Немецкий еженедельник Die Zeit прокомментировал предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева избавиться от окончания “-стан” в названии страны и переименовать Казахстан в “Казак eлi”, сообщила “Немецкая волна”.
В комментарии “Косметистан”, опубликованном 13 февраля в еженедельнике Die Zeit, журналист Йохен Биттнер (Jochen Bittner) отмечает:
“В мире есть мажорные страны и регионы, их названия звучат так: Багамы, Канада, Мадагаскар, Калифорния, Шлезвиг-Гольштейн, Бавария, Лихтенштейн. И есть страны и области минорные. Удручающе часто они называются так: Вазиристан, Узбекистан, Курдистан, Афганистан, Каракалпакстан. Что же такое этот “-стан”? Вообще-то это окончание означает вовсе не “бедный, измученный клочок земли”, а лишь просто “место, родина”. Но ассоциации — это половина имиджа. <…> Поэтому теперь президент Казахстана хочет подарить своей стране новое, более элегантное название.
Нурсултан Назарбаев считает “-стан” позорным пятном. В частности, его огорчает, что иностранные государства больше интересуются маленькой Монголией — просто потому, что эта страна вызывает менее мрачные ассоциации. И ведь правда. По звучанию Монголию представляешь себе как пышущую здоровьем в сравнении с кашляющим названием родины Назарбаева. Подобные вещи следует принимать всерьез, ведь, в конце концов, мы были и остаемся существами, следующими инстинктам.
В своем чудесно непристойном романе “Абсурдистан” <…> американский писатель российского происхождения Гари Штейнгарт описывает разговор между министром вымышленной страны, олицетворяющей собой связанные с окончанием “-стан” предубеждения, и агентом “Моссада”, который занимается политическими исследованиями. Последний намерен выяснить, каким странам придет на помощь Америка в случае катастрофы.
“Мы даем им список стран — реальных и вымышленных. Джибути, Йоланда, Коста-Рика, Восточный Тухусленд, Абсурдсвани и так далее. Догадываетесь, кто занял последнее место, даже после Хомославии? Правильно. Видите ли, учитывая то, как пишется и произносится “Абсурдсвани”, американцу совершенно невозможно испытать какое-либо чувство в отношении него. Нужно, чтобы страну можно было использовать в качестве имени для ребенка, только тогда можно чего-нибудь добиться. Руанда Джонс. Сомали Коэн. Тимор Джексон. Босния Льюис-Райт. А тут эта ваша Республика Абсурдсвани. Безнадежно”.
Нурсултан Назарбаев мечтает переименовать свою страну в “Казак елi” (“Государство казахов”. — Ред.), которое, по крайней мере, наводит на мысли о лыжном отпуске. Правда при этом никуда не денется еще одна проблема: фамилия президента по-прежнему звучит как фамилия коррумпированного самоуправного плутократа, которым Назарбаев и является”.
Источник: Deutsche Welle