Неважно, как работают, важно — как объясняют

Оче­ред­ное пуб­лич­ное выступ­ле­ние пре­зи­ден­та Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва при­зван­ное, как я пони­маю, дать отве­ты на важ­ные вопро­сы по нынеш­ней ситу­а­ции в стране, мало что про­яс­ни­ло, но зато доба­ви­ло новые.

Ока­зы­ва­ет­ся, потра­тив кучу денег из Нац­фон­да на под­дер­жа­ние тен­ге, пре­зи­дент и его коман­да нако­нец-то поня­ли: “Чем боль­ше мы регу­ли­ру­ем курс наци­о­наль­ной валю­ты, тем боль­ше созда­ём барье­ры для пред­при­ни­ма­те­лей и биз­не­са. Это всё нуж­но объ­яс­нять людям».

И, сла­ва Богу, что поня­ли! Вот толь­ко зачем это объ­яс­нять людям? Вряд ли им это так инте­рес­но. Людям нужен резуль­тат — пред­ска­зу­е­мый тен­ге, ста­биль­ные цены и реаль­ное улуч­ше­ние жиз­нен­но­го уров­ня. А как это сде­ла­ет пра­ви­тель­ство — через регу­ли­ро­ва­ние кур­са тен­ге или отпус­кая его в сво­бод­ное пла­ва­ние, вопро­сы ско­рее для про­фес­си­о­на­лов-эко­но­ми­стов. Логи­ка людей про­ста: мы вас туда выбра­ли для того, что­бы вы хоро­шо и мно­го рабо­та­ли, а не для того, что­бы вы мно­го и хоро­шо объ­яс­ня­ли, поче­му это у вас не получается.

Дру­гой инте­рес­ный момент — пред­ло­же­ние пре­зи­ден­та сде­лать глу­бо­кий вдох и забыть про дол­лар. Так пря­мо и ска­зал: «Нам важен в стране тен­ге, а не дол­лар. Давай­те оста­но­вим­ся, сде­ла­ем глу­бо­кий вдох и забу­дем про дол­лар. Мы живём на тен­ге в Казах­стане. Мы поку­па­ем за тен­ге, мы рас­счи­ты­ва­ем­ся в тенге».

Так кто про­тив?! Нам этот дол­лар и даром был бы не нужен, если бы вся наша эко­но­ми­ка изна­чаль­но стро­и­лась на прин­ци­пах тен­го­вой само­до­ста­точ­но­сти. Но дол­лар все­гда был в Казах­стане неофи­ци­аль­но вто­рой наци­о­наль­ной валю­той. При­чем глав­ной, опре­де­ля­ю­щей финан­со­вую пого­ду в стране.

Да, кар­тош­ку, хлеб и шир­по­треб мы поку­па­ем на тен­ге. Но все что посе­рьез­ней (маши­ны, квар­ти­ры, вза­и­мо­рас­че­ты в биз­не­се) — толь­ко в дол­ла­ре или в его экви­ва­лен­те. На него мы рав­ня­ем­ся, полу­чая зар­пла­ты, им мерим свое мате­ри­аль­ное поло­же­ние. По сути дол­лар явля­ет­ся эта­ким индек­са­то­ром всей эко­но­ми­че­ской жиз­ни, и имен­но им в Казах­стане изме­ря­ет­ся ста­тус и уро­вень достат­ка граж­дан. Тен­ге при нем выпол­ня­ет пред­ста­ви­тель­ские функ­ции и слу­жит раз­мен­ной моне­той. Увы, но, к сожа­ле­нию, это так.

И, заметь­те, это не народ при­ду­мал! Не ковар­ные аме­ри­кан­цы навя­за­ли! Этот алго­ритм был выстро­ен той самой вла­стью, кото­рая сего­дня пред­ла­га­ет сде­лать глу­бо­кий вздох и забыть о дол­ла­ре. Как гово­рит­ся, и рады бы, да не все так про­сто. Это вам не досроч­ные выбо­ры про­ве­сти, не оче­ред­ную про­грам­му раз­ви­тия при­нять, не к селу лицом повер­нуть­ся. Тут все посе­рьез­нее будет. Как бы дров не нало­мать и не вер­нуть­ся к эко­но­ми­ке все­об­ще­го дефи­ци­та совет­ско­го образ­ца. Не при­шлось бы после глу­бо­ко­го вдо­ха отка­за от дол­ла­ра, делать судо­рож­ные вдох-выдох — искус­ствен­ное дыха­ние всей казах­стан­ской экономике.

А еще пре­зи­дент, спе­ци­аль­но схо­див на рын­ки, выяс­нил, что на основ­ные про­дук­ты пита­ния цены, несмот­ря на кри­зис, упа­ли. Мол, и чего люди недо­воль­ны. “Я был на база­ре. Посе­тил несколь­ко рын­ков. Цены на основ­ные про­дук­ты пита­ния: говя­ди­на в про­шлом году сто­и­ла 1250 тен­ге, сей­час — 1150 тен­ге, кони­на — 1600, сей­час — 1400, хлеб — 108 тен­ге остал­ся так же, моло­ко — 199 тен­ге, сей­час — 175 тен­ге, мас­ло сли­воч­ное — 1150 тен­ге, сего­дня — 1300”.

Я не знаю, где пре­зи­дент нашел эти рын­ки, но даже если они и суще­ству­ют, то все рав­но его опти­ми­стич­ное заяв­ле­ние выгля­дит не совсем убе­ди­тель­но. Суди­те сами, то, что пре­зи­дент из все­го оби­лия про­дук­тов на база­ре про­да­ют­ся имен­но пред­ме­ты пер­вой необ­хо­ди­мо­сти), нашел толь­ко четы­ре това­ра, про­да­ю­щи­е­ся ниже цены про­шло­го года, гово­рит толь­ко о том, что ВСЕ осталь­ные това­ры подорожали.

Вооб­ще-то мини­маль­ная потре­би­тель­ская кор­зи­на это более 100 наиме­но­ва­ний про­дук­тов. Согла­си­тесь, гово­рить о какой-то общей тен­ден­ции на осно­ва­нии все­го четы­рех видов про­дук­тов — не совсем кор­рект­но. Думаю, попыт­ка пре­зи­ден­та пред­ста­вить ситу­а­цию в пози­тив­ном све­те не совсем уда­лась, но зато вызва­ла вал воз­му­ще­ния со сто­ро­ны тех, кто ходит на дру­гие база­ры и с дру­ги­ми ценами.

И это в луч­шем слу­чае, пото­му что в худ­шем — злые язы­ки опро­вер­га­ют циф­ры пре­зи­ден­та и кате­го­ри­че­ски наста­и­ва­ют на том, что нет таких база­ров в Казах­стане, что пре­зи­ден­та обма­ну­ли те, кто предо­ста­вил ему эти откро­вен­но мифи­че­ские цены.

Уни­каль­ная ситу­а­ция — любой казах­ста­нец, схо­див на базар, может про­ве­рить, кто в Казах­стане гово­рит неправду.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма