“…Говорить о соблюдении конституционного принципа свободы слова … не приходится”, — прямо сказала Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова “Адил соз”, о роли СМИ в освещении событий 2011 года в Жанаозене. Ее доклад был озвучен на круглом столе, посвященном оценке событий в Жанаозене 13 декабря 2012 года.
Автор: Тамара КАЛЕЕВА
Поляризациия СМИ в освещении событий
В освещении забастовки нефтяников, событий 16—17 декабря и последующих судебных процессов наблюдается полная, я бы сказала, абсолютная поляризация СМИ. Государственные и провластные издания воспроизводили официальную точку зрения и давали официальные материалы, в основном сообщения Генеральной прокуратуры. Так, начиная с 17 декабря, “Казахстанская правда” давала исключительно официальные сообщения Генеральной прокуратуры. Независимые и оппозиционные СМИ освещали развитие и последствия конфликта регулярно и разнообразно. регулярно сообщали о действиях забастовщиков.
Нефтяники весь период мирной забастовки характеризовались в провластной прессе как ленивые и малограмотные люди
При этом в район забастовки никто из представителей СМИ, кроме оппозиционных, не выезжал. Нужно сказать, что даже таких сообщений о забастовке было чрезвычайно мало, можно сказать, что официальная пресса старалась замолчать это событие. “Республика”, “К+” сообщали о ходе забастовки регулярно.
В период вооруженного подавления беспорядков в г. Жанаозень власть заблокировала все источники информации, включая мобильную связь и интернет
Прямые репортажи о трагических событиях смогли вести только корреспонденты спутникового телеканала К+, которые присутствовали там и ранее.
Общественный фонд Liberty распространил заявление о блокировке доступа к основным информационным ресурсам с начала столкновений в Жанаозене. Так, был заблокирован доступ к twitter, “в отношении YouTube власти Казахстана применили новую тактику: блокируется доступ конкретно к аккаунту Телеканала К+ на YouTube и к конкретным видео, загруженным ими. (…)
Кроме того, в Актау в сотовой сети KCell отключена возможность отсылки SMS и подключения к Интернету. Редакция газеты “Голос республики” известила читателей о том, что форум-партнер издания 16 декабря оказался заблокирован, а на портал газеты, передающий новости из Жанаозена, идет мощнейшая DDoc-атака.
16 декабря были заблокированы www.socialismkz.info, www.respublikas.info со всеми зеркалами сайта, guljan.org, www.twitter.ru и другие интернет-ресурсы, освещающие трагические события в Жанаозене.
Был заблокирован для казахстанских пользователей даже сайт информационного агентства “Новости Казахстан” — партнер российского информационного агентства РИА-Новости.
Власть не признавала факт массового ограничения информации по поводу событий в Жанаозене
17 декабря официальный представитель Генпрокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков на пресс-конференции в Астане заявил, что проблемы со связью в Жанаозене 16 декабря возникли из-за повреждения кабеля, а “в отдельных случаях связь пропадала из-за того, что сеть была перегружена и мощности не позволяли переводить такой поток информации. Поэтому были очень частые сбои как телефонной связи, так и интернета”. Национальный оператор связи Казахстана “Казахтелеком” заявил, что не ограничивал доступ ни к каким интернет-ресурсам 16—17 декабря.
“Нелепая информационная политика” — эксперт об информированности казахстанцев о событиях в Жанаозене
19 декабря политолог, сотрудник Института востоковедения Российской академии наук (РАН) Александр Князев в интервью радио “Свобода” высказал свою точку зрения на информированность казахстанцев о событиях, произошедших в городе Жанаозень 16 декабря. Он считает, что в республике сложилась “нелепая информационная политика”: “Все комментировали происходящее в Казахстане, однако Астана и Алматы, за исключением брифинга прокуратуры, хранили полное молчание. А внятного разъяснения, доступного большинству граждан, не последовало и по сей день”.
Советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев обвинил российские СМИ в стремлении с помощью репортажей о беспорядках в Жанаозене отвлечь внимание от внутренних проблем России
Об этом позже сообщило информационное агентство “Интерфакс”. Ертысбаев также раскритиковал журналистов из других стран, заявив, что они “в высшей степени субъективно” освещали подавление волнений в Жанаозене.
Уже 20 декабря на заседании правительства в Астане премьер-министр Казахстана Карим Масимов распорядился обеспечить прозрачность событий в городе Жанаозене
В свою очередь, министр связи и информации Аскар Жумагалиев сообщил на заседании, что в Жанаозене работает специальный пресс-центр для отечественных и иностранных СМИ, журналисты получают информацию из первых уст, организовываются интервью. А первый вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев сообщил, что с 20 декабря на телевидении события в Жанаозене будут транслироваться в прямом эфире. Кроме того, по словам вице-премьера, “планируются ежедневные брифинги и пресс-конференции коменданта города о текущей ситуации”.
Как фактически была организована работа для представителей СМИ?
Об этом фонду “Адил соз” сообщил корреспондент газеты “Уральская неделя” Санат Урналиев, находившийся в Жанаозене с 21 по 23 декабря. Чтобы журналисту попасть в город, требовалось сначала пройти аккредитацию в пресс-службе акимата Мангистауской области.
В самом Жанаозене журналистов всюду сопровождали сотрудники полиции и акимата города. Беседы и интервью с местными жителями проводились также под присмотром полиции и акимата, сотрудники которых наблюдали в стороне. Мотивировка — обеспечение безопасности журналистов. Когда журналисты поняли, что при такой организации получить достоверную информацию о ситуации в Жанаозене проблематично, собкоры республиканских СМИ — Жулдыз Толеуова (“Стан”, Актау), Казис Тогузбаев (радио Азаттык, Алматы), Сания Тойкен (“Ак Жайык”, Атырау) и Санат Урналиев (“Уральская неделя”), — написали заявление на имя коменданта города Жанаозень, начальника Департамента внутренних дел Мангистауской области Аманжола Кабылова с просьбой разрешить им остаться в городе и полноценно работать.
На свое заявление журналисты получили отказ в устной форме.
В период декабрьских событий был задержан ряд журналистов
18 декабря в Жанаозене сотрудниками правоохранительных органов были задержаны корреспонденты российского издания “КоммерсантЪ” — Владимир Соловьев и фотокорреспондент Василий Шапошников. По словам главного редактора “Коммерсанта” Михаила Михайлина, после задержания журналистов избили и продержали в управлении внутренних дел Жанаозеня несколько часов. Кроме того, по словам М. Михайлина, вместе с этими журналистами был задержан и корреспондент “Ленты.ру” Илья Азар. У задержанных забрали часть личных вещей; никаких объяснений им не дали.
Позже в своем пресс-релизе пресс-служба прокуратуры Мангистауской области подтвердила факт задержания спецкоров
По сообщению прокуратуры, после установления личности и проведения с ними разъяснительной беседы, “И. Азару, В. Соловьеву и В. Шапошникову предоставлены транспорт и охрана для беспрепятственного осуществления журналистской деятельности”.
22 декабря в Жанаозене вместе с активистами коалиции “Халык майданы” были задержаны корреспондент газеты “Голос республики” Жанар Касымбекова и блогер, общественник Мурат Тунгишбаев.
11 января в Жанаозене была задержана съемочная группа видеопортала “Стан” — оператор Павел Энгельгардт и внештатный журналист Канат Букенов. В момент задержания журналисты успели позвонить в редакцию и сообщить об этом. Тогда уточнить, кто именно задержал корреспондентов, не удалось: их телефоны были отключены.
Позже выяснилось: съемочная группа была задержана на выезде из Жанаозеня на посту ГАИ. Примерно через час после тщательной проверки документов и оборудования (видеокамеры) журналистов отпустили.
