Казахстан переместился со 161-го на 160‑е место во Всемирном индексе свободы прессы, сообщили информационные агентства. Откуда такой успех, поинтересовались мы у правозащитников. “Так закрывать-то уже у нас нечего!” — услышали в ответ.
Доклад о рейтинге разослала международная организация «Репортеры без границ». Эта организация проводит опросы, рассылая анкеты в партнерские организации, а также журналистам, исследователям, юристам и активистам движения в области защиты прав человека. Анкета включает в себя в первую очередь вопросы о прямых атаках на журналистов и средства массовой информации, а также непрямых источниках давления на свободную прессу.
«Казахстан занял 160‑е место из 180 в 2015 году», — говорится в опубликованном на прошлой неделе докладе организации. В 2014 году Казахстан находился на 161‑м месте, а ранее, в 2013 и 2012 годах, занимал ту же 160‑ю строчку. За Казахстаном идут такие страны, как Руанда, Азербайджан, Бахрейн, Саудовская Аравия. В самом низу стоят Туркменистан, Северная Корея и Эритрея, а верх занимают Финляндия, Норвегия и Дания.
- Если это считать улучшением, то оно стало возможным только потому, что уже практически нечего стало закрывать — все уже сделано в прошлые годы, — горько иронизирует сотрудник Казахстанского Международного бюро по защите прав человека Андрей Гришин. — Но, насколько я помню, наши соседи по региону тоже болтаются в хвосте на тех же позициях уже десятилетия и никаких перспектив на улучшение нет ни у них, ни у нас. Одна ступенька погоды не делает.
- Во-первых, одна ступень это еще не прорыв вперед, — согласилась с Гришиным глава фонда защиты журналистов «Адил соз» Тамара Калеева. — Когда из 180 государств мы поднялись со 161-го на 160 место — это чрезвычайно скромные успехи, и упоминать о продвижении просто неловко.
Никаких оснований говорить о том, что у нас улучшилась ситуация, нет. Скромное перемещение вперед, скорее всего, объясняется тем, что в других странах ситуация значительно ухудшилась, особенно там, где идут войны: и на пространстве СНГ, и там, где идет борьба с «Исламским государством», заметила наша собеседница.
- Там журналистов убивают, ранят, а жертвы — это повод понизить рейтинг страны в индексе свободы слова, — объяснила она и сделала вывод: — Я это воспринимаю так: мы поднялись на одну ступень не потому, что улучшили свою ситуацию, а потом что ухудшилась ситуация в других странах, которые до этого были впереди нас.
И действительно, за год Украина переместилась с 127 места на 129, а Россия потеряла в рейтинге сразу четыре позиции, упав с 148 места на 152‑е. Отметим, что выше всех из бывшего СССР индекс свободы прессы у Латвии (28‑е место) и Литвы (31‑е место). Грузия занимает 39 строчку, Армения — 78‑ю, Кыргызстан — 78‑ю. Место нашего соседа намного выше, например, Израиля, он на 101‑й позиции. Видимо, роль тоже играет физическая опасность для журналистов.
Выше Казахстана, притом намного, Таджикистан (116), Афганистан (122) и Ангола (123). Есть о чем задуматься!