Казахстан хочет привлечь инвесторов для освоения сырьевых богатств страны. Этому, указывают эксперты в статье Deutsche Welle мешает засекреченность геологической информации. При этом сами чиновники МИНТ сетуют на то, что их усилия по улучшению инвестиционного климата в сфере недропользования не дают результаты из-за того, что часто геологическая информация просто засекречена.
Достаточно сказать, что за восемь последних лет на поиск новых месторождений казахстанским геологам выделили лишь 20 миллионов долларов. Учитывая территорию страны, это капля в море, считает Серикжан Мамбеталин. Между тем, по словам чиновников МИНТ, схема получения разрешения на разработку месторождений довольно проста. Потенциальным недропользователям надо либо договариваться с какой-нибудь крупной национальной компанией (“Тау-Кен Самрук” или “Казатомпром”) и, став ее субподрядчиком, разрабатывать тот участок, на который она укажет. Либо принять участие в конкурсе МИНТ.
Условия проведения конкурса описаны в новом варианте закона “О недрах и недропользовании”(с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.07.2013 г.). Как сообщил DW глава департамента недропользования МИНТ Тимур Токтабаев, для облегчения процедуры предоставления права на недропользование по твердым ископаемым министерство подготовило около 130 поправок к закону. Они касаются не только конкурсных условий и сокращения сроков рассмотрения заявок, но и включают варианты предоставления права на недропользование тем компаниям, которые первыми займут участок месторождения (принцип “первый обратился — первый получил”). Правда, по словам Токтабаева, этот принцип будет действовать лишь в отношении мелких месторождений.
От себя хотел бы подвести итог.
Все вышеуказанные выводы и ожидаемые 130 поправок в Закон о недрах, не дадут должного эффекта от двухлетней работы по улучшению инвестиционного климата в геологической отрасли, являющейся фундаментом развития всех других отраслей производства. Предлагаемые мной неоднократно всего три поправки в новый Закон были проигнорированы, так они и являются тем камнем преткновения для развития геологии в РК.
Статья 13., главный тормоз и непреодолимый барьер для проектов в сфере геологической отрасли, дающая национальным компаниям приоритетное право на прямые переговоры с Министерствами Республики Казахстан, при 100 % ‑м инвестировании проекта Заявителем.
Статья 29. В Контрактах с обязательным долевым участием национальной компании, доля участия национальной компании в уставном капитале оператора должна составлять не менее 50%. Данная статья вырубает на корню любое начинание в сфере недропользования, а в части применения для геологоразведки где запасы не утверждались, это просто нонсенс, выраженный недостаточной компетентностью Государственных органов в создаваемых ими условий.
П.4 Статьи 35. Предоставление права недропользования. 4) на проведение операций по разведке и (или) добыче с национальной компанией; Национальная компания — необходимо исключить, изменить на Заявитель и (или) победитель конкурса.
Неустанно буду повторять. Пока не изменят эти три самые важные Статьи Закона о недрах, все их меры по рассекречиванию информации, заявления на протяжении 2—3 лет и 130 поправок, не достигнут даже 10% эффекта по сравнению с предлагаемыми тремя, а это значит НЕЦЕЛЕСООБРАЗНЫ! Государству остается всего один выход, инвестировать бюджетные (народные) средства в дорогостоящие поисковые и геологоразведочные работы, а затем гоняться за недобросовестными недропользователями.
Источник: Kazbei.org
Excerpt from: