О концепции казахстанского патриотизма говорили в минувший вторник депутаты мажилиса от партии “Нур Отан” с ветеранами-“афганцами”. В феврале будущего года воины-интернационалисты будут отмечать юбилей. Четверть века назад завершился вывод советских войск из Афганистана, однако наша страна, одна из немногих на территории постсоветского пространства, так и не спешит признать своих героев героями.
Автор: Камиль АЯНОВ
Встречу за “круглым столом” депутаты и ветераны начали по-солдатски, помянув минутой молчания погибших. О самой войне собравшимся напомнил первый заместитель председателя объединения ветеранов “Қазақстан ардагерлерi” Кайрат Елубаев. Он рассказал, что в декабре 1979 года руководством СССР было принято решение о вводе советских войск в Афганистан.
Цель ввода изначально подавалась как оказание интернациональной помощи дружественному афганскому народу. Также предполагалось, что советские воинские силы должны пресекать различные антиафганские действия со стороны сопредельных государств. При этом имелось в виду, что соединенные части разместятся гарнизонами, возьмут под охрану важные объекты и не более того. Увы, реально ситуация оказалась совершенно иной.
Погибли тысячи
- Уже с первых дней наши войска понесли потери в личном составе, — отметил Елубаев. — Советские воины в ответ на многочисленные обстрелы и гарнизонов, и транспортных колонн начали проводить крупномасштабные боевые действия по поиску и разгрому наиболее агрессивных групп противника. Это еще больше обострило обстановку.
Дальше стало только хуже. В 80‑х годах к конфликту внутри страны, практически переросшему в масштабную гражданскую войну, активно подключились соседние страны — Иран и Пакистан, выступившие на стороне оппозиции к действующей власти. Советские войска поддерживали официальное правительство Афганистана.
Конфликт продлился более десяти лет. За это время на афганской территории прошло военную службу 620 тысяч военнослужащих. Кроме того, на должностях рабочих, служащих там побывало около 21 тысячи человек.
Общие безвозвратные людские потери советских вооруженных сил (вместе с представителями пограничных и внутренних войск) составили 14453 человека. Более 22 тысяч солдат и офицеров из Казахстана приняли участие в этой т.н. афганской войне. 924 из них погибло, 1015 человек стали инвалидами войны, 21 человек пропал без вести. В настоящее время из 22 тысяч казахстанцев в живых осталось около 18 тысяч человек.
Законом по статусу
Теперь, спустя 25 лет, перед казахстанцами встал вопрос, стоит ли считать эту войну войной, а тех, кто сражался на ней, — солдатами. И как бы абсурдно это ни звучало, он вполне правомерен. Официально СССР войну Демократической Республике Афганистан не объявлял, а скромное введение ограниченного контингента советских войск (именно такое название и носила военная помощь Советского Союза) теоретически приравнять к ней сложно.
В других государствах постсоветского пространства этим вопросом предпочли сильно не заморачиваться, резонно решив, что как войну ни назови, она таковой быть не перестанет. Мы же решили быть самыми умными. В итоге Казахстан оказался одной из немногих стран, где воины-“афганцы” имеют весьма туманный статус “лиц, приравненных к ветеранам Великой Отечественной войны”. Наши чиновники и законотворцы, по ходу, сочли нормой, что в мирное время из мирной страны солдаты возвращались с места службы на костылях, в инвалидных колясках, а то и в цинковых гробах.
Какое место “афганцам” определит закон “О ветеранах”, уже не первый год рассматриваемый в парламенте, можно только догадываться. Воины-интернационалисты гадать не хотят. И дело даже не в социальных гарантиях, которые должны предоставляться защитникам пусть и чужой родины. Это дело чести.
- Мне бы не хотелось заострять ваше внимание на тех льготах и гарантиях, которыми они (“афганцы”) пользуются в настоящее время, — отметил Елубаев. — Самым главным для нас сейчас стоит вопрос определения и политического решения нашего статуса. Статуса участников войны. Я думаю, что в будущем наши потомки дадут объективную и достоверную информацию и оценку тем прошедшим событиям. Но вместе с тем мы должны помнить в настоящее время о тех, кому пришлось пройти через страшное жерло той войны. И наше подрастающее поколение должно быть твердо уверено в том, что, защищая свою родину, они будут достойно защищены государством, иметь четко определенный социальный статус.
Вопрос весьма актуален и имеет все шансы перерасти в опасный прецедент. Учитывая то, что казахстанские батальоны уже сейчас принимают участие в воинских миротворческих миссиях за рубежом. Найдутся ли среди военнослужащих добровольцы для подобных акций, если после всего по возвращении на родину их даже не признают солдатами, доблестно исполнявшими воинский долг, сказать сложно. И о каком патриотическом воспитании при таком раскладе можно вести речь?
Рассуждать на эту щекотливую тему, как ни старались поднять ее воины-“афганцы”, народные избранники не захотели.
Как аукнется, так и откликнется
Впрочем, разговор о патриотическом воспитании казахстанской молодежи тоже получился весьма пессимистичным. И опять уперся в статус “афганцев”.
Так, председатель алматинского координационного совета ветеранов войны в Афганистане Мурат Абдушкуров рассказал о работе, проводимой ветеранами афганской войны среди подрастающего поколения. “Афганцы” не бросили это дело на самотек. В республике имеется целая сетьвоенно-патриотических клубов — вот только содержатся они в основном за счет самих же организаторов. А государство, на пользу которого трудятся воины-интернационалисты, воспитывая будущих патриотов, проявляет, как обычно, завидное равнодушие.
- В прошлом году в Новосибирске наш клуб занял на конкурсе первое место, — с горечью рассказывал Абдушкуров. — И опять деньги собирали сами “афганцы”, чтобы наши ребята выехали в Новосибирск и показали, к чему они готовятся и чему научились.
О дружеском взаимодействии с администрацией в регионах клубам приходится только мечтать.
- Я бы хотел, чтобы велась тесная работа между исполнительной властью и общественными организациями, — подчеркнул “афганец”, — чтобы она была эффективной, чтобы таких клубов было больше… Я знаю, что они есть в областях. Но они опять-таки содержатся на свои деньги и за свои средства и тратят свои силы.
Но лучшим патриотическим стимулом для молодежи может и должно стать отношение государства к героям. Как минимум — присвоение им статуса участника войны.
- Как государство относится к тем людям, которые исполняют свой воинский долг? — почти риторически вопрошали воины-интернационалисты на “круглом столе”. — Государство отправляло их исполнять воинский долг, и они его честно исполняли. Какой статус они будут иметь? Мы же живем не в вакууме! Государство будет отправлять свои войска, не дай бог, куда-то в другие “горячие точки”. И те люди, возвращаясь к себе на родину, кем они будут для этого государства?
Но наиболее наглядное отношение властей к героям той войны показывает столичный памятник погибшим в Афганистане. По словам самих “афганцев”, он до сих пор “недоделанный”. В частности, перед плитой со списком фамилий погибших отсутствует запланированная скульптурная группа, символизирующая скорбящую мать и склонившего перед могилой колено солдата-однополчанина.
Сама плита тоже нуждается в серьезной переделке. Из 924 фамилий погибших там указано только чуть более семисот (то есть 150 человек никак не включены и не отмечены в мемориальном списке!). Многие фамилии написаны с ошибками. И исправлять их, похоже, никто не собирается.
Услышав о проблеме, депутаты тут же вспомнили, что памятник находится на балансе города Астаны, но представители городского акимата как раз сегодня на мероприятии отсутствуют, а потом вообще предложили написать письмо в Министерство культуры. Словом, открестились от разрешения ситуации как смогли.
Не хочется быть пессимистом, но складывается такое впечатление, что, отметив 25-летний юбилей вывода советского контингента из Афганистана и поставив нужные “галочки” в списке мероприятий, депутаты с чистой совестью забудут о проблемах “афганцев” еще на четверть века. Думаете, не так?