Смена власти в Казахстане и Узбекистане может дестабилизировать ситуацию в Центральной Азии не меньше, чем талибы после вывода войск НАТО из Афганистана. К такому выводу пришли российские эксперты в ходе обсуждения в ИА «Росбалт» ситуации в Центральной Азии.
Автор: Татьяна ГАРЬКАВАЯ
Напомним, в следующем году войска международной коалиции во главе с США могут покинуть Афганистан, передав обязанности по поддержанию порядка в этой стране местным вооруженным силам и полиции. Однако большинство экспертов сходится на том, что правительство Хамида Карзая вряд ли сможет удержать власть и с ним может случиться то же самое, что и с правительством Мохаммада Наджибуллы после вывода советских войск.
Специалисты уже неоднократно заявляли, что дестабилизация ситуации в Афганистане, несомненно, скажется на странах постсоветского пространства. Поэтому сейчас идет активная работа экспертного сообщества по прогнозированию возможных рисков для СНГ после вывода войск НАТО из Афганистана, чтобы страны могли подготовиться.
Решению этой задачи было посвящено и очередное заседание политического клуба в ИА «Росбалт», темой которого стала «Ситуация в Афганистане в контексте реальных военных угроз для России».
России и Казахстану нужна дружба армий
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко так сформулировал проблему для обсуждения: «Ситуация в Афганистане продолжает оставаться неопределенной. Общий анализ ситуации показывает, что попытки договориться в ходе переговоров, которые американцы вели с умеренными талибами, окончились безрезультатно. Никаких политических либо иных приемлемых гарантий американцы не получили относительно того, как поведет себя «Талибан» после того, как получит свободу в 2014 году после вывода натовского воинского контингента и поддерживающих его контингентов других стран».
По мнению эксперта, главная уязвимая точка на постсоветском пространстве — Узбекистан и Таджикистан, где геополитические условия внутри страны таковы, что экспансия талибов может быть воспринята коренным населением на ура. А особенно исламистскими ячейками и сетевыми структурами радикальных исламских движений и организаций, которые могут поднять на штыки действующую власть в Душанбе и Ташкенте.
Поэтому для России принципиально важно формирование тесного военно-политического союза и отработки практических действий с Казахстаном, чтобы могли совместно противостоять экспансии. «Если будет прорвана граница между СНГ и Афганистаном и начнется экспансия талибов, мы можем столкнуться с очень неприятной ситуацией, — считает Коротченко. — Есть понимание того, что конечной целью этой экспансии будет российское Поволжье и Северный Кавказ, юг России, где могут быть масштабные дестабилизирующие последствия, если такой сценарий станет реальностью».
И именно поэтому политолог считает, что «Россия, как это ни покажется странным, заинтересована в том, чтобы США сохранили свое военное присутствие в Афганистане в какой-то форме, чтобы держать ситуацию там под контролем».
Экстремисты ждут смены власти?
В дискуссию вступил генеральный директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев. Он считает, что на самом деле единого «Талибана» не существует, но есть набор разнородных группировок, иногда даже конкурирующих друг с другом, которые американцы объединяют под названием «Талибан» и с которыми они борются.
«Тезис о том, что есть некий «Талибан», который готовит экспансию, мягко говоря, спорный. Никаких реальных достоверных подтверждений тому, что именно афганский «Талибан» готовит экспансию на постсоветское пространство, не существует, — заявил Сергей Михеев. — Мне достаточно много приходилось работать в странах Средней Азии, и могу сказать, что практически все экстремистские движения, которые там наиболее активны, связаны вовсе не с талибами. Они связаны через цепочку всевозможных связей, в первую очередь с суннитами в Иордании, Египте и т. д. Может быть, какие-то люди из «Талибана» имеют к ним отношение, но они играю далеко не первую роль».
