В среду, 10 июня, в Павлодаре должны состояться слушания по проекту строительства завода по сжиганию стойких органических загрязнителей. Последнюю неделю павлодарцы в соцсетях негодуют и не стесняются в выборе выражений, называя новый крематорий не иначе, как промышленным Освенцимом.
По удивительному совпадению как раз в эти дни президент Назарбаев совершил традиционный облет зеленого пояса вокруг Астаны, собственноручно выпустил на волю очередную партию фазанов и пообещал дальнейшее расширение рекреационных зон с ягодами, живностью, велодорожками, кемпингами и проч. Все логично: одним — райские кущи, другим — новые промышленные выбросы.
С заботой о рябчиках
Зеленую зону вокруг столицы стали создавать в 1997 году по личному указанию главы государства. Перебравшимся из зеленой Алматы чиновникам в обдуваемом степными ветрами Целинограде было неуютно, и на создание комфортных условий жизни бюджетных ресурсов не жалели. Президент лично следил за развитием астанинской рекреационной зоны, периодически объезжая столичные окрестности с инспекцией. За это время было высажено 70 тысяч гектаров леса. Дабы искусственно созданная флора выглядела более естественно, ее активно наполняли и наполняют фауной. И живность не абы какая, а имеющая промысловую ценность.
Если верить официальным сообщениям, в рекреационных зонах, окружающих Астану, обитают зайцы, лисы, куропатки, рябчики и фазаны. Последних специально выращивают в питомниках и каждый год выпускают в рукотворные чащи в присутствии главы государства. Традиция. С 2010 года в астанинский лес выпущено более трех тысяч фазанов, и в нынешнем году на волю планируют выпустить еще 1400 птиц. Одним словом, самые настоящие великосветские охотничьи угодья. Каждый полет президента над астанинскими лесами становится новостным хитом. Всякий раз СМИ, захлебываясь от верноподданнического восторга, рассказывают о его отеческой заботе о каждом деревце и демонстрируют кадры вылетающих из клеток фазанов.
«Когда-то наши планы воспринимались скептически. Но мы вырастили этот лес, создав казахстанское чудо для будущих поколений. Благодаря этому в городе стало меньше пыли, ветра. В этих лесах специально высажены ягоды, появилась и живность. Насаждения создают условия для отдыха жителей и гостей столицы. Здесь планируется сформировать рекреационные зоны, где будут расположены велодорожки, места кемпинга… Мы можем гордиться астанинским лесом, который будет становиться все больше. К 2020 году поставлена задача довести его площадь до 100 тысяч гектаров, а с посадкой в кулисах сосен он будет совсем другим и по качеству. Это все делается для будущего Казахстана», — процитировали Нурсултана Назарбаева информагентства.
Оптимизация по-казахстански
Радость президента понять можно. Созданные в степи райские кущи с ягодами и краснокнижной дичью — это, конечное же, здорово. Вот только павлодарцам, которым министр энергетики Владимир Школьник обещает построить завод по сжиганию стойких органических загрязнителей, к сожалению, эту радость не понять. Более того, в соцсетях сейчас идет бурное обсуждение планов правительства, и народ все громче говорит о цинизме чиновников и чудовищной несправедливости по отношению к гражданам Казахстана. Вроде бы перед законом равны все, но декларируемое право на жизнь в безопасной окружающей среде действует выборочно. Достаточно просмотреть официальные новости, чтобы увидеть, кому в Казахстане жить хорошо.
Бюджет Астаны на этот год составит 350 млрд тенге, а совокупный бюджет всей Павлодарской области с республиканскими трансфертами в три раза меньше — 112 млрд. В Астане за 15 лет выросло 70 тысяч га леса, кишащего зайцами и рябчиками, а в Павлодаре и области за это же время на 50% выросли объемы вредных промышленных выбросов и онкологическая заболеваемость. Местный онкодиспансер уже не справляется с потоком больных, и власти обещают построить еще одну лечебницу.
Получается, что кому-то — ягодки и фазаны с куропатками, а кому-то — очередь в онкологическую клинику (фактически билет на тот свет). Кто-то — гражданин первого сорта, а кто-то — второго. Увы, налицо закономерный финал начатой в 90‑е годы политики имущественного расслоения, в результате которой львиная доля национальных богатств досталась узкой группе избранных. Укоренившийся принцип «друзьям — все, остальным — ничего», соответственно, привел к перекосам бюджетного финансирования. Столице достаются самые жирные куски бюджетного пирога, за счет которого в ней каждый год строят дворцы, разбивают парки и скверы, расширяют зеленый пояс. Провинция же финансируется по остаточному принципу. Проще говоря, «подъедает» все то, что не «съела» наша дорогая во всех смыслах столица.
Строительство опасного завода по уничтожению стойких органических загрязнителей логично вписывается в разработанную пару лет назад генеральную схему организации Республики Казахстан. Согласно данной стратегии развития страны разумная жизнь в ближайшем будущем сосредоточится в крупных и богатых мегаполисах: Алматы, Шымкенте и Астане. Все остальные регионы будут обслуживаться вахтовым методом. Поэтому к провинции власти относятся исключительно прагматично. Поддерживать за счет бюджета и развивать будут лишь то, что целесообразно, а остальное подлежит «оптимизации».
За последние 20 лет в Павлодарской области исчезло почти две сотни населенных пунктов. Молодежь разъехалась, старики умерли. Разработчиков генеральной схемы это нисколько не смущает, более того, они утверждают, что оставшегося в области населения слишком много. Для того чтобы обслуживать животноводческие фермы, поля, месторождения природных ископаемых и промышленные предприятия, достаточно создать несколько опорных населенных пунктов. Остальные должны перебраться в Астану и Алматы и обслуживать проживающую там элиту.
На рай для всех не хватит
В таком контексте споры вокруг целесообразности строительства завода по утилизации СОЗ в Павлодаре теряют всякий смысл. Раз уж все равно область превратится в безлюдное пространство, то стесняться ни к чему. При изучении проекта технико-экономического обоснования строительства завода и предварительной оценки воздействия на окружающую среду складывается впечатление, что их авторы исходили именно из такого понимания перспектив нашего региона.
Поэтому-то в выносимых 10 июня на общественное обсуждение документах и предлагается гигантский крематорий для сжигания промышленных отходов. Поэтому-то делается исключительный акцент на коммерческих аспектах строительства и эксплуатации завода (возврат инвестиций и извлечение прибыли) и полностью игнорируются социально-экологические последствия. А ведь Стокгольмская конвенция, в соответствии с требованиями которой наша страна намеревается строить завод по утилизации СОЗ (в первую очередь пестицидов, а также отходов и оборудования, содержащего полихлордифенил), была инициирована ООН не для того, чтобы ушлые чиновники зарабатывали прибыли, а ради безопасности окружающей среды и здоровья населения.
Многие положения в проектных документах звучат странно, если не сказать цинично. В частности, авторы предОВОС называют Павлодар наиболее предпочтительным среди прочих местом для размещения завода благодаря имеющейся инфраструктуре, а также потому, что, цитирую: «город находится в зоне с умеренным загрязнением, и климатические условия являются благоприятными для рассеивания вредных веществ».
Не аргумент, а издевательство. Согласно статистике две с лишним тысячи предприятий области ежегодно выбрасывают в окружающую среду около 700 тысяч тонн выбросов, половина из которых приходится на Павлодар и Аксу (благодаря близкому соседству все выбросы АЗФ и ЕЭК при западном и юго-западном ветре идут на областной центр). Интересно, кто высчитывал уровень промышленного загрязнения и что значит «климатические условия, благоприятные для рассеивания выбросов»?
В проектных документах говорится, что завод по уничтожению СОЗ будет производить 11350 тонн вредных выбросов. В том числе опасные ПХД-диоксины, а также неразлагаемые отходы (которые надо будет захоранивать на полигоне с постоянно поддерживаемой гидроизоляцией). В то же время Стокгольмская конвенция требует, чтобы уничтожение СОЗ проводилось безопасным для окружающей среды и людей методом, который не влечет за собой образования опасных отходов. В данном же случае требование конвенции демонстративно игнорируется — взамен сжигаемых СОЗ будут образовываться другие. Следовательно, это не решение проблемы. Это преобразование одних отходов в другие, столь же опасные. Только за очень большие деньги.
А впрочем, кто сказал, что хорошо и красиво жить в Казахстане должны все? В условиях кризиса и нехватки денег обеспечить одинаковый комфорт на всей территории страны невозможно. Предлагающее построить завод-крематорий в Павлодаре правительство и авторы, разработавшие соответствующее ТЭО и предОВОС, прозрачно намекают павлодарцам: ребята, на райскую жизнь для всех не хватит. Рай уже есть — в Астане.