Не бывает демократии юной или старой!

«Кто меша­ет Назар­ба­е­ву спло­тить вокруг себя людей чест­ных, прав­ди­вых и пра­вед­ных, с обострен­ным чув­ством спра­вед­ли­во­сти, ответ­ствен­но­сти. Собрать госу­дар­ствен­ни­ков, а не жули­ков и воров?!». Этим вопро­сом зада­ет­ся казах­стан­ский режис­сер Болат Ата­ба­ев на сво­ей стра­ни­це в «Фейс­бу­ке».

Если я состо­ял­ся в этой жиз­ни как режис­сер, как граж­да­нин, как Ата­ба­ев, то это заслу­га Немец­ко­го теат­ра г. Темир­тау! Я бес­ко­неч­но бла­го­да­рен тебе, Deutsches Theater! Театр созда­вал­ся на осно­ве двух групп немец­кой сту­дии теат­раль­но­го учи­ли­ща (вуза) им. Щеп­ки­на при Малом теат­ра СССР. Они уже были сори­ен­ти­ро­ва­ны к нрав­ствен­ным исто­кам жиз­ни и люби­ли Театр.

Я попал:

1) в высо­ко­про­фес­си­о­наль­ную моло­дую труп­пу, по ста­ту­су мы все были рав­ны перед искус­ством, по ода­рен­но­сти кто-то был более, кто-то менее талантлив;

2) в атмо­сфе­ру спра­вед­ли­во­сти, брат­ства, чест­но­сти, совест­ли­во­сти, прав­ди­во­сти, искрен­но­сти и тре­бо­ва­тель­но­сти, про­яв­ле­ние нетер­пи­мость к фаль­ши, лести было нормой;

3) на тер­ри­то­рию слу­же­ния высо­кой цели, мис­сии, когда как по всей стране люди отра­ба­ты­ва­ли свои часы!

Десять лет дли­лась моя служ­ба! В труп­пе была дого­во­рен­ность: твор­че­скую состо­я­тель­ность каж­дый дол­жен дока­зы­вать на Сцене! И все! Брат-сват-зем­ляк, муж-жена-любов­ни­ца, зво­нок свер­ху, зво­нок сбо­ку — веч­ный набор без­дар­но­сти — здесь абсо­лют­но не рабо­та­ли! И никто не обза­вел­ся еще эти­ми поро­ка­ми, все сто­я­ли у исто­ка! Так полу­чи­лось, в 80‑х годах я был един­ствен­ным режис­се­ром, вла­де­ю­щий немец­ким языком.

Они цени­ли мой немец­кий язык. Я чув­ство­вал свое язы­ко­вое пре­вос­ход­ство и успеш­но пара­зи­ти­ро­вал на этом. После дол­го­го сло­вес­но­го шата­ния из сто­ро­ны в сто­ро­ну я понял: «быть» и «казать­ся» вещи не сов­ме­сти­мые. Надо знать тех­но­ло­гию режис­су­ры как два­жды два четы­ре и уметь ее при­ме­нять на кон­крет­ных арти­стах! Откры­то при­знать это все ров­но что само­убий­ство. Так думал.

Мне каза­лось стран­ным, что после репе­ти­ции арти­сты соби­ра­лись у режис­сер­ско­го сто­ли­ка и сиде­ли в ожи­да­нии чего-то. Я гово­рю: «Репе­ти­ция закон­чи­лась. Не поня­ли?» Арти­сты гово­рят: «Поня­ли. Какие заме­ча­ния будут?!» Мне каза­лось, все гени­аль­но! Какие еще могут быть замечания?!

А когда мне артист­ка теат­ра Мария А. на репе­ти­ции как бы меж­ду про­чим заяви­ла: «Болат, ты сам не зна­ешь, чего хочешь. Надо гото­вить­ся к репе­ти­ции», я вос­стал: «Да я… да вы…! Не поз­во­лю себя уни­жать!» Арти­сты искренне не пони­ма­ли, отче­го я впал в бешен­ство. Меня пыта­лись ути­хо­ми­рить: «Ну раз­ве мож­но так агрес­сив­но реа­ги­ро­вать на прав­ду?!» Сорвал репе­ти­цию и поки­нул театр. Ушел с под­ня­той голо­вой, мол, най­ди­те вто­ро­го тако­го режис­се­ра с немец­ким язы­ком! Тем более менять Алма­ты на эту Темир­ды­ру? Да пош­ш­шли вы!..

Но где-то в голо­ве мая­чил белый флаг, слов­но сиг­на­лил мне: «Әллөөөөу, көтің көрініп қал­ды!» А воз­вра­щать­ся ни с чем тоже позорно!

Я сей­час пони­маю, дру­го­го режис­се­ра с немец­ким язы­ком нет и в бли­жай­шей пяти­лет­ке не пред­ви­дит­ся. Поэто­му из меня хором лепи­ли «сво­е­го» режис­се­ра. Бес­ко­неч­ные кухон­ные поси­дел­ки-раз­го­во­ры. Обсуж­де­ния и дис­кус­сии о спек­так­лях дру­гих теат­ров, о теле­пе­ре­да­чах, о филь­мах. Снаб­жа­ли меня сам­из­да­тов­ски­ми кни­га­ми по исто­рии рос­сий­ских нем­цев, узнал всю тра­ги­че­скую судь­бу это­го наро­да. Арти­сты шепо­том рас­ска­зы­ва­ли о том, как их дедов и бабу­шек, роди­те­лей ука­зом Ста­ли­на в авгу­сте 1941 года объ­яви­ли пре­да­те­ля­ми и пре­ступ­ни­ка­ми, высе­ли­ли из рес­пуб­ли­ки нем­цев Повол­жья и в тече­ние сут­ки отпра­ви­ли в ско­то­ва­го­нах  кого в трудар­мию, кого в Сред­нюю Азию. Голод­ные-холод­ные мно­гие поги­ба­ли, мно­гие спа­са­лись как могли.

Вспом­нил сло­ва Героль­да Кар­ло­ви­ча Бель­ге­ра, мое­го Гер аға. Он дал мне свой «бата» перед моим отъ­ез­дом в Темир­тау. Я дол­го и нуд­но рас­ска­зы­вал ему, как я гени­аль­но буду ста­вить пье­сы Гете, Шил­ле­ра, Брех­та. Как я над совре­мен­ной миро­вой дра­ма­тур­ги­ей буду рабо­тать. Чуть ли не весь мир будет о нас гово­рить и писать! Вспом­нил сло­ва одно­го про­фес­со­ра, кото­рый тоже меня бла­го­слов­лял: «Это един­ствен­ный немец­кий театр Совет­ско­го Сою­за, и ты един­ствен­ный казах-режис­сер со зна­ни­ем немец­ко­го язы­ка во всем Сою­зе!» Пон­ты мои… На что мой Гер аға ска­зал: «Болат, айна­лай­ын». Ты не путай тех нем­цев с наши­ми нем­ца­ми. На сты­ке раз­ных куль­тур у нас здесь сло­жи­лась своя „Rußlanddeutsche Kultur”, и театр ведь создан в первую оче­редь для наших нем­цев. И они будут счаст­ли­вы, если они себя и свои про­бле­мы уви­дят на сцене!»

Боже мой, поду­мал я тогда, я о Гете, о высо­чай­шем искус­стве, а он мне о какой-то

Rußlanddeutsche Kultur!? Про­сти меня, Гер аға!

Это я все к тому, что систе­ма сама по себе не созда­ет­ся, ее созда­ют кон­крет­ные люди, объ­еди­нен­ные общей целью слу­же­ния наро­ду, как арти­сты немец­ко­го теат­ра и Гер аға, или укреп­ле­ния лич­ной вла­сти над наро­дом, как Назар­ба­ев, его пар­ла­мент и каби­нет мини­стров Казахстана.

Бла­го­да­ря казах­стан­ско­му наро­ду я стал Назар­ба­е­вым, гово­рит он. Так ли это? Это лич­но для меня оскорбление!

Кто меша­ет Назар­ба­е­ву спло­тить вокруг себя людей чест­ных, прав­ди­вых и пра­вед­ных, с обострен­ным чув­ством спра­вед­ли­во­сти, ответ­ствен­но­сти. Собрать госу­дар­ствен­ни­ков, а не жули­ков и воров?! Сам себе и меша­ет! Толь­ко не надо темя­шить мне в голо­ву, что исто­ри­че­ски так сло­жи­лось, каза­хи мно­го стра­да­ли, наше вре­мя еще не при­шло, у нас своя осо­бен­ная демократия!

Ангид­рит вашу пере­кись мар­ган­ца, ска­жу я вам! Не быва­ет осо­бен­ной демо­кра­тии, как и запад­ной или восточ­ной демо­кра­тии! Не быва­ет юной демо­кра­тии, как и ста­рой! Демо­кра­тия либо она есть, либо ее нет! Все!

Поэто­му еще раз пишу адрес всех казах­стан­ских, а так­же, как выяс­ни­лась, ита­льян­ских бед! 050000, Аста­на, Акмор­да, Под­вал. Бом­бо­убе­жи­ще №3 Назар­ба­ев Н.А.

При­вет вашей власти!

Источ­ник: Стра­ни­ца Бола­та Ата­ба­е­ва в “Фейс­бу­ке”

Original post:

Не быва­ет демо­кра­тии юной или старой!

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма