В списке компаний, которые ведут лоббисткую деятельность в интересах Назарбаева в Европе появились новые имена и названия. Газета Financial Times посвятила этой теме целый раздел – что нетипично для делового издания. Но судя по информации в статье, история того стоит. И скандал может выйти небывалый.
Итак, знакомьтесь — корпорация Omnia Strategy, что в переводе означает, ни много ни мало, “всеобъемлющая стратегия”. Эта контора с громким названием специализируется на советах казахстанским властям по рискам в связи с обязательствами, взятыми страной по двусторонним инвестиционным соглашениям.
Она же представляет их интересы в Центре по инвестиционным спорам пр Всемирном банке — Centre for Settlement of Investment Disputes convention (ICSID). Именно здесь, кстати, разбиралось дело братьев Хурани, которые лишились своей собственности после того, как родственник одного из Хурани Рахат Алиев выступил против своего тестя Нурсултана Назарбаева.
Так кто владеет секретами “всеобъемлющей стратегии” ведения дел казахстанской верхушки в международных судах? По данным Financial Times, которые приводятся в статье, конторой Omnia Strategy владеет Шери Блэр. Да-да, та самая прекрасная Шери, жена Тони Блэра (бывшего премьера Великбритании, а теперь высокоплачиваемого советника казахстанского президента), которая всегда была рядом со своим мужем по времена его премьерства.
В своих мемуарах Тони Блэр много рассказывает о своей любимой жене, но ни разу не упоминает о ее достижениях в сфере стратегического консалтинга и управления рисками. Тем не менее сегодня услуги Шери нарасхват.
Financial Times рассказывает о том, как недавно миссис Блэр посетила Астану по приглашению Европейского банка реконструкции развития. Здесь она встретила Карима Масимова, которому, как пишет газета, сделала предложение по оказанию “всеобъемлющих” услуг. Глава администрации елбасы не мог устоять…
Может, конечно, на него повлиял и шарм леди Блэр, но на наш взгляд, долгожитель Акорды руководствовался куда более прагматичными соображениями. Уж кому как не чиновнику из бывшего СССР не понимать, как удобно иметь возможность оформлять бизнес на жен и прочих родственников. И не в Акорде ли посоветовали Тони Блэру, давнему соратнику казахского диктатора по войне с несогласными на Западе, переписать часть комиссионных на фирму жены? Дело-то для казахов привычное.
По оценкам Financial Times, авторитарные власти богатого ресурсами Казахстана проявили какую-то особую активность в поиске связей с ключевыми фигурами лейбористской партии. В их число и попала как раз жена Блэра. Возможно в качестве утешения за то, что недавно она пострадала в результате признаний бывшей жены медиа-магната Мердока Вэнди Дэнг, которая поведала всему миру, как мило проводила время с “Тони” в моменты, когда ее муж был занят бизнесом.
Кстати сам Мердок сыграл в свое время ключевую роль в формировании публичного имиджа “новых лейбористов”, лидером которых был Тони Блэр. Этот имидж позволил Блэру сначала взять власть в партии, а затем и в стране. Надо ли упоминать о том, что после того, как Руперт Мердок узнал, что его протеже отплатил ему черной неблагодарностью, премьер-министр утратил эту поддержку. Зато теперь у него появились новые возможности. Опять же жену удалось определить к делу. И семейный бюджет поправить.
Но судя по всему, нынешние разоблачения Financial Times — только начало. Судя по-всему британские лидеры в своих контактах с Акордой утратили обычные меры предосторожности (сама история с женой выглядит невероятной по европейским стандартам). И теперь вполне могут поплатиться за это большим скандалом.
…Напомним, что на днях это же издание обнародовало информацию о намерениях британских властей лишить казахстанского политика Мухтара Аблязова статуса политического беженца. Это, по мнению Financial Times, стало возможно в результате масштабной лоббистской кампании, предпринятой Акордой, чтобы заполучить главного оппонента Назарбаева. В том числе речь идет о подписании контрактов с правительством Дэвида Кэмерона на сумму в 85 миллиардов долларов.