности, он, несомненно, является профессионалом в своей сфере и уже по этой причине больше соответствует новой должности, чем его предшественник.
И последнее кадровое решение Нурсултана Назарбаева, которое выбивается из общего ряда. Президент уволил своего главного телохранителя.
Как следует из официального пресс-релиза: “Распоряжением Главы государства Садыкулов Ануар Тулеуханович освобожден от должности первого заместителя начальника Службы охраны Президента Республики Казахстан — начальника службы безопасности Президента в связи с переходом на другую работу”.
Мы не знаем, какой будет новая работа господина Садыкулова, возможно, он даже станет следующим председателем КНБ или министром внутренних дел, но то, что этот человек знает больше тайн частной и государственной жизни елбасы, не подлежит сомнению. Так что следите за прессой.
Новые перестановки впереди
Что касается следующих кадровых перестановок, то в прессе уже появились сообщения, что Крымбек Кушербаев станет акимом Кзылординской области, то есть вернется на свою малую родину и фактически на круги своя.
Хотя вряд ли глава государства ограничится только этим. Судя по всему, свои кресла должны потерять как минимум три акима, в том числе, по нашим подозрениям, глава Актюбинской области Архимед Мухамбетов, который считается креатурой “падшего ангела” Аслана Мусина. Кстати, на днях Мухамбетова принял Нурсултан Назарбаев и возможно предупредил о предстоящем увольнении.
Кроме Мухамбетова, на приеме у первого президента только что побывали спикер сената Парламента Кайрат Мами и Генеральный прокурор Асхат Даулбаев. Они, если верить астанинским слухам, также числятся в очереди на вылет. Причем Мами может вернуться в кресло Генпрокурора, а вот Асхату Даулбаеву вряд ли светит кресло директора Национального музея — уж слишком неудачно он боролся с врагами елбасы.