Не ждать, а работать
То есть, согласно исследованию американцев, система власти сохраняется в прежнем виде. Отсюда многие делают неправильный вывод — дескать, тогда какой смысл менять диктаторов, если все остается на своих местах. Думаю, что такой вывод от непонимания сути того, о чем говорят ученые.
Объясняю на пальцах. Если он уходит сам (как это было в Туркменистане или Азербайджане) то НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ! Но если его «уходят» (как это было в Югославии, Грузии и Украине), то ИЗМЕНЕНИЯ НЕИЗБЕЖНЫ. Вывод из указанного исследования именно в этом.
Поэтому мне смешны все эти разговоры наших аналитиков о постназарбаевском периоде, к которому, де, нужно готовиться. Нечего к этому готовиться! Все будет предельно просто, если не сказать скучно. На двери президентского кабинета поменяют вывеску — и это будет единственное изменение в стране. Все остальное будет по-прежнему.
Пора понять, что в нашем случае принципиальные изменения в стране возможны только в случае, если гражданское общество потребует этого у власти. А точнее заставит власть пойти на это. Власти, естественно, не заинтересованы в реформах, меняющих нынешнюю политическую ситуацию. Напротив, именно власть является принципиальным противником каких-либо изменений, способных создать риски для их бесконтрольного нахождения во власти. И, согласитесь, их понять можно.
Когда я говорю о том, что общество должно продиктовать свою волю власти в части политических реформ я, конечно же, предполагаю мирный вариант развития событий, когда люди оказывают давление на власть в рамках действующей Конституции (но не всегда законов, противоречащих этой Конституции).
Это и сбор подписей под петициями. И факсовые атаки на правительственные телефоны. И выступления в СМИ с критикой и разоблачениями. И различные пикеты и флешмобы. Наконец, никто не отменял у нас митинги, марши протеста и прочие публичные акции, позволяющие напомнить власти, кто собственно «в доме хозяин». Если и на это власть не реагирует, есть такой очень действенный инструмент, как общенациональная забастовка, что также не запрещено Конституцией страны. Заметьте, все, о чем я говорю, — мирно, законопослушно и цивилизованно.
Откуда же тогда берется насилие и кровь, спросите. Это, как правило, результат противоправных действий властей, возомнивших, что у них есть право нарушать конституционные права граждан и запрещать им выражать свое мнение публично. Вспомните ту же Украину! С чего начались акции гражданского неповиновения? С избиения мирного протеста молодежи на Майдане. Власть превысила свои полномочия, и возмущенная нация восстала — полмиллиона украинцев вышли на улицы.
Но это Украина. У нас ситуация другая. Когда я говорю о гражданском обществе, которое должно заставить власть прислушаться к своим требованиям — это не совсем про Казахстан. Увы! Мы должны признать, что сегодня в нашей стране нет этого самого гражданского общества. Нет той силы, которая могла бы заставить ЭТУ власть делать то, что нужно стране, народу, а не кучке дорвавшихся до власти людей. На мой взгляд, это трезвый взгляд на ситуацию.
К сожалению, это наша данность, с которой мы вынуждены считаться. Именно поэтому я не поддерживаю тех оппонентов власти, которые сегодня выступают с призывами к активизации действий против политического режима Назарбаева. Это абсолютно несвоевременно, непродуктивно и, более того, опасно. Нужно быть реалистами и трезво оценивать свои силы, а главное настроения в обществе. Они пока не в пользу тех, кто не согласен с Акордой.
Подчеркиваю — ПОКА! Потому что режим в условиях кризиса, в который он себя загнал, делает все, чтобы ситуация менялась не в его пользу. Сегодня весь негатив, который за последние двадцать лет аккумулировала в себя власть (коррупция, непотизм, непрофессионализм, непатриотизм, бездарность) работает против нее. Не надо мешать этому!
Сегодня задача — помогать людям понять (строго в рамках закона), что так не должно быть, что они имеют право на более достойную жизнь. И что основным препятствием этому является политическая система, созданная президентом Назарбаевым. На мой взгляд, такого рода работа это и есть проявление высокой гражданственности и политической зрелости. И больше ничего! Все остальное сделает сама власть.