Были допрошены большинство сотрудников “Республики”, “Взгляда”, “Стан”
11 января журналисты видеопортала “Стан” на пресс-конференции в Алматы заявили о том, на них усилилось давление со стороны сотрудников КНБ и правоохранительных органов, занимающихся расследованием трагических событий в Жанаозене Мангистауской области: “Ситуация вокруг нас сжимается, и мы не видим другого выхода, как на публику объявить о том, что мы опасаемся за наших сотрудников, работников, журналистов Stan.KZ”.
Как сообщила главный редактор портала Асель Лимжанова, с июня за журналистами ведется тотальное наблюдение, оказывается психологическое давление.
Видеопортал освещает забастовку нефтяников на протяжении семи месяцев
Однако, как отмечается в пресс-заявлении редакции, силовые структуры этот факт игнорируют, регулярно задавая единственный вопрос — почему корреспонденты “Стана” были в Жанаозене 16 декабря. По словам директора ТОО “Stan-prodaction” Бауржана Мусирова, вопросы следователей касаются не только событий, произошедших в Жанаозене 16—17 декабря. Большая часть вопросов касается структуры компании, штата, кто какие должности занимает, как организован процесс отправки материалов. Следователь при этом ссылается на “отдельное поручение Генпрокуратуры”.
23 января сотрудниками Департамента КНБ по г. Алматы задержан главный редактор независимой газеты “Взгляд” Игорь Винявский
Он подозревался в совершении преступления, квалифицированного по ст. 170 ч. 2 УК РК — “Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению единства территории Казахстана, совершенные с использованием СМИ”.
Сразу после декабря официальные лица Акорды стали формировать общественное мнение против оппозиционных и независимых СМИ, освещавших ход забастовки и события декабря
Тон, что нередко, задал советник президента РК по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев. В интервью газете “Свобода слова” уже 12 января, задолго до всяких заказных экспертиз он сказал: “Я уже давно говорил, что против президента и страны в целом идет самая настоящая информационно-идеологическая война”. По его мнению, “в фарватере этой войны идут портал “Республика” и телеканал “К+”, которые, оперативно освещая события в Жанаозене, открыто призывали к “всенародному бунту”.
Уже в феврале господину Ертысбаеву были известны результаты начавшихся в декабре судебных слушаний по закрытию оппозиционных СМИ
Отвечая газете “Литер”, он сообщил: “Республика” и “К+” — это самый настоящий информационный терроризм и экстремизм, и все, кто работает в этих изданиях, сознательно или за деньги выступают пособниками информационных террористов. Деятельность этих изданий — классический пример политического экстремизма, приверженности в идеях и в политике крайним взглядам и действиям”. По мнению советника президента, как только М.Аблязов будет осужден, “то в тот же день прекратят существование эти так называемые оппозиционные издания”.
Всю весну и лето газеты и интернет-порталы, названные господином Ертысбаевым, их журналисты и издатели подвергались слежке, проверкам, допросам и обыскам
Об этом они оперативно оповещали общественность. Против преследования оппозиционной прессы и ограничения свободы слова высказывались авторитетные международные организации, но власть к их голосу не прислушалась.
В августе на судебном процессе по обвинению лидера партии “Алга” Владимира Козлова в разжигании соцрозни и призывах к свержению конституционного строя эксперт Алматинского центра судебных экспертиз Роза Акбарова обвинила вышеперечисленные оппозиционные СМИ в том, что “вместо позитивного подхода ставится критическая информация и стараются превзойти, чтобы критиковать в разрушительной манере”; “В совокупности сочетаний материалы этих СМИ представляют собой манипулятивную схему для достижения предельных политических результатов. Компетенция данных СМИ — создание количественного и качественного преимущества точки зрения внедрения стойких ассоциаций, схем и мифов, отвечающих интересам ОПГ”. Эти безграмотные выводы легли в основу начавшейся осенью кампании по уничтожению оппозиционной прессы.
Представитель редакций газет “Голос республики” и “Взгляд” подал апелляционную жалобу в Мангистауский областной суд, он потребовал исключить из приговора Владимиру Козлову фрагменты, касающиеся характеристики деятельности этих изданий. Напомню, в описательной части приговора сказано: “Анализ представленных на исследование объектов показал, что концептуальное содержание материалов в телеканале “К+”, интернет-порталов “Стан-ТВ”, “Республика”, газетах “Республика”, “Голос Республики”, “Взгляд” направлено на возбуждение социальной розни и инициатором этого является Аблязов М.
Анализ содержания передач телеканала “К+”, публикаций в газетах “Взгляд”, “Голос республики”, интернет-порталов “Республика”, “Стан-ТВ” и других материалов показал наличие в них пропаганды насильственного захвата власти и подрыва безопасности государства.
Политологический анализ указанных объектов показал, что в содержании вышеуказанных материалов имеются признаки политического экстремизма, направленные на подрыв и разрушение социально-политических основ конституционного строя Республики Казахстан и в этой связи являются причиной возникновения массовых беспорядков 16 декабря 2011 года в г. Жанаозен…”.
Между тем, журналисты вышеназванных изданий не подозревали, что их публикации были отправлены на экспертизу
По мнению юриста, поскольку у газет “Голос республики” и “Взгляд” не было возможности принять участие в экспертизах, все высказывания о них как о “радикализованных и экстремистских СМИ”, должны быть исключены из приговора, так как они могут быть узаконены другим судом как уже доказанные в судебном процессе по “делу Козлова”. Разумеется, в жалобе было отказано.
20 ноября прокуратура города Алматы обратилась в суд с исками и заявлениями:
- о признании 8 газет и 23 интернет-ресуров единым средством массовой информации “Республика” и прекращении его выпуска и распространения на территории Республики Казахстан;
- о прекращении выпуска и распространения на территории Республики Казахстан газеты “Взгляд” и дублирующих его интернет-ресурсов;
- о прекращении распространения на территории Республики Казахстан продукции иностранного средства массовой информации — телеканала “К+” и дублирующих его интернет-ресурсов;
- о прекращении распространения на территории Республики Казахстан продукции иностранного средства массовой информации — интернет видеопортала “stan.tv”.
В этом иске, в первую очередь, потрясло грубейшее нарушение законодательства
Правовая система Казахстана не знает принудительного объединения различных юридических лиц. Газета, по терминологии закона РК “О средствах массовой информации” — это “форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы”. Вот к этой форме, а не ее собственникам и даже не к ее руководителям, предъявлены сейчас иски.
По этому поводу 15 неправительственных организаций Казахстана выступили с заявлением о недопустимости уничтожения оппозиционных СМИ страны
“Инициатива прокуратуры Алматы, обратившейся в суд с требованием закрытия практически всех оппозиционных СМИ Казахстана, подводит страну к опасному рубежу, за которым — полный отказ от всех демократических ценностей и погружение во мрак тоталитаризма.
Под предлогом борьбы с экстремизмом в стране предпринимается попытка покончить с закрепленным в Конституции государства плюрализмом мнений, свободой слова и политическим многообразием. С этой целью попираются законы, допускается объединение СМИ и “других материалов”, правовые понятия подменяются произвольными и оценочными”.
Позиция прокуратуры осталась непоколебима, судьи согласились с прокураторой
Как и следовало ожидать, ни аргументы юристов, ни возмущение международных и отечественных правозащитников, ни заявления авторитетных международных организаций позицию прокуратуры не поколебали, а наши суды согласились с прокуратурой. Мы встречаем годовщину Жанаозеня, как и предрекал господин Ертысбаев, с запрещенными газетами, телеканалами и интернет-ресурсами. Официальная и проправительственная пресса в это же время рассказывает, как все благополучно ныне в Жанаозене, и обходит молчанием массовую зачистку информационного поля.
…Таким образом, говорить о соблюдении конституционного принципа свободы слова и международных обязательств Казахстана в части беспрепятственного получения и распространения информации не приходится.