Казахстан лидирует среди стран Евразии по привлечению китайских и арабских инвестиций, а основным получателем казахстанских ПИИ является Румыния. Об этом мы узнали из доклада «ЕАЭС и страны Евразийского континента: мониторинг и анализ прямых инвестиций – 2017», который был подготовлен и опубликован Евразийским банком развития.
Напомним, что в докладе ЕАБР говорится о том, в экономики каких государств вкладывают деньги инвесторы из разных стран Евразии. В первой нашей публикации, посвященной этому докладу, мы рассказали, куда вкладывает деньги Россия вне СНГ. Сегодня приведем выдержки из анализа ЕАБР, в которых говорится о прямых инвестициях Казахстана – в какие страны (вне СНГ) он вкладывает, и какие государства (вне СНГ) инвестируют в него.
Куда инвестирует Казахстан
Значительные проекты с участием казахстанского капитала реализуются более чем в десятке стран, в основном европейских. Среди них крупнейшим партнером Казахстана по числу накопленных прямых инвестиций является Румыния. Казахстанские инвестиции в этой стране в основном направляются в топливный комплекс, оптовую и розничную торговлю и транспортный комплекс.
Самые крупные не только в топливный комплекс, но и вообще в румынскую экономику капиталовложения были направлены на покупку и расширение деятельности The Rompetrol Group N.V., в которую входят два НПЗ и 630 заправок в Европе и СНГ. Объем инвестиций в эту компанию оценивается в $3.3 млрд. В секторе оптовой и розничной торговли накопленные ПИИ в покупку и расширение сети АЗС, которые работают в Румынии под брендом Rompetrol, оцениваются в $1.5 млрд.
Транспортный комплекс представлен двумя объектами в отрасли «портовое хозяйство и морской транспорт» (суммарный объем инвестиций — $110 млн). Во всех указанных случаях инвестором выступала крупнейшая казахстанская национальная нефтяная компания «КазМунайГаз».
Такой интерес республики к данному региону, на взгляд ЕАБР, обусловлен присутствием в нем собственного нефтеперерабатывающего кластера с высокотехнологическим оснащением и продажами, ориентированными на страны ЕС, который хорошо укладывается в русло международной специализации Казахстана и дополняет ее и в котором казахстанские компании обладают высокими компетенциями.
Второе после Румынии место по накопленным казахстанским инвестициям занимает Турция. Практически весь объем приходится на строительство самого большого в Европе спа-комплекса и велнес-курорта на побережье Эгейского моря. Компанией-инвестором выступила Capital Partners.
Приблизительно $47 млн вложено в отрасль «телекоммуникации» (покупка в 2007 году 32% Alfa Telecom Turkey Limited). Необходимо отметить, что часть сделок с участием казахстанского капитала, в частности приобретение недвижимости в Турции и покупка мелких и средних турецких компаний, из-за сравнительно небольшой стоимости сделки в каждом из таких случаев в рамках данного исследования не отслеживаются.
На Румынию и Турцию приходится свыше 83% от общего объема казахстанских накопленных капиталовложений в странах Евразии за пределами СНГ.
Накопленные инвестиции казахстанских ТНК в Израиле на конец 2016 года составляют свыше $200 млн и размещены в химическом комплексе, связи и ИТ, финансовом секторе. Наиболее крупная сделка зарегистрирована в химическом комплексе: покупка достаточно крупной для Израиля компании «Тамбур» за $114 млн.
Накопленные казахстанские инвестиции во Франции, Болгарии, Испании сосредоточены преимущественно в секторе оптовой и розничной торговли, а именно — в сети АЗС. Инвестором выступает «КазМунайГаз»; во Франции и Испании эта сеть существует под торговым наименованием Dyneff, а в Болгарии (как и в Молдове) — Rompetrol. Во Франции инвестиции в АЗС дополняются капиталовложениями в объеме $19 млн в транспортный комплекс, принадлежащий той же компании «КазМунайГаз» через ее международное подразделение KMG International N. V.
Накопленные казахстанские инвестиции в Великобритании и Швейцарии сосредоточены в финансовом секторе. Большие средства вложены частными лицами в покупку элитной недвижимости. Оценочная стоимость принадлежащей им в этих странах жилой недвижимости составляет $196 млн, из которых $114 млн приходится на Великобританию и $82 млн — на Швейцарию.
В Австрии казахстанскому бизнесмену через компанию «Верный Капитал» принадлежит отель Ritz-Carlton стоимостью $200 млн.
Вложения капитала в данные страны обусловлены модными среди олигархов тенденциями присутствия на рынке недвижимости зарубежных стран и соображениями престижности владения недвижимостью в странах ЕС.
Инвестиции из Казахстана в Китай не столь многочисленны и масштабны и составляют в общей сложности $76 млн, но они более диверсифицированы. Капиталовложения из Казахстана присутствуют в секторах черной металлургии, оптовой и розничной торговли, топливном и транспортном комплексах, инфраструктурных сетях, цветной металлургии. Больше всего объектов инвестирования и объемов вложенных средств сосредоточено в транспортном комплексе ($34 млн).
В ОАЭ основная часть накопленных инвестиций ($100 млн) приходится на сектор оптовой и розничной торговли и вложена в компанию Comit Resources FZE, занимающуюся продажей меди и кобальта. В строительный комплекс ОАЭ вложено приблизительно $20 млн.
В Иране основные средства сосредоточены в транспортном комплексе. В Индии — главным образом в строительном комплексе.
Характеристики и особенности инвестиционных потоков из Казахстана в значительной степени обусловлены международной специализацией страны и относительно невысоким уровнем ее экономического и особенно технологического развития, а также отсутствием там избыточного капитала у субъектов хозяйственной деятельности, за исключением нескольких крупнейших компаний.
Основной поток ПИИ Казахстана в страны Европы и Азии направляется в топливный комплекс. На конец 2016 года доля этого сектора в совокупных казахстанских накопленных ПИИ в перечисленных выше странах превышала 50%.
Второе место по объему накопленных казахстанских капиталовложений в указанных странах занимает сектор оптовой и розничной торговли (свыше 28%). Здесь следует обратить внимание на то, что благодаря все той же страновой отраслевой специализации (принято считать, что таком для Казахстана является топливный сектор – ред.) из семи объектов инвестирования пять — сети АЗС в разных странах, а наиболее крупные капиталовложения в данном секторе были сделаны в компанию, занимающуюся продажей меди и кобальта.
Третье место среди секторов инвестирования за рубежом занимает туристический комплекс (его доля — более 9%). Однако подавляющая часть инвестиций в этот сектор приходится на единственный крупный проект — уже упомянутое строительство спа-центра и велнес-курорта.
На четвертом месте по объему накопленных ПИИ Казахстана находится финансовый сектор, хотя его доля в совокупном объеме капиталовложений существенно меньше, чем ранее упомянутых секторов, и составляет менее 4%. Эти инвестиции практически равномерно распределены между приобретением элитной недвижимости и созданием и приобретением венчурных фондов.
Наконец, на пятом месте находится транспортный комплекс, на долю которого приходится чуть менее 3% от общего объема накопленных казахстанских инвестиций в рассматриваемых странах. Еще одним сектором, доля которого в совокупном объеме накопленных инвестиций превышает один процент, является химический комплекс (1.8%).
Кто и сколько вкладывает в Казахстан
Наибольшая доля прямых капиталовложений из Поднебесной сосредоточена в Казахстане, где их накопленный объем достиг $21.5 млрд. Впрочем, за последние шесть лет произошли значительные изменения в территориальном распределении китайских ПИИ: доля Казахстана снизилась с 92 до 64%, тогда как доли России и Таджикистана, наоборот, увеличились с 4 до 24% и с 1 до 6% соответственно.
В июне 2017 года было подписано соглашение о продаже 60% казахстанского банка Altyn Bank китайским инвесторам CITIC Bank и China Shuangwei Investment. Ожидается, что совместный банк будет играть центральную роль по финансированию проектов в рамках программ «Нурлы жол» и «Экономический пояс Шелкового пути».
Китайские инвестиции в топливный комплекс (включая магистральные трубопроводы) Казахстана по-прежнему составляют около 98% от китайских накопленных ПИИ в этой стране. В конце 2016 года в рамках программы по переносу производственных мощностей из Китая в РК открыт казахстанско-китайский завод по переработке масличных культур. В дальнейшем компания планирует создание крупного агропромышленного парка. В целом масштабы реализованных по этой программе проектов пока невелики, но при должном стимулировании «сверху» могут резко возрасти в ближайшие годы.
Японские компании в Казахстане сосредоточены главным образом в секторе цвет-ной металлургии. В частности, консорциум Energy Asia BVI Limited владеет 95% в ТОО «Байкен‑U», которое ведет разработку уранового месторождения Северный Харасан на участке в Жанакорганском районе Кызылординской области. С недавнего времени Sumitomo Corporation, помимо разработки участка Западный, осуществляет промышленное производство цветных металлов на территории Казахстана. Накопленные инвестиции компании составили около $45 млн. Всего, по уточненным данным, накопленные японские ПИИ в Казахстане составили $267 млн.
Основная масса прямых инвестиций Южной Кореи также приходится на Казахстан. С 2011 года его доля в совокупном объеме накопленных ПИИ из Южной Кореи закрепилась на уровне 57–58%. Крупнейшим проектом является строительный бизнес компании Dongil Highvill, оперирующей на рынке первичной элитной недвижимости в столице Казахстана — Астане.
Ряд крупных проектов в топливном комплексе осуществляет южнокорейская KNOC, которая с 2009 года ведет добычу полезных ископаемых на нескольких месторождениях в Казахстане и в пределах его границ на севере Каспийского моря.
Среди прочих значимых инвесторов выделяется LG International, которая владеет 35%-ной долей блока ADA нефтяного месторождения в Актюбинской области, а также предприятием в городе Алматы по производству бытовой электроники (преимущественно жидкокристаллических телевизоров) марки LG.
Основным партнером Индии в Центральной Азии является Казахстан. В 2016 году товарооборот между странами составил $618 млн. Объем индийских ПИИ в Казахстане, по данным МПИ-Евразия, приближается к $1.5 млрд. Для проведения инвестиционных и торговых операций в Алматы был зарегистрирован совместный банк «Тенгри Банк».
Страны активно сотрудничают и в сфере атомной энергии. Индийской стороне удалось получить 25% долю в геологоразведывательных работах в блоке Сатпаев. Договор устанавливает, что OVL (ONGC Videsh Ltd) может продать любое открытое в блоке Сатпаев месторождение партнерам и использовать вырученные денежные средства для покупок активов в других местах. Это объясняется во многом тем, что на данный момент нет никаких способов для транспортировки нефти из Казахстана в Индию.
Активно развиваются двусторонние экономические отношения в сфере фармацевтики и ИТ. Можно сказать, что индийцы видят в Казахстане не только стратегического партнера в регионе, но и важного экономического союзника — Индию интересуют не только атомная энергетика и нефтегазовый сектор, но и растущие перспективы взаимовыгодных проектов в обрабатывающей промышленности.
С небольшим отставанием по общему объему накопленных инвестиций Турции ($1.25 млрд) за Беларусью идет Казахстан. Турецкие инвестиции в Казахстан в основном направляются в агропродовольственный комплекс, черную металлургию, химический комплекс, оптовую и розничную торговлю, финансовый сектор, строительный комплекс, машиностроительный комплекс и прочие отрасли промышленности.
В агропромышленном комплексе действуют четыре объекта, совокупные инвестиции в которые составляют $550 млн, причем в основном это производство напитков. В черной металлургии, согласно данным ЕАБР, имеется только один объект с турецким капиталом — горно-обогатительный комбинат «Восход», но инвестиции в него весьма значительные — $450 млн. Есть также существенные инвестиции в химический комплекс, оптовую и розничную торговлю, строительный комплекс. Единичные инвестиционные объекты имеются и в других отраслях.
Основным ближневосточным партнером Казахстана являются ОАЭ. Объем прямых инвестиций от ОАЭ в этой стране составил почти $2 млрд. В Казахстане работает около 200 предприятий с участием эмиратского капитала. Самый яркий пример активных внешнеэкономических связей между двумя странами — двусторонний инвестиционный проект «Абу Даби плаза», строящийся в Астане многофункциональный комплекс стоимостью $1.6 млрд (часть объектов уже сдана).
Кроме этого, Казахстан привлекает огромный опыт ОАЭ в сфере развития индустриальных зон. Власти страны готовы передать такие зоны в управление эмиратским компаниям под их проекты.
Резюмируя сказанное, отметим, что, как следует из доклада ЕАБР, на европейские страны приходится более 85% всех прямых капиталовложений Казахстана, а объем накопленных ПИИ Казахстана в странах Евразии вне СНГ в 2016 году составил почти $6.5 млрд. Из них $4.9 млрд прямых инвестиций было вложено в Румынию. Главным же инвестором в Казахстан по-прежнему является Китай.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0