Очередное публичное выступление президента Нурсултана Назарбаева призванное, как я понимаю, дать ответы на важные вопросы по нынешней ситуации в стране, мало что прояснило, но зато добавило новые.
Оказывается, потратив кучу денег из Нацфонда на поддержание тенге, президент и его команда наконец-то поняли: “Чем больше мы регулируем курс национальной валюты, тем больше создаём барьеры для предпринимателей и бизнеса. Это всё нужно объяснять людям».
И, слава Богу, что поняли! Вот только зачем это объяснять людям? Вряд ли им это так интересно. Людям нужен результат — предсказуемый тенге, стабильные цены и реальное улучшение жизненного уровня. А как это сделает правительство — через регулирование курса тенге или отпуская его в свободное плавание, вопросы скорее для профессионалов-экономистов. Логика людей проста: мы вас туда выбрали для того, чтобы вы хорошо и много работали, а не для того, чтобы вы много и хорошо объясняли, почему это у вас не получается.
Другой интересный момент — предложение президента сделать глубокий вдох и забыть про доллар. Так прямо и сказал: «Нам важен в стране тенге, а не доллар. Давайте остановимся, сделаем глубокий вдох и забудем про доллар. Мы живём на тенге в Казахстане. Мы покупаем за тенге, мы рассчитываемся в тенге».
Так кто против?! Нам этот доллар и даром был бы не нужен, если бы вся наша экономика изначально строилась на принципах тенговой самодостаточности. Но доллар всегда был в Казахстане неофициально второй национальной валютой. Причем главной, определяющей финансовую погоду в стране.
Да, картошку, хлеб и ширпотреб мы покупаем на тенге. Но все что посерьезней (машины, квартиры, взаиморасчеты в бизнесе) — только в долларе или в его эквиваленте. На него мы равняемся, получая зарплаты, им мерим свое материальное положение. По сути доллар является этаким индексатором всей экономической жизни, и именно им в Казахстане измеряется статус и уровень достатка граждан. Тенге при нем выполняет представительские функции и служит разменной монетой. Увы, но, к сожалению, это так.
И, заметьте, это не народ придумал! Не коварные американцы навязали! Этот алгоритм был выстроен той самой властью, которая сегодня предлагает сделать глубокий вздох и забыть о долларе. Как говорится, и рады бы, да не все так просто. Это вам не досрочные выборы провести, не очередную программу развития принять, не к селу лицом повернуться. Тут все посерьезнее будет. Как бы дров не наломать и не вернуться к экономике всеобщего дефицита советского образца. Не пришлось бы после глубокого вдоха отказа от доллара, делать судорожные вдох-выдох — искусственное дыхание всей казахстанской экономике.
А еще президент, специально сходив на рынки, выяснил, что на основные продукты питания цены, несмотря на кризис, упали. Мол, и чего люди недовольны. “Я был на базаре. Посетил несколько рынков. Цены на основные продукты питания: говядина в прошлом году стоила 1250 тенге, сейчас — 1150 тенге, конина — 1600, сейчас — 1400, хлеб — 108 тенге остался так же, молоко — 199 тенге, сейчас — 175 тенге, масло сливочное — 1150 тенге, сегодня — 1300”.
Я не знаю, где президент нашел эти рынки, но даже если они и существуют, то все равно его оптимистичное заявление выглядит не совсем убедительно. Судите сами, то, что президент из всего обилия продуктов (а на базаре продаются именно предметы первой необходимости), нашел только четыре товара, продающиеся ниже цены прошлого года, говорит только о том, что ВСЕ остальные товары подорожали.
Вообще-то минимальная потребительская корзина это более 100 наименований продуктов. Согласитесь, говорить о какой-то общей тенденции на основании всего четырех видов продуктов — не совсем корректно. Думаю, попытка президента представить ситуацию в позитивном свете не совсем удалась, но зато вызвала вал возмущения со стороны тех, кто ходит на другие базары и с другими ценами.
И это в лучшем случае, потому что в худшем — злые языки опровергают цифры президента и категорически настаивают на том, что нет таких базаров в Казахстане, что президента обманули те, кто предоставил ему эти откровенно мифические цены.
Уникальная ситуация — любой казахстанец, сходив на базар, может проверить, кто в Казахстане говорит неправду.