«Казахстан – страна чудес» – книга с таким названием встретила участников недавней пресс-конференции, которую провело в Москве посольство Казахстана в России в полном с ней соответствии. В том смысле, что ее не было. Журналисты, которые пришли на мероприятие с громким названием «Стратегия: «Казахстан–2050», смогли лишь послушать приглашенных на мероприятие официальных представителей Казахстана, задать вопросы не позволили.
Автор: Алексей ТИХОНОВ
Мероприятие открыл посол Казахстана в России Галым Оразбаков, который немедленно пообещал аудитории, что отныне страна будет работать как «единая корпорация». В зале повеяло фашизмом…
Возможно, посол не в курсе, но московская публика в большей своей части прекрасно осведомлена, что тезис о корпоративном государстве, которое будет работать в «едином порыве» и «полном сплочении интересов всех социальных групп», очень любили идеологи Муссолини, а потом использовали и остальные его приверженцы.
Недалеко от этих пожеланий ушли и советские идеологи, которые тоже любили поговорить о едином порыве, но, надо отдать им должное, все-таки никогда не верили в возможность гармоничного объединения интересов различных социальных групп.
Не верили в это и строители независимого государства Казахстан. Такая вера им была не нужна, так как она могла разрушить философию захвата и перераспределения в свою пользу государственной собственности. Вместо этого народу предлагалось поверить в светлое будущее. «Программа-2030», несмотря на присущие ей тезисы, основанные на экономической фантазии, никогда не предполагала строительство корпоративного государства. Она содержала в себе необходимые элементы программы построения рыночной экономики, которая должна была утвердить в глазах людей законность нового класса владельцев этой собственности.
Провозглашаемая же в «Программе-2030» цель создания демократии была исключительно пропагандой — за фасадом громких слов стояло фактическое уничтожение даже тех слабых элементов организации гражданского общества, которые появились после провозглашения страной независимости.
Уничтожалась не только политическая оппозиция, но и независимые профсоюзы и общественные организации, которые не подчинялись политическому контролю властей. Вместо этого ставка была сделана на формирование новой номенклатуры, лично обязанной Отцу нации. И в этом смысле можно считать задачи «Программы-2030» выполненными.
Проблема же состоит в том, что созданная социальная система не только не способна обеспечить общественное развитие, она не может поддерживать даже тот хрупкий социальный порядок, для которого она создавалась. Личные гарантии Отца нации уже не воспринимаются новыми кланами как достаточные, но отсутствие общественного порядка заставляет их прибегать к внутренней борьбе — той самой схватке бульдогов под ковром, которой именовали политику в СССР.
Столкнувшись с такой смутой, власти вспомнили об «общественной солидарности» и спешно теперь пытаются заполнить общественную пустоту всевозможными симулякрами — якобы политическими партиями и различными социальными организациями, которые должны сплотить народ в единую корпорацию, которая и обеспечит рывок в будущее. Но даже такой откровенный фашизм, слепленный по лекалам столетней давности, выглядит сегодня очередным симулякром.
Попытка говорить о готовности сплотиться небольшой коррумпированной верхушки, живущей на доходы от продажи сырья, и огромного класса неимущих могли бы вызвать насмешку, но, увы, политическая практика показывает, что даже простой разговор об этом ведет к обвинениям в «сеянии социальной вражды» и, как следствие, к продолжительным тюремным срокам. Представьте себе, что, например, завтра сажать начнут всех, кто будет выступать против тезиса о «единой корпорации Казахстан».
Конечно, возможно, посол Казахстана в России, говоря о государстве как единой корпорации, мог иметь в виду нечто иное. Но задать вопросы на пресс-конференции, которую затеяло в Москве посольство Казахстана, никому не позволили.
Сразу после выступления посла Оразбакова микрофоном завладел директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК Булат Султанов, который «коротенько», минут за сорок, изложил свои воспоминания о строительстве независимости Казахстана. Всем остальным участникам было предусмотрительно оставлено по 3—4 минуты — «на реплики». Журналистам разрешалось лишь слушать.
Вообще, все происходившее в пресс-центре газеты «Аргументы и Факты», где, собственно, и проходило мероприятие, живо рисовало в памяти репортажи советских времен — вроде того, как посольство СССР организовало обсуждение очередной советской эпохальной программы где-нибудь за рубежами Родины. Тогда было принято еще писать, что все участники мероприятия «выразили к ней живой и неподдельный интерес». Не знаю, что напишут в своих отчетах об этом мероприятии дипломаты, заинтересованные эксперты и прочие «неравнодушные» люди. Но тот факт, что журналистам не позволили задать ни единого вопроса, говорит сам за себя — казахстанские чиновники, даже будучи на работе за рубежом, четко следуют традициям своей страны: никаких дискуссий.
И на все это смотрел первый и пока единственный президент, смотрел с хитрым прищуром с золоченой обложки очередного издания «бестселлера» Джонатана Айткена под названием «Нурсултан Назарбаев и созидание Казахстана», который бесплатно — видимо, в качестве компенсации — раздали всем тем, кто пришел на это парадное мероприятие…
Оригинал статьи: