Если изменения пенсионной системы, запланированные правительством Казахстаном, будут реализованы, стране грозит хаос. Многие работники потеряют свои пенсионные накопления, а тарифы поднимутся на невиданную высоту. Об этом говорили участники дискуссии, прошедшей в южной столице под эгидой Общенациональной социал-демократической партии Казахстана.
- Наверное, ни в чем другом так называемые рыночные реформы не проявили свой антисоциальный и антинародный характер, как в вопросе пенсионного обеспечения, — начал мероприятие глава ОСДП Жармахан Туякбай. — Именно реальная жизнь пенсионеров является самым объективным итогом деятельности нынешней власти. И этот итог гласит — созданная властью система пенсионного обеспечения стала механизмом постоянного воспроизводства в нашей стране бедности, страданий и лишений!
Свои слова лидер партии подкрепил цифрами: если в середине 1990‑х в Казахстане насчитывалось 3 миллиона пенсионеров, то сегодня число пенсионеров более чем в полтора раза меньше. Разве это не повод для беспокойства?
Высокие пенсии + низкие тарифы = благоденствие
Решить проблему ОСДП предложила одним махом, объединив два самых больных вопроса — пенсии и тарифы.
- Реформа ЖКХ была проведена в 1996 году, введение накопительной пенсионной системы — в 1998 году, а как раз между ними была принята стратегия «Казахстан-2030», ныне якобы досрочно осуществленная. В каком-то смысле эта президентская стратегия действительно выявила свою суть досрочно — и именно сочетание низких пенсий с высокими тарифами стало одним из самых неприглядных ее итогов, — объяснил Туякбай.
Кроме этого посыла, социал-демократы взяли за основу еще несколько пунктов: скудная база для формирования пенсий из-за низкой зарплаты и недостатка рабочих мест, наличие 3 миллионов «самозанятых», неразвитость фондового рынка и высокая инфляция. Как при этом обеспечить старость?
- Да, работающие должны откладывать часть заработка на старость, это правильно. Но и государство должно в этом участвовать — добавлять свою пропорциональную долю, производя доплаты из Национального фонда, — считает Жармахан Туякбай. — При этом деньги на накопительных счетах граждан должны работать не только на старость: счета надо открывать с рождения ребенка и использовать накопления как социальную страховку на все важные события в жизни.
Второй этап — во что вкладывать накопления?
- Вся экономическая инфраструктура страны — нефтегазопроводы, железная дорога, электроэнергетика, коммунальные тепловодогазоснабжающие предприятия — все они нуждаются в больших и «длинных» деньгах. При этом именно регулируемые государством тарифы могут быть гарантией сохранности и возврата долгосрочных инвестиций будущих пенсионеров, — перечислил спикер.
Еще одно непременное условие успешности предлагаемой реформы — общественный контроль — над монополистами, процессом тарифообразования и в конечном счете за государством, подвел итог Жармахан Айтбаевич, приглашая собравшихся к обсуждению концепции.
Отменить слияние пока не поздно
Первым свою версию преобразований представил экономист Петр Своик.
Он предложил объединить солидарную и накопительную пенсионные системы, а эти огромные деньги вкладывать в инфраструктуру (подробнее об идеях г‑на Своика читайте в материале “Каждому пенсионеру по три пенсии!”).
Однако с ним не согласился Айдар Алибаев, глава Ассоциации пенсионных фондов. Председатель ассоциации не понимает, как в условиях тотальной коррупции можно вкладывать деньги в строительство сетей и домов, если больше половины тут же уйдет на откаты?
- Как уберечь пенсионные накопления от завышенных цен при покупке материалов, при отводе земель, подписании актов? А представьте, какое сопротивление будут оказывать монополисты, когда покусятся на их святая святых — тарифы?! Государство, как это ни печально, бессильно перед произволом монополистов, — констатировал Алибаев перед тем, как сделать печальный вывод: — Использовать пенсионные активы для модернизации ЖКХ — это правильная идея, только трудноосуществимая.
Но если идею социал-демократов Алибаев просто не одобрил, то идея властей объединить пенсионные фонды вызвала у него приступ ярости.
- Когда Всемирный банк предлагал объединить наши пенсионные фонды и отдать в управление иностранной компании, которую они порекомендуют, я назвал это предложение колониальным, — сказал он.
В прошлом году это предложение не прошло, напомнил Алибаев, но постепенно «шаг за шагом пенсионные фонды сломали, рынок сломали, в единый фонд все сливают». И хотя сейчас под иностранное управление идут только 20%, но через пять лет все активы могут оказаться иностранными, предупредил глава ассоциации. При этом иностранные бумаги, которые приобретаются на накопленные деньги, рискованные и низкодоходные — 1—1,5%.
- Неужели для того, чтобы положить 20% в иностранные активы, надо было ломать нормально функционирующий пенсионный рынок? — задался он вопросом. — При этом одной рукой правительство отдает деньги под ничтожный процент, другой — занимает их под гораздо более высокий.
Речь идет о китайских займах, обставленных множеством невыгодных для Казахстана условий.
- Мы отдаем накопления собственного народа под 1,5%, а кредит собственному предпринимателю выдаем под 16%! — негодовал он.
Однако вкладывать пенсионные активы в реальный сектор Казахстана тоже проблематично: ведь передача активов из частных фондов в единый национальный ввергла систему в хаос.
- Очень большие проблемы с процедурой слияния: нет единой базы, — посетовал оратор. — Частные фонды уже позакрывали филиалы в областях, а ничего взамен не предложено. Десять фондов сливают все в один, кто пойдет искать потерявшегося вкладчика? Как советуют, он должен сам пойти на свое предприятие, взять платежку, обратиться в суд и доказать, что это его накопления!
- А, может, пока еще не поздно, приостановить слияние? — заявил Алибаев.
Жармахан Туйкбай поддержал спикера:
- Если так будет продолжаться, мы потеряем деньги всех пенсионных фондов.
О Министерстве труда и социальной агрессии
Глава Фонда развития парламентаризма подошла к вопросу с законодательной стороны. Зауреш Батталова напомнила, что Казахстан ратифицировал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, где закреплена обязанность государства прилагать все усилия, чтобы обеспечить гражданам достойную старость.
- Наша страна обладает всевозможными ресурсами, она не делает никаких шагов для улучшения пенсионной системы, а это является прямым нарушением пакта, — объяснила Батталова.
Как самый яркий пример несоблюдения обязательств спикер привела Жанаозен:
- Государство должно защищать граждан от третьих лиц, а возьмите Жанаозен — государство встало на сторону работодателя, что подкрепило судебными приговорами. То же самое и в пенсионной сфере, государство не только само нарушает, но и позволяет это делать работодателю.
В течение следующего года, уверена Батталова, нужно принять изменения в законодательстве, исключающие все дискриминационные и нарушающие права нормы и гарантирующие социальное обеспечение, в том числе — законы, гарантирующие свободу собраний, без чего не может быть эффективной работа профсоюзов.
- Сейчас Минтруда и соцзащиты, которому больше подходит название Министерство труда и социальной агрессии, манипулирует остатками советских профсоюзов, которые работают для того, чтобы представлять интересы власть имущих, чтобы распространять послание президента, — высказала свои нарекания докладчица и перешла к предложениям.
В 2015 году Казахстана будет второй раз отчитываться по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Нужно грамотно это использовать — подготовить альтернативный доклад совместно общественные движения и политические партии.
- Наступило время, когда мы должны спрашивать с властей отчет, — закончила Батталова.
Инвестирует народ, а доходы — чиновникам
Патриарх казахстанской политики Серикболсын Абдильдин простыми словами выразил волновавший всех вопрос:
- Когда мы избирали президента, пенсии оплачивались нормально, а сейчас в процветающем Казахстана оказалось, что денег не хватает. Это нас заставляет думать, куда же деньги ушли? Кто их использовал?
Как считает Абдильдин, во-первых, надо вовсе прекратить обсуждение вопроса о повышении возраста женщин.
- Потому что за счет женщин мы не сможем пополнить бюджет, женщины и сейчас безработные. Завтра мы увеличим численность безработных и создадим дополнительные проблемы для каждой семьи, — пояснил он.
Что касается пенсионных фондов, то надо «категорически приостановить объединение», ведь уже очевидно — это оборачивается бедой.
Что говорить, если в деревнях даже не знают, что идет объединение пенсионных фондов, вступила в дискуссию активистка Канагат Такеева, тоже возмущенная тем, что средства фондов будут вкладываться в низкодоходные иностранные бумаги:
- Значит, они не верят в нашу страну, не верят в идеи елбасы? Даже сама процедура передачи активов не прозрачна — как будут передаваться активы? Много вопросов, а не знаем, кому их задавать, — развела она руками, добавив, что очевидная растерянность властей может привести к социальному напряжению.
Выступавший за Такеевой Амирбек Тогусов, глава алматинского филиала ОСДП, уже просто кричал:
- Где деньги?! Экспортная пошлина — это четыре с лишним триллиона тенге — уходит в карманы 10 человек. Почему растут тарифы? Просто с целью наживы повесили на нашу шею тарифную ставку. Нас сделали инвесторами, но почему-то инвестиции вносим мы, а прибыль получает группа мошенников от государства! Это откровенный грабеж! С 2009-го по 2012‑й мы с вами собрали около миллиарда тенге, но ввели за это время новые энергомощности? Никакие. Запустили те, которые в свое время были остановлены. На самом деле весь миллиард пошел в карманы мошенников.
Лакшми Миттал до прихода в Казахстан владел шестью миллиардами долларов, а сейчас он занимает 6‑е место в списке богатейших людей с 41 миллиардом, и, как считает Тогусов, казахстанцы выступили спонсорами индийского магната:
- Сегодня один рабочий вынужден работать за троих на шахтах этого миллиардера. Вот причина его роста!
Глава филиала партии присоединился к предложениям предыдущих спикеров, но добавил: нам нужно полностью изменить экономическую политику правительства — «от грабительской до политики служения народу Казахстана. Тогда мы забудем, что такое тарифы и проблемы, связанные с пенсией».
А Мамбеталин не согласен!
Единственный, кто на форуме высказался за объединение пенсионных фондов, был «национально-зеленый» политик Серикжан Мамбеталин.
- Я выступаю адвокатом этой системы Всемирного банка — она самая справедливая, но при одновременном развитии фондового рынка. Одну рекомендацию наше правительство выполнило, а фондовый рынок так и не запустился. Если бы нацкомпании были бы «голубыми фишками», тогда бы структура доходов была бы совершенно иной, — объяснил он.
У Мамбеталина оказался свой взгляд на систему пенсионных активов. Он предложил по японскому образцу использовать в качестве оператора «Казпочту» — как учреждение, имеющее филиалы в каждом населенном пункте.
По словам Мамбеталина, доход, приносимый накоплениями, в Японии небольшой — 2%, но зато все отчисления обеспечены лично императором еще с 1878 года.
- Пенсионные деньги — это самые длинные, вся послевоенная Япония была на них построена, — заметил он.
Если бы пенсионные накопления гарантировались государством, тогда можно было бы вкладывать их не только в инфраструктурные проекты, но и в микрокредитование, сказал политик, предложив внести соответствующее дополнение в резолюцию.
Протестовать готовы ли?
Резюме форума прозвучало в словах коммуниста Аскара Насиева:
- Если правительство не примет эти предложения, то они сами дадут повод к социальной розни. Терпению приходит конец, и недалек тот день, когда будет инициирован в обществе референдум о недоверии этому правительству.
Однако, несмотря на бодрость и уверенность ораторов, впечатление от форума осталось не слишком оптимистичное. Почему? Об этом мы спросили у Зауреш Батталовой.
- Сегодня нужно или массово подниматься гражданам, а мы знаем, что казахстанцы не готовы к этому. Или идти другим путем, — сказал она.
Каким? Влиять через международные организации, считает она, напомнив, что страна будет в 2015 году отчитываться по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. К тому времени, конечно, в Казахстане уже повысят пенсионный возраст для женщин, но иного пути Зауреш Батталова не видит.
Читать оригинал статьи: