В прошлом году в банковской системе Казахстана произошло два события системного характера. Значение первого осознали сразу все без исключения, зато второе, хотя и было замечено рынком и прессой, тем не менее обсуждалось как рядовое.
Первое событие – это «спасение» государством АО «Казкоммерцбанк» путем «вливания» в него 2,64 триллиона народных тенге с последующей «продажей» АО «Народный банк Казахстана» всего за 2 тенге, одно из которых досталось Кенесу Ракишеву, второе – ФНБ «Самрук-Казына». В результате АО «Народный банк Казахстана» де-факто превратился в «суперсистемный» банк, занимающий полумонопольное положение в банковской системе республики.
Второе событие – уход из АО «Банка ЦентрКредит» и соответственно из Казахстана корейской группы Kookmin Bank. Произошло оно еще в первом полугодии 2017 года. 1 февраля 2017 года акционер банка Бахытбек Байсеитов и АО «Финансовый холдинг «Цесна» опубликовали совместное заявление о том, что они покупают 41,93% акций АО «Банка ЦентрКредит» у Kookmin Bank и 10% у International Finance Corporation (IFC).
Мы не смогли найти на сайте АО «Банка ЦентрКредит» информацию о том, когда вышеупомянутая сделка была завершена, но из сообщений прессы следует, что это случилось в марте – апреле. На сегодняшний день акционерами финансового института числятся Байсеитов Бахытбек Рымбекович, АО «Цеснабанк» и АО «Финансовый холдинг Цесна».
Почему мы назвали эти события системными, то есть уравняли их в своей оценке, хотя по размерам господдержки и прямому влиянию на банковский рынок республики они точно не сопоставимы?
В первом случае государство сделало принципиальный выбор – вместо того, чтобы спасать банковскую систему страны как таковую, оно начало спасать избранные банки. В данном конкретном случае – финансовый институт, принадлежащий ближайшим родственникам елбасы.
Второе событие носит системный характер, потому что Казахстан покинул последний иностранный инвестор, пришедший в страну на волне экономического подъема 2002–2007 гг. и сопутствующего ему банковского бума. Напомним, что Kookmin Bank завершил приобретение 23% акций АО «Банка ЦентрКредит» за полмиллиарда долларов 27 августа 2008 года, когда международный финансовый кризис уже начался, но еще не было понятно, какой глубины и масштабов он в итоге достигнет.
Таким образом, в 2017 году завершился процесс исхода из банковской системы Казахстана зарубежных банковских групп из рыночно развитых государств, пришедших в страну до 2008 года. Причины случившегося лежат на поверхности – банковский бизнес стал низкодоходным, если не убыточным, при этом слишком сильно возросли все риски, а три девальвации тенге существенно обесценили капитал и, соответственно, сделанные в него инвестиции.
В результате в Казахстане остались и даже нарастили свое присутствие банковские группы из России. По нашей оценке, главным образом потому, что они, во-первых, имеют опыт работы в странах со сходной авторитарной политической системой и в экономической среде, где доминирует государство и квазигосударственные структуры. Во-вторых, их менеджмент не столь жестко связан по рукам и ногам публично декларируемыми корпоративными нормами, как это имеет место быть в западных банковских структурах. В‑третьих, они всегда могут рассчитывать на поддержку Кремля.
В связи с этим мы оцениваем как крайне низкую вероятность того, что бурная активность правительства РК и лично премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева по привлечению в Казахстан иностранных инвесторов из развитых государств увенчается мало-мальски значительным успехом. Как правило, западный частный инвестор массово приходит в ту или иную страну только тогда, когда бизнес-возможностям и разумному страновому риску сопутствуют знакомый им банковский сервис.
В Казахстане же им придется обслуживаться в финансовых институтах, принадлежащих кровным родственникам Назарбаева и его ближайших соратников, то есть людям, найти правду на которых в казахстанских судах невозможно, или в «дочерних» структурах российских банковских групп, которые в силу продолжающегося противостояния РФ с Западом могут в любой момент попасть под санкции. То есть иностранным инвесторам придется рисковать постоянно – от момента вложения денег до их полного возврата и на всех этапах бизнес-процесса. А это для нормального инвестора чересчур.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0