Встреча в «нормандском формате» в Астане сорвалась, потому что Германия увидела в этой идее руку Кремля, считает политолог Толганай Умбеталиева. По ее мнению, инициатива в этом деле на самом деле может принадлежать России.
Запланированная на 15—16 января встреча в Астане в «нормандском формате» на уровне президентов Франции, Украины, России и канцлера Германии по решению украинского кризиса переносится, сообщили информагентства. Причину «срыва» такого значимого для Астаны события директор Центрально-Азиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева объяснила корреспонденту НАКАНУНЕ.kz как техническими, так политическими моментами.
«Во-первых, изначально было понятно, что у госпожи Меркель на эти дни были другие планы и встречи. Исходя из немецкой педантичности отменить запланированные дела нереально. Немцы ведь планируют чуть ли не за полгода все, поэтому было ясно, канцлер Германии, Ангела Меркель будет занята и эта встреча не состоится», — считает политолог. — «Это в Казахстане можно что-то экстренно провести, перенести или даже отменить, но не в Германии. У нас спонтанность в политике запросто допускают, а немцы себе этого не позволят».
По мнению Толганай Умбеталиевой, со своей стороны президент Украины Петр Порошенко также допустил ряд ошибок, преждевременно сделав заявление о встрече в Астане.
«Президент Украины из-за своей неопытности попытался надавить на Меркель, но она показала, что не позволит этого. Новые украинские лидеры пытаются проявиться как самостоятельные игроки. Однако заявления Порошенко показали, что у него нет опыта в политике и дипломатии, поэтому он совершает грубые ошибки. Рискованные и провокационные шаги оправданы в бизнесе, но не всегда возможны в политике», — убеждена эксперт.
Рвение казахстанских властей провести эту встречу политолог объясняет стремлением Астаны показать свою самостоятельность и после вступления в ЕАЭС.
«Понятно, что наши очень хотели, чтобы эта встреча состоялась, они хотят принять участие в этом процессе вокруг Украины. Почему? Власть пытается показать свою роль и значимость, потому что после вступления в Евразийский союз, стало понятно, что Казахстан теряет свою самостоятельность в принятии важных международных решений. Но нашим властям хочется доказать обратное, что Россия не влияет никак, создать видимость самостоятельного игрока».
Между тем, считает Толганай Умбеталиева, идея проведения встречи в Астане не была самостоятельной инициативой президента Назарбаева.
“Неожиданный телефонный разговор между Нурсултаном Назарбаевым и Ангелой Меркель показывает, что Астана проявила интерес к этому процессу спонтанно и в последний момент. В Германии четко понимают, что Казахстан стратегический партнер России, и Астана уже не может играть роль нейтральной зоны, — рассуждает она. — Поэтому причины переноса или срыва встречи в «нормандском формате» не только технические, но и, безусловно, политические. Понятно стало, что ветер дует из Кремля, возможно, лично Путин попросил Назарбаева подключиться, и это просекли немецкие власти. Конечно, можно предположить, что эта идея самого президента Казахстана, но судя по тому, что ранее он не проявлял интереса к этому процессу можно говорить о спонтанности и необдуманности. И что здесь идет влияние и давление с российской стороны.
По словам политолога, в случае, если эта встреча когда-нибудь состоится в Астане, она сомневается, что будут достигнуты глобальные результаты.
«Возможно решение только технических моментов. Серьезных изменений по ситуации на Украине ждать не приходится, перемен по Минской договоренности, думаю, не будет. Будут вносится какие-то детали, обсуждаться мелочи, но на то, что рассчитывает Россия не случится. Германия сейчас очень жестко стоит на своей позиции, у нее, можно сказать, враждебно-агрессивная политика по отношению к России», — объяснила директор фонда.
На ее взгляд, эта встреча для Астаны ничего не даст в плане улучшения имиджа.
«Наверняка на это рассчитывают в Акорде. Но вряд ли это повысит значимость казахстанской власти и положительно скажется на ее имидже. Потому что все прекрасно понимают, что изначально эта была инициатива России», — заключила Толганай Умбеталиева.