Несколько дней назад на Медео прошло выездное совещание по вопросам расчистки надалматинских урочищ от бурелома. В конце встречи я спросила у директора Иле-Алатауского природного парка о письме экологического общества «Зеленое спасение» против планов строительства на территории заповедника горнолыжного курорта «Кок Жайляу».
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
- Мы уже «Зеленому спасению» полностью ответ дали, — «отчитал» меня тогда Марлен Айнабеков. — На сегодняшний день никакого указания Иле-Алатаускому природному парку по постройке горнолыжного курорта не было.
Но мы живем в стране ду… чудес, поэтому не прошло и двух недель, как появилась новость: «Строительство горнолыжного курорта на Кок Жайляу в пригороде Алматы позволит создать до 100 тысяч рабочих мест, сообщил министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев на заседании правительства».
Бьем рекорды
Таких мегапроектов за двадцать лет у нас было не один и не два. Над тем, что «кластеры» нанотехнологий в итоге оказываются макаронными цехами, которые потом торжественно запускает глава государства, все уже устали смеяться. Но, на наш взгляд, инициатива министра бьет не только рекорды, она бьет конем идеи незабвенного Остапа Бендера.
«Мы думаем, что строительство такого курорта создаст не менее 7 тысяч рабочих мест в период строительства и не менее 20 тысяч рабочих мест на объектах курорта, — расписывал перспективы членам кабмина во вторник Асет Исекешев. — С учетом мультипликатора — до 100 тысяч (!!!) постоянных рабочих мест. Это 15% общего количества рабочих мест по Алматы. Строительство курорта придаст новый импульс развитию Алматы как регионального центра».
Куда до него убогомыслящему Остапу: «Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний!»
«Прилегающие области получат заказ на продукцию сельхозназначения, появится дополнительный спрос на текстиль, сувениры, индустрию сервиса», — не унимался министр.
«Сотни тысяч людей, богато обеспеченных людей, будут стремиться в Васюки. НКПС построит железнодорожную магистраль Москва — Васюки, — вторит ему турецкоподданный. — Это — раз. Два — это гостиницы и небоскребы для размещения гостей. Три — поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров: гостей нужно снабжать — овощи, фрукты, икра, шоколадные конфеты…»
Из области фантастики
При этом Исекешев отметил, что горнолыжный курорт будет соответствовать мировому уровню. «Проектом предусматривается строительство курорта с протяженностью горнолыжных трасс потенциально до 500 км (!), а также подведение инженерных сетей к основным объектам курорта. Стоимость инфраструктуры по данному проекту порядка 12 млрд тенге, коммерческие инвестиции оцениваются от 2 до 4 млрд долларов в строительство отелей», — пояснил он.
«Но деньги! — застонали васюкинцы. — Им же всем нужно деньги платить! Много тысяч денег! Где же их взять?» «Все учтено могучим ураганом, — сказал Остап Бендер».
И тут нам становится страшно. Могучий ураган-то уже был (в мае прошлого года повалены деревья на территории 480 гектаров). Видимо, деньги на ликвидацию его последствий, «много тысяч денег», уже тоже «унесены ветром», раз затевается новый, просто «межпланетный» по масштабам проект?
Как рассказали тогда на совещании, на расчистку от поваленных бревен доступных 320 гектаров пойдут жалкие миллионы тенге. А тут миллиарды! Долларов!
«Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли. Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы…».
Ну кто, скажите, при виде таких перспектив вспомнит о какой-то там экологии, ранимости горной природы и задыхающемся от непродуманной застройки городе? А Исекешев вспомнил! «За счет инвестиций в инфраструктуру и мероприятий по защите окружающей среды со стороны инвесторов снижается уровень неконтролируемой застройки, ведется контроль за выбросами, в том числе за качеством автомобильного топлива, поскольку это приводит туристов», — пояснил он.
Нет, вы поняли? Будут строиться отели и рестораны, а застройка будет… снижаться! Будет больше машин, а выбросов… меньше! Это при наших-то ГАСКах, при наших заправках, где 92‑й бензин — в лучшем случае разбодяженный 80‑й…
«Не беспокойтесь, — сказал Остап, — мой проект гарантирует вашему городу неслыханный расцвет производительных сил. Подумайте, что будет, когда турнир окончится и когда уедут все гости…»
Овес нынче дорог
Подумала и вспомнила похожий проект — спортивные сооружения, построенные в Алматы к Азиаде.
Не будем говорить о пустых трибунах на той самой Азиаде — обещанный приезд десятков тысяч туристов тоже оказался «Васюками» (и кто может гарантировать, что на новый курорт ринутся те же десятки тысяч?). Однако спортзалы, катки и трамплины остались горожанам. Правда, не всем.
Одна поездка семьи из четырех человек на так и недоремонтированный каток «Медео» обойдется минимум в 10 тысяч тенге. Или другой факт: знакомый мальчик восьми лет занимается хоккеем, и на днях его команда попросилась на новый каток во Дворце спорта им. Балуана Шолака потренироваться. Разрешили: 51000 тенге в час — и пожалуйста. Овес нынче дорог, как говорил Остап.
…Я — алматинка, и мне бы очень хотелось, чтобы у моего любимого города был настоящий горнолыжный курорт. Чтобы и иностранцы приезжали, и сами катались, и детей было чем порадовать. Но я очень боюсь, как бы пятисоткилометровые трассы и гостиничные небоскребы в итоге не обернулись макаронной фабрикой за те же миллиарды тенге. А самое страшное — как бы под это дело не «обрили» окончательно и так изрядно полысевшие алматинские горы. Тогда нашему городу явно непоздоровится.
Источник: Газета “Голос Республики” №7 (229) от 24 февраля 2012 года
Read More:
Нью-Васюки по-исекешевски