В предыдущих публикациях мы проанализировали, как будет происходить передача верховной власти в Казахстане от «лидера нации» к его преемнику при условии, что транзит состоится в ближайшее время. И пришли к выводу, что если Даригу Назарбаеву поддержат руководитель администрации президента РК Адильбек Джаксыбеков и председатель КНБ РК Карим Масимов, то следующим президентом, вероятнее всего, станет именно она, старшая дочь елбасы.
Однако в наших рассуждениях мы упустили, причем осознанно, ключевой фактор, который влияет на предстоящий транзит – человека по имени Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Дело в том, что хотя «лидер нации» не может прыгнуть выше своей головы, то есть мановением руки сотворить чудеса в экономике и сделать счастливыми всех казахстанцев, он способен изменить баланс сил в правящей элите и тем самым предопределить будущее развитие событий.
В связи с этим для прогнозирования внутриполитических процессов в Казахстане, включая транзит, требуется оценить Назарбаева как политика и государственного деятеля, понять интересы, которыми он сегодня руководствуется, после чего угадать, чего он реально хочет и добивается.
Сразу оговоримся, что это задача не просто сложная, но в принципе не реализуемая. И не потому, что Нурсултан Назарбаев велик, мудр и всезнающ, как уверяет казахстанцев акординская пропаганда. Просто чужая душа, как известно, всегда потемки.
Тем не менее, возможность оценить, как будет действовать и чего добиваться елбасы, есть. Ведь Назарбаев как политик и государственный деятель сформировался в советский период, во времена «царствования» Леонида Ильича Брежнева. Именно поэтому, по нашей оценке, он классический представитель партийно-государственной элиты того времени, выделяющийся однако из круга своих современников по четырем параметрам: уму, практичности, беспринципности и звериному чутью (инстинкту) на людей и события.
Конечно, эта наша оценка носит субъективный характер, но она подтверждается биографией Нурсултана Назарбаева (не официальной, а настоящей). Именно поэтому возможно прогнозировать действия «лидера нации», но не как человека со его слабостями, комплексами, пристрастиями, недостатками, а как государственного деятеля и политика, который всегда действовал, действует и будет действовать исходя из реального положения дел, ставя перед собой конкретные задачи, не увлекаясь идеологическими схемами, не будучи обремененным моральными нормами и человеческими обязательствами.
Начнем с того, что попробуем оценить отношение Нурсултана Назарбаева к предстоящему уходу из жизни и к тому, что верховная власть, так или иначе, но уйдет из рук его в руки другого человека.
Осознает ли это «лидер нации»? Несомненно! Просто в силу возраста и жизненного опыта.
Готовится ли он к уходу? Точно нет, поскольку это противоречит самой человеческой сущности.
Поэтому можно предположить, что для Нурсултана Назарбаева куда важнее другое – сохранить текущий баланс сил в казахстанской правящей элите и сделать так, чтобы внутриполитическая стабильность в Казахстане не нарушилась ни при каком развитии событий.
Хотя вышеперечисленные цели во многом совпадают по своему содержанию и исполнению, они не одно и тоже. Из этого нашего тезиса вытекает, что елбасы не готовит себе преемника. То есть Нурсултан Назарбаев может оценивать своих соратников и приближенных в качестве потенциальных преемников, выдвигать одних из них и задвигать других, чтобы не дать возможности кому-то чрезмерно усилиться и начать реально претендовать на президентское кресло, выслушивать пожелания и обещания, но… назначать преемника он не станет. Хотя бы потому, что это крайне опасно с политической точки зрения, поскольку де-факто приведет к возникновению двоевластия в стране.
Следующее наше предположение состоит в том, что, будучи весьма умным и беспринципным человеком, Нурсултан Назарбаев обеспокоен не столько тем, как будут существовать страна и казахстанский народ без его мудрого руководства, сколько будущим крайне ограниченного круга лиц.
Мы подозреваем, что в последний входят буквально несколько человек, в том числе последняя жена и двое сыновей от нее и, возможно, некоторые внуки. По нашей оценке, старшие дочери и тем более зятья, племянники и так далее в этот круг не попадают. А это в свою очередь означает, что проблема будущего для елбасы однозначно разделяется на два направления – стабильность страны и политической системы и стабильность людей, за которых он чувствует личную ответственность.
Поскольку третья жена Нурсултана Назарбаева относительно молода, а их сыновья еще совсем дети, он должен обеспечить им стабильность и беспроблемное существование в будущем. Это означает, что люди, которых он будет держать рядом с собою и на которых он, пусть и не до конца, но рассчитывает, должны быть верными ему. Таких в Акорде раз и обчелся, в чем елбасы, прошедший советскую школу, много раз выигрывавший противостояние с оппонентами и сам приложивший руку к изгнанию из власти Динмухамеда Кунаева, наверняка убедился за свою долгую жизнь.
В связи с вышеизложенным зафиксируем еще один фактор, который мы упустили ранее и который способен повлиять на предстоящий транзит верховной власти в Казахстане – личное доверие или недоверие Нурсултана Назарбаева к тем, кто хочет, готовится или может стать его преемником.
Причем доверие или недоверие не только человеческое, но еще и политическое, и государственное. Другими словами, способен ли конкретный человек не просто не предать, но и быть способным заставить не предавать других, оказаться сильнее других, чтобы выполнить обещания?
Именно этот фактор заставляет нас снова исключить из списка преемников Нурсултана Назарбаева как спикеров Сената и Мажилиса Парламента РК КасымЖомарта Токаева и Нурлана Нигматуллина, так и премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева. Первый, по нашей оценке, слишком слаб и как человек, и как политик, и как государственный деятель. Второй намного сильнее, но доверия ему, его словам и делам, скорее всего, нет. Просто потому, что именно Нигматуллин похож на Назарбаева в его молодости, соответственно, последний наверняка осознает, что его соратник может предать при определенных обстоятельствах, точно так же, как он сам предал Кунаева.
Что касается Бакытжана Сагинтаева, то он слаб аппаратно, поскольку стаж его работы премьер-министром РК относительно мал. Плюс у него нет возможности быстро нарастить политический потенциал за счет внедрения своих людей в госаппарат, так как за этим жестко следит администрация президента РК. Соответственно, доверие к нынешнему главе правительства со стороны Нурсултана Назарбаева носит не столько личный, сколько государственный характер – то есть в преемники он точно не годится, по крайней мере, сегодня.
В результате мы снова приходим к прежнему выводу – преемником «лидера нации», если транзит случится в ближайшее время, скорее всего, станет Дарига Назарбаева.
Просто потому, что она:
- во-первых, как дочь обречена хранить верность своему отцу и как человеку, и как политику и государственному деятелю,
- во-вторых, будет продолжать его внутри- и внешнеполитический курс, поскольку сама не способна изобрести велосипед и решиться на перестройку,
- в‑третьих, она вызовет наименьшее опасения у правящей элиты, более всего желающей сохранить свой исключительный доступ к «кормушке»,
- в‑четвертых, она вызовет наименьшее отторжение у населения, за исключением разве что сексистов и националистов.
Читайте также по этой теме: Почему реален транзит с Даригой, О нюансах внезапного транзита, Транзит с Даригой Назарбаевой, Три условия транзита власти, Еще одна проблема транзита, Как не зайти в тупик с транзитом, О главной проблеме транзита власти, О транзите власти и важности дискуссии, В казахских СМИ обсуждают транзит власти, Сценарии транзита, О специфике сценариев транзита власти.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0