Нурсултан Назарбаев ничего не знает об уголовных делах, возбужденных во Франции относительно поставок вертолетов Eurocopter в Казахстан. Об этом он сказал сегодня на пресс-конференции в Астане по итогам встречи с Франсуа Олландом. В свою очередь французский президент подтвердил, что расследование дела действительно идет.
На пресс-конференции в Астане по итогам встречи двух президентов — Казахстана и Франции, журналистам разрешили задать всего четыре вопроса — два от иностранных и два со стороны казахстанских медиа.
Французский журналист, воспользовавшись предоставленной возможностью, спросил: “Почему имя президента Назарбаева так часто упоминается в разного рода скандалах? Например, в “Казахгейте” или в деле с поставками в Казахстан французских вертолетов Eurocopter?”
Вопрос, прямо скажем, более чем острый. Но Назарбаеву деваться было некуда и он ответил так: “Вокруг первых лиц государства всегда идут какие-то разговоры. Это же очень интересная тема. О чем еще говорить, если не об этом. Мы это слышим о многих президентах, где-точего-то там замешан”.
Что касается вертолетов, то: “Я только одно знаю — что мы сотрудничаем по сборке вертолетов Eurocopter в Казахстане, это нам очень необходимо, они работают у нас в авиации, сельском хозяйстве, министерстве чрезвычайных ситуаций. Мы хотим продолжить это сотрудничество, даже строительство вертолетов в оборонных целях. О каких-то уголовных делах Казахстану не известно, и мне неизвестно. Если таковые есть, то мы хотели бы конкретно знать и дать ответ правоохранительным органам Франции. У нас нет ничего, никаких разговоров. О каких троих моих друзьях — если бы назвали фамилии, я бы знал, о чем речь идет. Я не знаю об этом”.
Журналист не растерялся и назвал имя: “Паттох Шодиев — один из этих людей”.
Нурсултан Назарбаева, отдадим ему должное, тоже не растерялся: “Во-первых, Патох Шодиев никакого отношения не имеет к вертолетам. Он является одним из руководителей компании, иностранной компании, заметьте, которая работает на минеральных ресурсах Казахстана. Никого, в том числе господина Саркози, ни о чем я не просил. Это все выдумки каких-то неизвестных мне людей. И не было оснований для того, чтобы просить”.
Что любопытно, отвечая на этот же вопрос, президент Франсуа Олланд подтвердил тот факт, что во Франции действительно идет расследование этого дела. “Во Франции работают органы правосудия, они ведут свое расследование, так что у меня других комментариев по этому поводу не будет”, — сказал Олланд.
Вот такая интересная история получается из уст первых лиц Казахстана и Франции.
А началась она, напомним, еще в 2012 году, когда стало известно, что Казахстан подписал письмо о намерении приобрести 20 вертолетов Eurocopter. Мы много о ней рассказывали нашим читателям, поэтому сегодня напомни ее вкратце.
Бельгийский радиотелеканал RTBF со ссылкой на французскую газету Le Canard Еnchaîné рассказал в том же году, что у Николя Саркози была встреча с Нурсултаном Назарбаевым, которому он хотел продать французские вертолеты, а стоимость одного EC725 Super Cougar оценивается в 25 миллионов долларов.
Назарбаев, видимо, не смог отказать своему французскому другу. Но, если верить иностранным СМИ, то взамен он попросил экс-президента Франции вытащить «трех казахов» из коррупционного скандала, связанного с «Трактебелем».
Имя бельгийца казахского происхождения журналисты называли сразу — это Паттох Шодиев, а остальных вычислить уже несложно. Судя по всему, это его друзья по «евразийской тройке » — Александр Машкевич и Алиджан Ибрагимов.
Что же мог сделать Саркози? Якобы он через своих людей в бельгийском парламенте ускорил принятие закона, который позволяет прекратить судебные дела в обмен на уплату определенной суммы денег.
И вот уже в октябре этого года французская газета Le Monde сообщила некоторые подробности этого дела.
«В обстановке самой высокой секретности два парижских следователя, ведущих расследование по обвинению в «организованном отмывании денег», «коррумпировании иностранных государственных служащих», «соучастии и сокрытии» этих правонарушений, изучают подноготную этих контрактов, подписанных между Францией и Казахстаном в 2010 году на сумму почти 2 млрд евро. Эти контракты, предусматривавшие изготовление компанией Eurocopter 45 вертолетов, могли сопровождаться выплатой «откатов» во Франции», — сообщала французская газета (полный перевод ее материала можно прочитать у нас на портале в материале «Как Le Monde расставила акценты»).
По информации газеты, расследование действительно было начато еще весной 2012 года. И, как пишет французское издание, полицейские действительно проследили связь между сделкой по вертолетам и освобождением от ответственности в Бельгии трех бизнесменов казахстанского происхождения.
Наконец, в 2013 году во Франции было возбуждено дело по ряду статей: отмывание денег группой лиц, подкуп иностранных должностных лиц и сокрытие этих преступлений. Фигурантами по нему проходят экс-советник Саркози Жан-Франсуа Этьен де Розе и Натали Гонсалес-Прадо, занимавшая высокий пост в администрации президента страны. В сентябре они были взяты под стражу, а в их домах и в штаб-квартире Eurocopter прошли обыски.
Вот такая громкая история. Вы верите, что президент Назарбаев ничего о ней не знает?