Обедали без Олланда

Офи­ци­аль­ный визит пре­зи­ден­та Фран­ции в Казах­стан не огра­ни­чил­ся его пре­бы­ва­ни­ем в Астане. В Алма­ты тоже была запла­ни­ро­ва­на обшир­ная про­грам­ма, но там не обо­шлось без кон­фу­за. На обед с Фран­с­уа Оллан­дом были при­гла­ше­ны извест­ные обще­ствен­ные дея­те­ли, одна­ко сам он на него не пришел. 

В пят­ни­цу в сети «Фейс­бук» появи­лось игри­вое сооб­ще­ние от извест­но­го казах­стан­ско­го поли­то­ло­га Досы­ма Сат­па­е­ва о том, что зав­тра, т. е. в суб­бо­ту, пре­зи­дент Фран­с­уа Олланд при­ез­жа­ет в Алма­ты, и он, Досым, при­гла­шен на обед с ним. Поли­то­лог рас­ска­зал, что не силен в фран­цуз­ском, но зна­ет несколь­ко выра­же­ний, кото­рые вполне поз­во­лят ему «начать раз­го­вор о жен­щи­нах и гео­по­ли­ти­ке с любым собеседником».

Парал­лель­но на дру­гой вет­ке фору­ма Бахыт­жан Торе­го­жи­на напи­са­ла, что «рада, что Сер­гей Дува­нов при­гла­шен на встре­чу с пре­зи­ден­том Фран­с­уа Оллан­дом. Посоль­ство со мной дол­го вело пере­го­во­ры, но допу­стить до встре­чи, види­мо, не рискнули».

Под этим постом раз­го­ре­лась бур­ная дис­кус­сия на тему, кто при­гла­шен на обед с пре­зи­ден­том Фран­ции, а кто нет, пока спу­стя три часа не появи­лось сооб­ще­ние от Вик­то­рии Тюле­не­вой, «что ни у Досы­ма, ни у Дани­я­ра Ашим­ба­е­ва, ни у Жовти­са, ни у Дува­но­ва встре­чи с пре­зи­ден­том не состо­я­лось: госы вычерк­ну­ли их из спис­ка приглашенных».

Дабы вне­сти ясность в ситу­а­цию, редак­ция сай­та «Накануне.kz» реши­ла поин­те­ре­со­вать­ся у извест­но­го пра­во­за­щит­ни­ка Евге­ния Жовти­са, что же, соб­ствен­но, про­изо­шло с этим зло­по­луч­ным при­гла­ше­ни­ем на обед и поче­му не все на него попали.

- Евге­ний Алек­сан­дро­вич, что это был за обед с Фран­с­уа Оллан­дом и поче­му не все на него попали?

- Все зна­чи­тель­но слож­нее. Во-пер­вых, было два меро­при­я­тия, а не одно. Пер­вое — это лек­ция Оллан­да в Ака­де­мии наук, где открыт фили­ал Сор­бон­ны. Так вот, на эту лек­цию я, г‑н Дуванов,г‑н Ашим­ба­ев и еще боль­шой круг лиц полу­чи­ли при­гла­ше­ние. Там вооб­ще пред­по­ла­га­лось уча­стие поряд­ка четы­рех­сот человек.

- А кто был орга­ни­за­то­ром это­го мероприятия?

- Насколь­ко я знаю, орга­ни­за­ци­ей это­го меро­при­я­тия зани­ма­лось посоль­ство Фран­ции в Казах­стане сов­мест­но с казах­стан­ским МИДом. Ну а тех­ни­че­ские вопро­сы были воз­ло­же­ны на город­ской аки­мат, т.к. меро­при­я­тие про­хо­ди­ло в Алматы.

Как я пони­маю, посоль­ство Фран­ции при­гла­си­ло на эту лек­цию обще­ствен­ных дея­те­лей, пред­ста­ви­те­лей куль­ту­ры, биз­не­са, уче­ных… доста­точ­но раз­но­пла­но­вый кон­тин­гент. Но нака­нуне это­го меро­при­я­тия мне позво­ни­ли из фран­цуз­ско­го посоль­ства, силь­но изви­ня­лись и ска­за­ли, что меня вычерк­ну­ли из спис­ка. Из раз­го­во­ра было понят­но, что вычерк­ну­ли наши (каза­хи — ред.).

Чест­но гово­ря, у меня ред­ко быва­ет такое недо­уме­ние. Пото­му что в этом шаге нет ника­ко­го смыс­ла. Понят­но, что это какая-та демон­стра­ция для фран­цу­зов, что, мол, это наши опре­де­ля­ют, с кем им общать­ся. Такой совок, при­чем само­го низ­ко­го пошиба!

- А вто­рое мероприятие?

