Националисты и ватники как близнецы-братья

Инте­рес­ный фено­мен. Наи­бо­лее непри­ми­ри­мые оппо­нен­ты в совре­мен­ном обще­ствен­ном казах­стан­ском дис­кур­се – это «ват­ни­ки» и наци­о­на­ли­сты. Вот уж, каза­лось бы, анти­по­ды, гото­вые спо­рить по любо­му пово­ду и вопро­су. Одна­ко если вду­мать­ся, то с точ­ки зре­ния сути сво­их идео­ло­ги­че­ских пре­тен­зий оба явле­ния близнецы-братья.

На самом деле прин­ци­пи­аль­ной раз­ни­цы меж­ду реван­шиз­мом Пути­на, под­ни­ма­ю­ще­го «рус­ский мир» с колен, и казах­ским наци­о­на­лиз­мом, зани­ма­ю­щим­ся тем же самым в части «казах­ско­го мира», нет. Раз­ли­чия толь­ко в мас­шта­бах, аппе­ти­тах и… цве­те лен­то­чек на 9 Мая.

Что хотят про­вай­де­ры «рус­ско­го мира»? Что­бы все осталь­ные УВАЖАЛИ их рус­скость! То же самое про­по­ве­ду­ют идео­ло­ги «казах­ско­го мира», толь­ко в плане казах­ско­сти. Если для «рус­ско­го мира» ува­же­ние выра­жа­ет­ся в их пра­ве дик­то­вать окру­жа­ю­щим наро­дам, как им жить, в част­но­сти по евро­пей­ским стан­дар­там, то у их казах­ских наци­о­на­ли­стов — это (пока!) на каком язы­ке раз­го­ва­ри­вать окру­жа­ю­щим их сооте­че­ствен­ни­кам. И те и дру­гие зацик­ле­ны на сво­ем. Вся­кий, кто не при­зна­ет пра­во рос­си­ян дик­то­вать гру­зи­нам, укра­ин­цам, наро­дам При­бал­ти­ки, как им жить и с кем дру­жить, — это враг, фашист, аме­ри­кан­ский холуй. Вся­кий, кто в Казах­стане не зна­ет казах­ско­го язы­ка, — потен­ци­аль­ный сепа­ра­тист и крем­лев­ский лоб­бист. Общее одно — и там, и тут окру­жа­ю­щим пыта­ют­ся дик­то­вать пра­ви­ла игры.

Казах­ские наци­о­на­ли­сты из нынеш­не­го вне­эт­ни­че­ско­го по сути Казах­ста­на хотят постро­ить сугу­бо казах­ское этни­че­ское госу­дар­ство, где все долж­ны гово­рить толь­ко по-казах­ски, где без­услов­но долж­на доми­ни­ро­вать казах­ская тра­ди­ция. Жела­ние вполне понят­ное и оправ­дан­ное… для 17—19 века. Но на дво­ре 21 век. Казах­стан мно­го­на­ци­о­наль­ное госу­дар­ство, постро­ен­ное сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми всех про­жи­ва­ю­щих в нем этно­сов, име­ю­щих общую исто­рию, тра­ди­цию сов­мест­но­го про­жи­ва­ния и зна­чи­тель­ный про­цент сме­шан­ных бра­ков. Все это опре­де­ли­ло, что госу­дар­ство офор­ми­лось как над­эт­ни­че­ское обра­зо­ва­ние исклю­чи­тель­но на прин­ци­пах граж­дан­ства. Казах­стан, пони­ма­е­мый как госу­дар­ство каза­хов, состо­ял­ся, он при­знан во всем мире и, несмот­ря на поли­ти­че­ские про­бле­мы, свя­зан­ные с авто­ри­та­риз­мом вла­сти, развивается.

Одна­ко кое-кого не устра­и­ва­ет то, что в стране гово­рят не на одном, а на двух язы­ках. Им не нра­вит­ся, что де-факто рус­ский язык доми­ни­ру­ет. Это дей­стви­тель­но про­бле­ма, и ее вот уже два­дцать лет пыта­ют­ся как-то решить, но пока дело дви­жет­ся очень мед­лен­но. Что­бы стра­на дей­стви­тель­но ста­ла дву­языч­ной, нуж­на поли­ти­че­ская воля. Без адми­ни­стра­тив­но­го при­нуж­де­ния, мора­ли­за­тор­ских упре­ков и поли­ти­че­ских угроз — про­сто через созда­ние усло­вий, поз­во­ля­ю­щих пол­но­цен­но обу­чать детей язы­ку в школах.

А теперь о сути про­бле­мы. Наци­о­на­ли­сты хотят, что­бы в поли­ти­че­ском плане Казах­стан пере­стал быть стра­ной всех в нем про­жи­ва­ю­щих, а стал этни­че­ски казах­ским госу­дар­ством. Мне вполне понят­но их жела­ние иметь свое наци­о­наль­ное госу­дар­ство. Более того, я вполне допус­каю, что при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах такое воз­мож­но даже в 21 веке. Но вопрос имен­но в этих обстоятельствах.

Давай­те раз­мыш­лять логи­че­ски (хотя логи­ка и наци­о­на­лизм ред­ко ужи­ва­ют­ся вме­сте) — как это мож­но сде­лать в стране, где боль­шая часть насе­ле­ния под­дер­жи­ва­ет при­со­еди­не­ние Кры­ма к Рос­сии, одоб­ря­ет поли­ти­ку Пути­на в его про­ти­во­сто­я­нии с Запа­дом и сопе­ре­жи­ва­ет сепа­ра­ти­стам Дон­бас­са? Для умно­го, спо­соб­но­го к эле­мен­тар­но­му ана­ли­зу чело­ве­ка это озна­ча­ет, что в стране боль­шин­ство насе­ле­ния так назы­ва­е­мые «ват­ни­ки». То есть люди, ори­ен­ти­ро­ван­ные имен­но на «рус­ский мир». Вдо­ба­вок к это­му еже­днев­но, еже­час­но на голо­вы казах­стан­цев выли­ва­ют­ся тон­ны крем­лев­ской про­па­ган­ды, закреп­ля­ю­щей это «ват­ное» про­рос­сий­ское сознание.

А это зна­чит, что любая попыт­ка наци­о­на­ли­стов про­дви­гать свои пре­тен­зии в стране сего­дня обре­че­на: а) либо на пас­сив­ное сабо­ти­ро­ва­ние как в обще­стве, так и на госу­дар­ствен­ном уровне (что сего­дня и наблю­да­ет­ся); б) либо на сопро­тив­ле­ние это­му вплоть до пуб­лич­ных акций про­те­ста и откры­то­го непод­чи­не­ния вла­стям (как это начи­на­лось в Дон­бас­се). Нако­нец, есть внеш­ний фак­тор — Рос­сия, пре­бы­ва­ю­щая в импер­ском реван­шист­ском уга­ре и про­воз­гла­сив­шая защи­ту «рус­ско­го мира» в каче­стве одно­го из при­о­ри­тет­ных направ­ле­ний внеш­ней поли­ти­ки. А это озна­ча­ет, что рос­сий­ские наци­о­нал-реван­ши­сты толь­ко и ждут пово­да, что­бы начать помо­гать сво­им сооте­че­ствен­ни­кам по обра­зу и подо­бию того, что они устро­и­ли в Донбассе.

Неуже­ли все эти аргу­мен­ты не дают пони­ма­ния того, что в нашей ситу­а­ции наци­о­на­лизм это не про­сто опас­но, а ОЧЕНЬ ОПАСНО и чре­ва­то самы­ми серьез­ны­ми послед­ствия ми для нашей стра­ны? Но, похо­же, логи­ка здесь бес­силь­на и в голо­вах наших наци­о­на­ли­стов доми­ни­ру­ет одна без­аль­тер­на­тив­ная мысль — «Даешь, «казах­ский мир»!»

А что делать с теми, кто в него не попа­да­ет, кто тра­ди­ци­он­но явля­ет­ся частью (не путин­ско­го) рус­ско­го мира и рус­ской куль­ту­ры? Или тех, кто про­сто не зна­ет казах­ско­го язы­ка? Что будем делать с ними? Заго­нять адми­ни­стра­тив­но в рус­ло «казах­ско­го мира»? Или созда­дим такие невы­но­си­мые усло­вия, при кото­рых им ниче­го не оста­нет­ся, как либо в спеш­ном поряд­ке осва­и­вать язык, либо уез­жать из стра­ны? Но это дик­тат. Это при­нуж­де­ние, кото­рое в худ­шем слу­чае вызо­вет мощ­ный ответ­ный про­тест, а в луч­шем при­ве­дет к мас­со­во­му исхо­ду из стра­ны рус­ско­языч­ных. И в том и в дру­гом слу­чае это нане­сет огром­ный поли­ти­че­ский, эко­но­ми­че­ский и куль­тур­ный ущерб Казахстану.

Кому это нуж­но, кто это­го доби­ва­ет­ся? Куч­ка наци­о­наль­но оза­бо­чен­ных пат­ри­о­тов, жела­ю­щих при­ме­рить на себя пре­ле­сти наци­о­наль­но­го само­опре­де­ле­ния отдель­но взя­той нации? Люди, кото­рых не вол­ну­ет, к чему это может при­ве­сти и во что это может вылить­ся? При всей фор­маль­ной логич­но­сти их жела­ний они опоз­да­ли мини­мум на 200 лет. Наш наци­о­на­лизм это отрыж­ка про­шло­го, у кото­ро­го нет и не может быть будущего.

Я думаю, что казах­стан­цы в резуль­та­те дли­тель­но­го сов­мест­но­го суще­ство­ва­ния в одной общей стране пере­рос­ли наци­о­на­лизм и в сво­ей основ­ной мас­се нахо­дят­ся на более высо­ком, мож­но ска­зать, интер­на­ци­о­наль­ном уровне миро­воз­зре­ния. Имен­но этим я объ­яс­няю столь невы­со­кую под­держ­ку наших наци­о­на­ли­стов со сто­ро­ны боль­шин­ства каза­хов и еще мень­шую под­держ­ку рус­ских орга­ни­за­ций со сто­ро­ны рус­ских. Это убе­ди­тель­ный пока­за­тель выбо­ра людей в поль­зу Казах­ста­на, постро­ен­но­го на граж­дан­ских, а не этни­че­ских прин­ци­пах. Это раду­ет и все­ля­ет надеж­ду, что мы избе­жим угро­зы наци­о­на­ли­сти­че­ско­го уга­ра, кото­рый наблю­да­ет­ся в сосед­ней с нами России.

Статьи по теме

Оппозиционер Ермурат Бапи после четверти века противостояния с властью пошёл в парламент, чтобы изменить всё изнутри. И тут же перестал критиковать Токаева. Вот что Бапи сам об этом думает

Как Бишкек, тесно связанный с российской финансовой системой, пытается решить проблему вторичных санкций

В Сенате представлен законопроект о признании России государством-спонсором терроризма