Но эксперт уверен, что в случае выхода американцев из Афганистана серьезная системная экспансия экстремизма и нестабильности в регион вполне возможна. Но она может быть масштабной и эффективной, по его мнению, только в случае, если западные партнеры будут на это работать. «Если они это санкционируют и будут поддерживать, тогда она будет, — считает Сергей Михеев. — Если нет, то, скорее всего, Афганистан просто погрузится в междоусобную войну».
Политолог считает, что действительно серьезный потенциал для дестабилизации в Центральной Азии имеет предстоящая в ближайшие несколько лет смена руководства в Казахстане и Узбекистане.
«Назарбаев и Каримов, при всем уважении к ним, видимо, подходят к завершению карьеры. А их уход неизбежно вызовет дестабилизацию политической ситуации, внутриэлитную борьбу за власть. В принципе, она уже началась», — уверен Сергей Михеев.
Центральную Азию ждет час «икс», когда два крупнейших государства, два крупнейших игрока окажутся в ситуации смены власти, и причина этому — нет никакого внятного механизма передачи власти, не существует понятных преемников.
«В этой ситуации, несомненно, могут собраться внешние силы самого разного рода, в том числе и исламские экстремисты. В Узбекистане особенно, в Ферганской долине у них очень серьезные позиции. На юге Казахстана, к сожалению, они имеют тоже достаточно неплохие позиции, про Киргизию вообще говорить нечего — это «черная дыра». С Таджикистаном тоже все очевидно», — полагает эксперт. То есть развитие событий вполне предсказуемо.
Американцы всех спасут
Это мнение разделяет и директор центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. «События (видимо, в Жанаозене — авт.) доказали, что ситуация в Казахстане крайне нестабильна, как, впрочем, и в Узбекистане, — отметил политолог. — Но вопрос передачи власти стоит не только в этих республиках, но еще и в Таджикистане. Кроме того, есть Туркменистан. Он всегда занимал своеобразную позицию и имел хорошие отношения с талибами. И, по-видимому, туркменский режим будет пытаться договориться с ними, если талибы захватят власть (в Афганистане — авт.)».
Владимир Евсеев уверен, что в определенной мере спрогнозировать ситуацию в регионе после вывода войск НАТО из Афганистана все же можно. Он считает, что американцы найдут повод остаться. Но такое желание есть и у других их союзников.
«Насколько я знаю, собираются остаться немцы, Грузия заявила о том, что будет участвовать в этой операции и дальше, некоторые другие страны, — отметил Владимир Евсеев. — В чем достоинство такого варианта? Он будет обеспечивать легитимность американского военного присутствия. Это не какое-то государство как бы оккупирует, а будет международное присутствие, что является неплохой крышей для американского присутствия в любом виде». По оценке Евсеева, американское присутствие сохранится приблизительно до 2020 года.
В этом случае, по его мнению, тяжелая техника могла бы перекочевать частично на территорию, которая ранее контролировалась так называемым Северным альянсом. А также на базу в Таджикистане, о создании которой, по информации эксперта, НАТО и США ведут переговоры в Душанбе, застряв на согласовании цены.
Но, как бы ни развивалась ситуация в Афганистане после 2014 года, России в нее ввязываться не стоит. К такому мнению пришло большинство участников политклуба. Российские эксперты уверены, что руководству стран СНГ в первую очередь необходимо подготовиться к увеличению наркотрафика. Способ борьбы с ним предложил Сергей Михеев. «Нужно заплатить талибам за борьбу с наркомафией, и пусть они там их кошмарят», — считает политолог. Но коллеги не поддержали Михеева, сомневаясь, что «кошмарить» будет выгодно самим талибам.
Таким образом, резюмировали эксперты, странам СНГ необходимо готовиться буквально по всем фронтам, чтобы быть во всеоружии, когда настанет тот самый час «икс» — будь это вывод войск коалиции из Афганистана или смена власти в двух крупнейших странах Центральной Азии.
Оригинал статьи: