Добровольный отказ Ермурата Бапи от роли кандидата в президенты от Общенациональной социал-демократической партии, принятие решения о бойкоте партией предстоящих президентских выборов, отставка Жармахана Туякбая с должности председателя партии. Избрание на пост главы ОСДП того же Е. Бапи, обновление остального состава руководства. Решение о переименовании партии. Все эти события уместились в неполные три часа, которые в Алматы продолжался 14‑й съезд ОСДП.
Очень бурным получилось обсуждение уже первого вопроса повестки дня – отношения партии к досрочным президентским выборам и, следовательно, к фигуре Е. Бапи в качестве кандидата. Вопреки ожиданию, большинство делегатов съезда не поддержало решение Политсовета своей партии о его выдвижении и призвало к бойкоту выборов президента. Выступившие на съезде руководители региональных филиалов ОСДП – Асхат Рахимжанов, Мейрамбек Камалов, Тазабек Самбетбай, Абдукамал Ашимбеков, Куат Кунболатов, Сергей Богатырев, Кадиша Муканова, Майра Абенова, Ляззат Бактыбаева и другие – приводили многочисленные аргументы в пользу неучастия партии в выборах.
Это – мобилизация Ак ордой всего административного ресурса с целью безоговорочной победы «кандидата власти, неизбежные фальсификации и другие нарушения выборного законодательства, не оставляющие шансов на успех оппозиционного кандидата.
«Стоит ли в подобных условиях своим присутствием легитимизировать такие «выборы без выбора»? Не лучше ли сосредоточиться на более привычных для нашей партии выборах в Мажилис, которые не за горами?», — задавали вопросы ораторы.
Такого рода риторику красноречиво поддержал и сам Ермурат Бапи. В частности, он категорически отверг для себя роль марионетки:
«Я принял решение, что не буду участвовать в этих выборах, не стану куклой в массовке».
Кроме того, Е. Бапи не исключил возможность воздействия на его выборную судьбу и такого рода препятствия, как произвольная трактовка властью срока его государственной службы.
Хотя Бапи взял самоотвод своей кандидатуры – и социал-демократы большинство голосов его одобрили – тем не менее самые бурные аплодисменты вызвали его слова: «Но все это не значит, что я боюсь выдвигать свою кандидатуру. Как раз наоборот, когда в стране понимается молодежь, когда проводятся такие замечательные акции, как «От правды не убедишь!», перед нашей партией и страной открываются новые перспективы».
Съезд ОСДП резюмировал свой бойкот выборов в принятой резолюции, где, в частности, говорится: «Считая свое участие в выборах 9 июня политически бессмысленным…, мы оставляем за собой право пропагандировать нашу программу и идейные установки в ходе электоральной кампании».
Впрочем, этот процесс, вероятно, уже будет происходить без председателя ОСДП Жармахана Туякбая: его сложение с себя полномочий главы партии стало еще одной неожиданностью съезда.
Выступая с соответствующим обращением к соратникам, Ж. Туякбай объяснил свой поступок необходимостью кадрового омоложения ОСДП, «реального, а не бутафорского обновления». «Я много думал, как всем нам в сегодняшних сложных условиях сохранить партию, приблизить ее к лучшим образцам современных политических организаций, которые способны по-настоящему изменить страну, соответствовать вызовам времени. Наша власть не желает меняться, мы должны показать ей такой пример. В этом причина моего решения», — заключил Ж. Туякбай.
Такой обновленческий аккорд вновь оказался связан с именем Ермурата Бапи. После принятия отставки Туякбая (не с первого раза и незначительным большинством голосов) делегаты съезда уже единодушно избрали на пост председателя ОСДП «экс-кандидата» в президенты.
Но и на этом новости не закончились. Для Ж. Туякбая введен статус Почетного председателя партии. Съезд избрал заместителями председателя партии Асхата Рахимжанова, Тазабека Самбетбая и Мейрамбека Камалова. В соответствии с топонимическими и административно-территориальными изменениями в стране появились Туркестанский областной филиал партии и филиал ОСДП города Нур-Султан.
Наконец, единогласно принято решение о частичном переименовании партии – в Общенациональную социал-демократическую партию «Акикат» («Истина»).