Благополучно завершилась голодовка пожилой четы Азбергеновых в Уральске, которая началась на главной площади города 7 мая. Поняв, что пенсионеров не удастся отговорить от акции протеста, власти пошли на мировую.
Автор: Талгат УМАРОВ
Голодовка стартовала в понедельник в 11 часов утра. 75-летние муж и жена Азбергеновы, которые уже несколько лет пытаются оспорить решение суда, вышли на площадь им. Абая в Уральске и объявили голодовку. С собой старики принесли раскладушку, несколько плакатов с требованиями справедливости и бутылку минеральной воды.
Напомним, в 2009 году в поселке Таскала Западно-Казахстанской области снесли пристройку к дому четы Азбергеновых. Районные судебные власти пришли к выводу, что пристройка возведена слишком близко к рядом стоящему кафе, хотя дом с пристройкой построили раньше точки общепита. Когда Азбергеновы обошли все инстанции и получили стандартные отписки, они вышли на площадь с акцией протеста. После одного из пикетов в поселок приехала комиссия из областной прокуратуры, которая выявила множество нарушений в этом деле. Старики обратились в суд, но там не собирались заниматься этим делом. Пенсионеры уверены: различные инстанции игнорируют закон, потому что в этом деле замешан аким города Булат Шакимов. Устав от несправедливости, 7 мая пенсионеры решили объявить голодовку.
Не удостоились внимания
В начале акции протеста к Азбергеновым подошли помощник прокурора Кувашев и заместитель акима города Галим Урынгалиев. Они предупредили, что старики нарушают закон, и просили их покинуть площадь. Однако те сказали, что будут сидеть, пока к ним не выйдут аким города и аким области.
Пенсионеры сидели под палящим солнцем (в тот день в Уральске столбик термометра поднялся до отметки 30 градусов). Спустя пять часов с начала голодовки в пятидесяти метрах от голодающих прошел по «зебре» аким области Нурлан Ногаев. Чиновник даже не посмотрел в сторону сидящих на жаре стариков.
Только в 18.00 к протестующим вышла замначальника городского управления внутренней политики Валентина Юртаева и пригласила их пройти здание «Нур Отана» — к начальнику областного управления внутренней политики Тлеккабылу Имашеву.
- Вас используют! Вы уже в возрасте, зачем вы устраивайте эти акции протеста? — начал беседу с атаки Имашев.
Начальник управления заявил, что сможет помочь пенсионерам, но при одном условии.
- Дайте мне документ, что вы больше не выйдите на площадь, тогда я решу вашу проблему, — сказал Имашев.
- Вам веры нет, вы нам только лапшу на уши вешаете, — сказали Азбергеновы и вернулись на площадь.
Около восьми вечера мимо пенсионеров прошел и аким города Булат Шакимов, но тоже не обратил на них никакого внимания.
Всю ночь на раскладушке
Ближе к полуночи к Баян Азбергеновой снова вышла Валентина Юртаева и попросила супругов покинуть площадь, но бабушка ответила отказом. Закутавшись в одеяло, используя астмопент и глотая валидол, 75-летняя старушка просидела на раскладушке всю ночь. Спал только ее супруг Искак.
- Еще года не прошло, как ему сделали операцию на глаза, ему нужен покой, — объяснила Баян-апа.
На следующий день в 11.15 Азбергеновым была вызвана бригада скорой помощи. У пенсионеров было зафиксировано повышенное артериальное давление. Фельдшер скорой помощи сделал чете Азбергеновых уколы.
После отъезда медиков на площади появился все тот же Тлеккабыл Имашев и пригласил голодающих к себе.
- Мы обязуемся построить вам снесенный пристрой и заплатить 700 тысяч тенге, — сказал начальник управления внутренней политики. — Я искренне хочу вам помочь.
После этого Имашев ознакомил пенсионеров с составленным им соглашением, в котором говорилось, что начальник внутренней политики обещает выполнить все вышеперечисленное, если Азбергеновы больше не будут протестовать. Пенсионеры пригласили для консультации правозащитника Павла Кочеткова, который вместе с Имашевым и замакима города Урынгалиевым стал обсуждать условия соглашения.
- Я хочу, чтобы снесенный дом построили до 1 сентября, — вмешался в обсуждение Искак Азбергенов. — И компенсацию увеличить до 800 тысяч, ведь, когда дом сносили, раскурочили даже весь огород, вырвали деревья.
- Надо уточнить, что Азбергеновы не будут участвовать в акциях протеста, касающихся только этого вопроса, — сказал Кочетков. — А то получается, что их на всю жизнь лишают права выходить на пикеты и публично выражать свое мнение.
Тлеккабыл Имашев согласился на все поправки в соглашении. Начальник управления пообещал, что до 20 мая Азбергеновым выплатят 800 тысяч тенге морального ущерба, а до 1 сентября им построят дом, и все это — на деньги спонсоров (каких именно, Имашев не уточнил). Акция протеста прекратилась
More here:
Пенсионеры одержали трудную победу