«Царствование» елбасы подходит к концу, и это понимают уже все в Казахстане. Доказательством тому может служить прошлогодняя дискуссия в отечественной прессе и казахстанском секторе интернета на тему преемника (преемников) Нурсултана Назарбаева и того, как могут (должны) измениться государство и политический режим после того, как так называемый «лидер нации» уйдет из жизни. Причем на фоне смерти Ислама Каримова и связанных с нею внутриполитических событий в соседнем Узбекистане, эта дискуссия приобрела особо злободневный характер.
В связи с этим предлагаем продолжить обсуждение данной темы, уделив больше внимания не столько намерениям отдельных представителей правящей элиты и возглавляемых ими кланов, сколько объективным обстоятельствам, которые будут так или иначе диктовать преемнику (преемникам) елбасы, что они должны делать.
Почему именно в таком разрезе? Да потому что у Назарбаева нет и в принципе не может быть плана по передаче политической власти кому-либо – это категорически противоречит человеческой натуре, которая не хочет признавать свою смертность.
Что тогда есть? Есть желание обеспечить безопасность и материальное благополучие родных и близких, остаться в истории страны тем, кем хочется быть в памяти потомков, гарантировать преемственность государственной политики от тех, кто придет к власти после него. Но плана как такового, согласованного и утвержденного, с конкретными пунктами мероприятий, сроками исполнения и ответственными за исполнение точно нет.
Что это означает? То, что схема передачи верховной власти в Казахстане может существовать только в устной форме. То есть на уровне разговоров и личных договоренностей, а значит — меняться ежедневно.
Более того, мы допускаем, что таких схем может быть несколько, поскольку каждая элитная группа выдвигает удобный ей вариант, и, согласно азиатской практике, «царствующая особа» зачастую соглашается с ними, чтобы, во-первых, не разочаровывать своих соратников и не сориться с ними, а во-вторых, получить их поддержку. При этом предлагающие делают вид, что «царь» будет жить вечно, а их предложения направлены лишь на укрепление его власти, а «царь» притворяется, что верит им.
Поэтому о намерениях Нурсултана Назарбаева можно судить только по его действиям, в том числе по расстановке руководящих кадров в первом эшелоне государственной власти. Судить предположительно. Причем даже это возможно не всегда, поскольку вопреки распространенному среди казахстанских обывателей мнению, елбасы отнюдь не всесилен и вынужден учитывать политический вес и интересы соратников и стоящих за ними кланов. О том же, что будет на самом деле и как будут в действительности развиваться события после его смерти, не знает и сам «лидер нации». За это можно точно поручиться.
С учетом всего вышесказанного попробуем очертить контуры «операции преемник».
Начнем с того, что с вероятностью в 99,999% Нурсултан Назарбаев будет держаться за президентское кресло до последнего вздоха. «Добровольный» отказ от должности возможен только в случае, если елбасы де-факто превратится в живой труп и решение за него будут принимать другие лица, которые будут трактовать движения губ и глаз «лидера нации» так, как им это будет выгодно в данный конкретный момент. Во всех остальных случаях, казахстанцам остается только ждать и надеяться, что никто не вечен.
Во-вторых, преемников точно будет несколько, а не один. Не в том смысле, что в стране появится несколько президентов, а в том, что верховная власть будет поделена. Не важно как — формально, через изменение Конституции страны, или неформально, в рамках приватных договоренностей. Другого варианта нет и быть не может: в условиях авторитарного политического режима в стране есть только один «лидер нации», а чтобы появился другой, нужно время между ними, и в этот период власть будет разделена между несколькими влиятельными фигурами.
В‑третьих, через какой-то период времени, от нескольких месяцев до нескольких лет, кто-то из преемников наберет политический вес и займет позицию второго елбасы. Увы, такова логика внутриполитического развития на евразийских просторах. Однако вопрос, будет ли второй «лидер нации» продолжать внутреннюю и внешнюю политику Назарбаева, остается открытым, поскольку это зависит не столько от самого преемника, сколько от объективных обстоятельств, включая мировые цены на нефть, а также от социально-экономических и политических процессов внутри страны.
Все остальное прогнозировать намного труднее, поскольку неопределенностей хватает как в мире и евразийском регионе, так и внутри Казахстана. Возможно все — от развенчания нынешнего «лидера нации» и его культа личности, для того, чтобы возложить на него вину за проблемы страны или просто отобрать у его родственников и близких многомиллиардные активы, до развала страны на несколько «банановых республик». Пока очевидно только одно – сохранение нынешней государственной политики ведет к краху политической системы.
ОТ РЕДАКЦИИ. Этой публикацией мы начинаем цикл, посвященный политической и экономической ситуации в сегодняшнем Казахстане. В статьях мы попытаемся сделать прогнозы развития страны и объяснить возможные сценарии.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0