- Вто­рым меро­при­я­ти­ем, соб­ствен­но, и был обед, но на нем не при­сут­ство­вал Олланд, хотя пред­по­ла­га­лось, что он там будет. Ну и вме­сто 30 чело­век там было поряд­ка 100. Были пред­ста­ви­те­ли фран­цуз­ской деле­га­ции. На этом обе­де мы как раз были.

- Так поче­му Оллан­да-то не было?

- Непо­нят­но… Вро­де ска­за­ли, что он обе­дал с кем-то из наших высо­ко­по­став­лен­ных лиц. Воз­мож­но, с пре­зи­ден­том. Нам никто ниче­го не объ­яс­нил, мы тоже вопро­сов не зада­ва­ли, и так все было более-менее понятно.

- Гово­рят, Вы спе­ци­аль­но при­ле­те­ли в Алма­ты на эти встре­чи из Швейцарии?

- Нет, спе­ци­аль­но не летел. Соглас­но куп­лен­ным биле­там я вер­нул­ся утром в пят­ни­цу из Евро­пы, где был на слу­ша­ни­ях в Коми­те­те ООН про­тив пыток. Там заслу­ши­вал­ся доклад Казах­ста­на. На мой взгляд, резуль­тат от это­го был непло­хой по тем реко­мен­да­ци­ям, кото­рые коми­тет уже сде­лал Казах­ста­ну. Были затро­ну­ты зна­чи­мые для нас темы, свя­зан­ные с Жана­о­зе­ном, Вла­ди­ми­ром Коз­ло­вым, Аро­ном Ата­бе­ком, Зина­и­дой Мухор­то­вой, Вади­мом Курамшиным.

После это­го я ездил во Фран­цию, где встре­чал­ся с Наци­о­наль­ным собра­ни­ем, были встре­чи в сена­те, где гово­ри­ли об общей оцен­ке с пра­ва­ми человека.

Еще я был на кон­фе­рен­ции НПО перед мини­стер­ским сове­ща­ни­ем в ОБСЕ. Она про­хо­ди­ла в Швей­ца­рии, в Базе­ле, 2—3 декаб­ря. А 4 декаб­ря нача­лось межми­ни­стер­ское сове­ща­ние, где мы тоже были аккре­ди­то­ва­ны. В кулу­а­рах, я успел еще поучаст­во­вать в несколь­ких встре­чах, вклю­чая с гос­сек­ре­та­рем США г‑ном Керри.

- Это были встре­чи, так ска­зать, без протокола?

- Да, это были доста­точ­но откро­вен­ные встре­чи. Раз­го­вор шел об общих про­цес­сах, свя­зан­ных с пра­ва­ми чело­ве­ка в нашем реги­оне, и вызо­ва­ми, кото­рые сто­ят перед граж­дан­ским обществом.

- Воз­вра­ща­ясь к визи­ту Фран­с­уа Оллан­да в Казах­стан, как Вы оце­ни­ва­е­те его ито­ги? Столь­ко было копий поло­ма­но, со всех сто­рон пре­зи­ден­та Фран­ции при­зы­ва­ли обра­тить вни­ма­ние на нару­ше­ние прав чело­ве­ка в нашей стране… Обратил?

- Визит был про­дук­ти­вен с точ­ки зре­ния нашей вла­сти — он спо­соб­ство­вал укреп­ле­нию двух­сто­рон­них отно­ше­ний. С точ­ки зре­ния же демо­кра­тии, про­дви­же­ния прав чело­ве­ка, боюсь, он ниче­го не дал.

Вооб­ще, к сожа­ле­нию, несмот­ря на такую слав­ную исто­рию, Фран­ция на меж­ду­на­род­ной арене не отли­ча­ет­ся актив­но­стью в про­дви­же­нии прав чело­ве­ка. В евро­пей­ском про­стран­стве в этом направ­ле­нии дви­га­ют­ся Вели­ко­бри­та­ния, Нор­ве­гия, Нидер­лан­ды, Чехия, Шве­ция. Это вид­но по их выступ­ле­ни­ям. А вот во Фран­ции и Ита­лии… у них нет подви­жек в этом направлении.

- Но почему?

- Мне слож­но ска­зать, с чем это свя­за­но, но Фран­ция не отно­сит­ся к про­мо­у­те­рам прав чело­ве­ка. Эко­но­ми­че­ские и гео­по­ли­ти­че­ские инте­ре­сы пре­ва­ли­ру­ют у них. Даже та же Гер­ма­ния, кото­рая при­дер­жи­ва­ет­ся так назы­ва­е­мой реаль­ной поли­ти­ки, все рав­но под­ни­ма­ет вопро­сы в обла­сти прав чело­ве­ка. Фран­ция — нет. Поэто­му не могу ска­зать, что визит Оллан­да в Казах­стан что-то изме­нил или изме­нит. Но и не ска­жу, что это было неожи­дан­ным выво­дом. Визит был в рус­ле сего­дняш­ней фран­цуз­ской политики.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма