Сложная дилемма встает перед активными казахстанцами. С одной стороны, они должны соблюдать закон и выполнять законные требования властей, а с другой – как быть, если эти законные требования вроде дышла, которое ворочают елбасы и Акорда?
Автор: Редакция
Возьмем, к примеру, митинги, которые демократические силы собираются провести по всей стране в субботу 24 марта, в том числе в Алматы и Астане. Уже понятно, что Администрация президента, без санкции которой местные акимы даже рта открыть не могут, разрешения на них не даст. Особенно в южной столице. Это означает, что предстоящий митинг в Алматы будет снова несанкционированным со всеми вытекающими отсюда административно-судебными последствиями.
Но можно ли назвать действия заместителя акима города Сейдуманова, который формально подписывает разрешения или отказы в проведении публичных мероприятий, законными? Нет. Потому что Конституция РК предоставляет казахстанцам право на митинги и собрания. И она выше закона, их ограничивающего и отдающего этот вопрос на произвол акимов и маслихатов, полностью подконтрольных Акорде.
Вот и получается, что уважать назарбаевские законы значит не уважать собственные гражданские права и свободы, а попытка защищать и отстаивать их неизбежно приводит к нарушению закона и невыполнению требований властей.
С этой дилеммой столкнулись и мы в редакции. Нам стали известны эксперты, на основании экспертиз которых КНБ будет сажать Владимира Козлова, Серика Сапаргали, Болата Атабаева и других активистов нерегистрируемой партии «Алга» и движения «Халык Майданы». И есть большое желание задать им вопросы. Неудобные.
Но, с одной стороны, давление на следствие и суд незаконны. С другой же — задержания активистов гражданского общества по политическим мотивам, равно как и предстоящий судебный процесс по обвинению в создании ОПГ с целью захвата власти и свержения нынешнего президента, есть сплошной произвол и беззаконие.
Причем циничные и сознательные — поскольку власти пытаются свалить вину за трагедию в Жанаозене на тех, кто изо всех сил все семь предшествующих месяцев бил в колокола как внутри страны, так и за рубежом, пытаясь разбудить казахстанские власти и вынудить их услышать протестующих сограждан. И к тому же неэффективные — поскольку не решают для Акорды задачи ослабить рост протестных настроений в стране.
Все это, как и намерения следователей КНБ слепить уголовное дело и судебный процесс по рецепту приснопамятного Вышинского, заставляет нас сделать то, что требует высшая справедливость и гражданский долг: то есть назвать еще до предъявления обвинения, судебного следствия и судебного приговора людей, на основании заключений которых Владимир Козлов, Серик Сапаргали, Болат Атабаев и другие активисты получат, как нам намекают из Акорды, максимальные сроки лишения свободы.
Это:
Сванкулов Асет Эркинович — заместитель начальника РНПЛСЭ г. Алматы, имеющий высшее филологическое и юридическое образование;
Мамбекова Динара Даулеткельдиевна — главный научный сотрудник ЦСЭ МЮ РК — кандидат филологических наук;
Абишева Нагима Асимхановна — руководитель службы психолого-криминалистической экспертизы.
Мы хотим, чтобы наши читатели запомнили эти имена, ведь все равно справедливость и законность когда-нибудь восторжествуют, как это случилось по отношению к участникам декабрьских событий 1986 года.
И тогда нам нужно обязательно знать и помнить и героев, и антигероев, чтобы не спутать, как это уже один раз случилось с одним человеком, который одновременно и оказался в рядах тех, кто принимал решение о разгоне протестующей молодежи, и, по его собственным словам, возглавлял колонну этих самых протестантов.
Excerpt from:
Народ запомнит не только героев