Не так давно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем очередном послании поставил задачу – повысить компьютерную грамотность населения страны. Дело хорошее, необходимое, учитывая глобализацию и жизнь в век компьютерных технологий. Однако что имеем на сегодняшний день в Казахстане?
Автор: Сергей РАСОВ
Миллионные дотации из бюджета, которые выделяются на создание «электронного правительства» и всевозможных порталов и сайтов под «государственной крышей». Здесь все достаточно просто: разместил заказ, провел конкурс и получи, чиновник, готовый продукт, часто «сделанный на коленке», корявый и неудобный. Причина этому лежит на поверхности: в конкурсе побеждает тот разработчик, кто предлагает самую низкую цену за работу. Или же конкурс выигрывает фирма друзей, знакомых или уважаемых родственников. В любом случае бюджетный пирог распилили, откаты получили, а дальше трава не расти. К тому же критериев оценки деятельности госчиновника в виртуальном пространстве на сегодняшний день не существует.
Другой немаловажный момент компьютеризации — политическая воля и интерес главы государства к новым технологиям. Чем более продвинутый президент, тем быстрее страна вовлекается в Сеть. Самый очевидный пример — Дмитрий Медведев, который регулярно «снимал стружку» с губернаторов и госчиновников, если они игнорировали виртуальное пространство. Худо-бедно, но за четыре года россияне вышли в европейские лидеры по количеству пользователей интернета.
При этом даже Владимир Путин, человек старой школы, выступая в прошлом году с отчетом о деятельности правительства, отвечая на вопрос о возможных введениях ограничений в интернете, заявил: «Раньше в шутку спрашивали: чем ЦК отличается от ЧК? ЦК — цыкает, а ЧК — чикает. Так вот, ничего чикать мы не собираемся».
Еще важный аспект компьютеризации страны — наличие свободных денег в семье. Даже если ребенка учить некому пользоваться интернет-технологиями, он сам выучится методом «ненаучного тыка» при наличии в доме компьютера или ноутбука. Но для этого нужно выделить из семейного бюджета 50 тысяч тенге (минимум) для приобретения «компа», съездить за покупкой в районный или областной центр, плюс купить флешку для беспроводного интернета. У сельских жителей такая возможность есть далеко не у всех.
Спросите, зачем столь долгое разжевывание темы? А для депутата нижней палаты парламента Мурата Абенова, который активно стал продвигать развитие Kaznet’a на сайте Tengrinews.kz. Депутат Абенов совершенно справедливо заявил, что «за 11 школьных лет ребенка не учим пользоваться интернетом, электронной почтой, нет в программе обучения работы с аудио‑, фото- и текстовыми файлами, не говоря уже о создании собственных сайтов и блогов».
Еще он верно заметил, что не работают казахские версии государственных органов, что непонятно, куда ушли деньги налогоплательщиков, выделенные «на создание таких сайтов», что «в Казахстане только десять процентов сайтов на казахском языке», и среди них нет ни одного популярного сайта или портала, а сам казахский язык во Всемирной паутине в роли пасынка.
Все правильно, не поспоришь. Однако предложение народного избранника «провести проверку органам финансовой полиции на предмет того, кто выиграл тендеры на создание таких сайтов, куда ушли народные средства», проблему не решит. Потому как кроется она в другом. Популярность интернета заключается в том, что виртуальная Сеть дает возможность удовлетворить людям свои потребности.
У всех они разные: кому-то нужна альтернативная точка зрения, кто-то озабочен поиском друзей, деловых партнеров или второй половинки, для молодежи — возможность скачать реферат, книгу, комиксы, музыку или фильмы и опять же общаться. С каждым днем возможностей в интернете становится все больше — можно детально распланировать отпуск, оплатить билеты, гостиницы, купить новый гаджет, опубликовать собственные стихи, заняться самообразованием и так далее.
Но все это возможно в одном случае — если у обычного пользователя есть свободный доступ к ИНФОРМАЦИИ.
А вот с этим очень большие проблемы, ибо чем больше ограничений, тем меньше возможностей. Например, может ли обычный казахстанец без проблем ознакомиться с оппозиционной прессой, сайтами, представленными в Сети? Нет, потому как «враждебные», с точки зрения госчиновников и силовиков, сайты и порталы заблокированы и нужно проявить смекалку, уметь пользоваться «зеркалами», анонимайзерами, прокси-серверами и прочими примочками, чтобы добраться до нужной точки в виртуальном мире. Это умеют делать далеко не все, а значит, доступ ограничен.
Более того, теперь и в интернет-клуб и кафе так просто не попадешь — вход только по удостоверениям личности, а файлообменники и торрент-трекеры вообще исчезли из Kaznet’a.
Последняя отдушина — социальные сети, но и их тоже могут заблокировать по решению суда. Например, если в Facebook откроет свою страничку Рахат Алиев, как это уже было с «Живым журналом». Или кто-то из казахстанцев проигнорирует поправки в Закон «Об интеллектуальной собственности», который запрещает размещать музыку и фильмы в социальных сетях…
Как-то незаметно, но мир разделился виртуальной границей. По одну сторону оказались Казахстан, Китай, Беларусь, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан и другие подобные, где в ходу термины «информационная безопасность» и «электронная граница». А по другую — весь мир, который не признает существования «национального сегмента интернета», полагая, что человек имеет право свободного доступа к Сети в любой стране мира.
«Правительства, воздвигающие препятствия, ограничивающие свободу доступа к интернету, — будь то какие-то технические фильтры или цензура, — либо применяющие репрессии в отношении тех, кто старается воспользоваться своим правом самовыражения в интернете, в конце концов окажутся загнанными в угол», — такова официальная позиция, например, госсекретаря США Хиллари Клинтон.
А что ждет Kaznet? На днях президент «Интернет-ассоциации Казахстана» Шавкат Сабиров заявил, что «все интернет-ресурсы, иностранные, в том числе org и сom, которые нарушают законодательство Республики Казахстан, будут заблокированы по решению суда. Точно так же, как блокируются террористические сайты, детская порнография и так далее. Любой ресурс, который нарушает законодательство Казахстана, будет заблокирован». Вот оно лучшее подтверждение той самой невидимой виртуальной границы, которую мы сами и создаем.
Есть ли выход? Думаю, еще не поздно властям осознать очевидное — любые ограничения Сети — это затыкание пальцами дырок в плотине — пальцев в конце концов не хватит. Нужно забыть о подавлении инакомыслия, блокировке веб-сайтов, зажиме блогеров и тотальном контроле над электронными средствами массовой информации…
…И вот тут я понял, что мои благие пожелания, увы, неосуществимы, а значит, Kaznet ждут годы стагнации и угасания…
View post:
Пальцами дырки в Сети не заткнуть