Женщины президента Казахстана – кто они и как влияли или влияют на Нурсултана Абишевича? Об этом подробно рассказал бывший зять Назарбаева Рахат Алиев в интервью журналисту Александру Народецкому, вышедшем в эфире телеканала «К‑плюс».
Автор: Рахат АЛИЕВ
- Господин Алиев, мы коснемся довольно деликатной темы, связанной с личной жизнью Назарбаева и его общественной деятельностью. Насколько они зависят друг от друга. Тут возникает много вопросов. Насколько авторитет лидера нации является его моральным авторитетом для нации, и можно ли считать президента, его личную жизнь примером для всей нации? В одном из прошлых интервью Вы упомянули, что Нурсултан Назарбаев развелся с Сарой Алпысовной. Вы знаете, кто или что было толчком? Ведь развод в 70 лет — это довольно редкое событие.
- Честно говоря, это уже был развод де-юре. Не думаю, что я расскажу что-то новое из бесед с Сарой Алпысовной и Нурсултаном Абишевичем. Ведь мы с Сарой Алпысовной жили по соседству. С 1997 года, когда президент переехал в Астану, они фактически жили на два города. Сара Алпысовна осталась в Алматы, да и Нурсултан Абишевич не хотел брать ее с собой.
Одной из причин переезда, о чем я писал в книге «Крестный тесть», был фантомный страх Назарбаева перед декабрьскими событиями 1986 года. Поэтому он уехал, чтобы создать маленькую столицу, куда не долетит свободный дух, где его не снесут в один момент с его карточным дворцом.
Вторая причина — он хотел освободиться от долгого союза с Сарой Алпысовной и потихоньку начать жить самостоятельно. Назарбаев, как хитрый аппаратчик, выросший из советской системы, использовал одну и ту же тактику и в политике, и в семье — даже со своими детьми. Как он играл хитрого президента в офисе, так он продолжал вести себя дома. Он не мог остановиться, и этот театр абсурда мы наблюдали в его семье.
Говорил он одно, думал совсем другое. Верить ему было невозможно. Конечно, политика — это грязное дело. Но Назарбаев вобрал в себя все отрицательные стороны политика.
- Вы были близки и с Сарой Алпысовной, и с президентом. Как Сара Алпысовна сама относилась к тому, что ее муж дистанцировался от нее даже физически?
- Как говорила мне Сара Алпысовна, сразу после рождения третьей дочери он начал отдаляться — разделил спальни, стал больше заниматься собой, уверял, что полностью занят на работе. Получилось, что она проживала с детьми на городской квартире, а он — на правительственной даче. Как она сама говорила, это сильно отразилось на ее здоровье. Он, конечно, не оставлял детей, создавал все социально-бытовые условия… Ну и откупался от Сары Алпысовны дорогими ювелирными украшениями, бриллиантами, золотом по различным случаям. Делал такие гусарские жесты.
- А были ли какие-то особые кризисные ситуации, которые замечали Вы и другие члены семьи? Может быть, ссоры, даже драки — такое случается в семьях. Насколько они влияли на его работу?
- Конечно, как и в любой семье, были конфликты. Ссорились, не разговаривали. Но до драк не доходило. Все-таки они интеллигентные люди. Случались, конечно, ссоры. Но Сара Алпысовна старалась сгладить конфликт. Но и президенту, поскольку это отражалось на работе, не хотелось, чтобы ссоры выплескивались наружу. Он тоже умел сглаживать острые углы. Они прожили вместе долгую жизнь, и в последнее время после его переезда в Астану их отношения стали почти отношениями брата и сестры.
- Насколько Назарбаев поддавался влиянию женщин, с которыми был? Как это отражалось на его решениях, политике? Просили ли они его о чем-то — пристроить родственников или жаловались на окружение?
- Да, влияли. Сначала огромное влияние на него оказывала Сара Алпысовна. Президент не хотел в этом признаваться и поначалу вроде как и не слушал ее. Но потом, вернувшись к этому вопросу, часто принимал ее сторону. Так, Саре Алпысовне удавалось отстоять какого-нибудь губернатора или министра, которые были с ней в хороших отношениях. Она могла заступиться за них, и он давал слабину в кадровых вопросах.
- То есть политики находили на него выход через жену?
- Да, и по родственной линии — выходцы из Карагандинской области решали вопросы, в том числе и кадровые. Благодаря ей многие уроженцы этой области были во главе министерств и ведомств. В благодарность они делали ей подарки, денежные подношения — ей лично или в фонд.
- А хотели ли его женщины сами заниматься политикой? Требовали ли большие должности или деньги?
- Как правило, президент старался откупаться от них. Может, не все знают, но после того, как он впервые стал президентом, Назарбаев купил частный самолет. В экипаже была стюардесса, с которой у него были отношения. Спустя несколько лет он отправил ее в Австрию учиться туристическому менеджменту. После этого она работала в гостинице «Анкара», а потом — генеральным консулом в Нью-Йорке. Если не ошибаюсь, ее зовут Раушан Есбулатова. Она до сих пор там работает, подальше от него.
Ему нравились женщины, которых ему представлял Канат Саудабаев и другие управляющие делами. Известные певицы, люди искусства, журналистки — такие женщины ему нравились.
- То есть он и не сам выбирал, а ему поставляли женщин его ближайшие соратники?
- С одной стороны, да. С другой стороны, он смотрел телевидение, видел дикторов, ведущих. Какая-то у него была слабость к ним. Многих журналисток «Хабара», «Казахстана‑1» он брал якобы в президентский пул и возил с собой в составе официальных делегаций. Получалась, с одной стороны, командировка, с другой — приятное времяпровождение.
- А были ли случаи, когда возлюбленные, если их можно так назвать, просили освободить кого-то из тюрьмы?
- Из тюрьмы? Такого я не помню. Но вот, например, Гульнара Ракишева — стюардесса, с которой у президента были длительные отношения, которая родила ему двух девочек и теперь живет на Западе, — она активно решала многие кадровые вопросы. Даже своего отца, обычного подполковника, она сделала заместителем министра обороны. Она заставила президента наградить отца различными правительственными наградами и дать ему генеральские погоны.
- А знаете ли Вы случаи, когда кто-то из ближайшего окружения президента пытался ухаживать за его же любовницами? Если да, то какова была реакция самого Назарбаева?
- Там все еще сложнее. Я знаю, что со многими, которых потом подставляли президенту Назарбаеву, люди из его окружения — те же Тасмагамбетов, Досмухаметов, Утемуратов — иногда они сначала сами пытались строить отношения с этими девушками. А потом уже передавали своему боссу. Такое было.
А со стороны Нурсултана Абишевича я помню такой случай, когда Гульнара Ракишева, живя в Астане вместе с Назарбаевым, параллельно встречалась с одним полицейским из финансовой полиции. По-моему, его фамилия была Султанбеков. Так вот, когда Нурсултан Абишевич узнал об этой истории, у них был страшный скандал. В итоге они помирились, но Назарбаев помнил об этом — и отомстил этому Султанбекову, посадив его на семь или восемь лет в тюрьму в 2007 году.
- И что, он до сих пор сидит в тюрьме?
- Да, он до сих пор в тюрьме. Он до последнего времени работал в финансовой полиции, раньше был женат, по-моему, на дочери Жармахана Туякбая.
- Вы уже в начале рассказали, что, расставаясь со своими женщинами, Назарбаев щедро одаривает их. А интересно узнать, откуда финансируются эти подарки — из личных сбережений президента или все это идет из государственной казны?
- Что касается квартирных вопросов — он давал поручения акимам, они выдавали государственные квартиры. Параллельно он давал своим казначеям указания, если была необходимость профинансировать. Ракишевой через «Казахмыс» покупали дом, виллы в Испании и Лондоне, оплачивал бывший управляющий делами Владимир Ни. Платили из двух источников — из бюджета, потому что им было просто делать это за счет государства, и от ранее приватизированных предприятий с помощью своих казначеев. Фактически это же собственность Назарбаева.
Я вспоминаю, еще был случай, когда Назарбаев, будучи в Китае, увидел одну певицу, казашку по национальности — он ее привез вместе с Канатом Саудабаевым в Казахстан. Ее мужу — тот занимался, кажется, мотоциклами — какой-то клуб даже построили в Алматы. А ей выделили несколько квартир. И все это время параллельно с другими женщинами у него была связь и с этой певицей. Наградил, сделал народной артисткой. Потом своему другу французскому сенатору он дал поручение в Париже: ее устроили петь в парижской опере.
- Г‑н Алиев, известна ли Вам неофициальная цифра, сколько детей у него в Казахстане?
- Я не пытался это узнать.
- Это скрывается все время?
- Конечно. Я еще раз подчеркиваю, президент считает, что, если он открыто покажет свои внебрачные связи, это отразится на его предвыборных делах. После его последнего избрания он раскрепостился и стал легализовать свои отношения. Конечно, это и из-за давления молодой супруги — Асель Исабаевой, которая оказывает на него очень сильное влияние. И сейчас многие стараются — и из истеблишмента, и из министров, из руководителей ведомств — найти общий язык с ней и через нее влиять на Назарбаева.
- А она устраивает ему скандалы, когда узнает, что он ей неверен, или терпит все его утехи на стороне?
- Раньше устраивала, сейчас я не могу сказать и не считаю, что это такой большой государственный секрет, чтобы мы его обсуждали. Он такой же человек, как и все мы, и, конечно, на него влияет и новая семья, и обстановка. Даже подруги новой первой леди — они, конечно, тоже влияют. В основном это вопросы кадровые, внутренней политики — на них влияют через новую семью Назарбаева.
- А можно сказать, что Назарбаев живет в постоянных стрессах со своими женщинами? И как-то эти стрессы влияют на его государственную деятельность?
- Я бы не сказал, что именно стрессы в его любовных отношениях влияют. Больше на него влияет страх потерять кресло. Страх оказаться не у дел или потерять власть, как многие диктаторы в арабском мире. Это его больше всего беспокоит. А спецслужбы, КНБ, МВД, руководители администрации — они его всячески запугивают, накачивают негативной информацией, чтобы поддерживать президента в постоянном страхе, чтобы он делал постоянные ошибки.
- А его женщины тоже поддерживают это состояние страха в нем, или нет?
- Я думаю, раньше на него оказывалось более сильное влияние, но с возрастом человек меняется, и реакции другие, и биологические. И, конечно, появляется больше сентиментальности в отношениях с женщинами.
- То есть он все-таки уверен, что женщины в него влюбляются?
- Ему хочется верить в это. Конечно, на самом деле они влюбляются в богатства, которые он нажил преступным путем. Они строят отношения фактически не с главой государства, а с монархом, царем, ханом.
- Неужели такой хитрый и опытный человек может не замечать цинизм и двойную игру в отношении него со стороны не только окружения, но и женщин в частности?
- Я считаю, что он и сам циничен в отношениях — и, как любому цинику, ему хочется верить в общечеловеческие ценности.
- В данном случае нам очень важно проследить, насколько его личная жизнь влияет на его общественную деятельность. И как эта двойная игра, этот цинизм, сложности в отношениях в семье — какой отпечаток они накладывают на его деятельность в качестве лидера нации.
- Я считаю, что он просто не переключается. Как он работает в политике, такие же приемы идут в ход и в частной жизни. Он зациклен на том, что никому не доверяет. Он уверен, что все его обманывают. Состояние страха, стресса — в этом состоянии он и принимает решения. Отдает приказы расстрелять мирную демонстрацию в Жанаозене, дает согласие на убийство оппозиционных политиков. И чем глубже он вязнет в преступлениях против собственного народа, тем легче свита играет короля.
- То есть свита подыгрывает ему в этом?
- Свита вынуждена подыгрывать, потому что с возрастом Нурсултан Абишевич перестал адекватно воспринимать происходящие социальные явления. Он хочет, чтобы ему докладывали только позитив, никакого негатива. И свита вынуждена подыгрывать, чтобы удержаться у власти.
Интервью подготовил Александр НАРОДЕЦКИЙ
See the original post:
Назарбаев во власти своих женщин