Мы уже рассказывали про Жанну Ахмедьярову – одну из фигурантов «дела БТА», получившую обвинительный приговор в конце марта текущего года. В отличие от других, также добровольно вернувшихся в Казахстан и переведенных в свидетели в порядке статьи 65 УК РК, то есть за деятельное раскаяние и сотрудничество со следствием, она получила реальный срок.
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
В выступлении Жанны Ахмедьяровой на втором судебном процессе по делу бывших менеджеров БТА Банка и директоров компаний-заемщиков есть то, с чем не могут поспорить ни следователи КНБ, ни прокуроры, ни судья — цифры. И эти цифры неопровержимо, однозначно и окончательно доказывают что:
- во-первых, взятые у БТА кредиты не были украдены, а использовались на финансирование девелоперских проектов;
- во-вторых, что все эти проекты были настолько экономически эффективны, что даже через три с половиной года после захвата БТА государством и «замораживания» бизнес-проекта, после двухкратного падения рыночных цен на недвижимость, приобретенные и построенные на кредитные деньги активы почти полностью покрывают остаток задолженности заемщиков перед банком;
- в‑третьих, что никаких хищений, тем более в составе ОПГ, не было — деньги вкладывались в реальные проекты, и если БТА до сих пор не переоформил находящуюся в залоге недвижимость на себя и не продал ее, чтобы вернуть деньги, то только по своей собственной воле или по вине следствия.
Из выступления подсудимой Ахмедьяровой Ж.
Свои показания в судебных прениях я хотела бы дать на основе составленной мной таблицы, которая по ходатайству моего защитника Душаниной С.А. ранее 6 марта 2012 года была приобщена Судом. Ваша честь, с Вашего позволения я хотела бы раздать эту таблицу участникам процесса для облегчения понимания сути деятельности ДСМ и, главное для визуального восприятия сумм, затраченных на реализацию проектов, на слух воспринимать суммы очень сложно.
В этой таблице консолидированы данные по каждому эпизоду, указаны суммы, затраченные на проект, выплаченные АО «БТА Банк» банковские комиссии. Все суммы взяты из отчетов аудиторской компании ТОО «Asser Consulting», заключений специалистов АФН и копий платежных поручений, приобщенных к материалам Уголовного Дела. Если бы у меня был на текущий момент доступ к 1С бухгалтерии, я смогла бы отразить все затраченные суммы до тиынки (копейки). Но так как, базы 1С бухгалтерии и все первичные документы по бухгалтерскому и налоговому учетам были изъяты во время обыска сотрудниками следственной группы, сделать полный анализ не представляется возможным. Я еще раз акцентирую внимание, что отразила суммы только из данных материалов Уголовного дела.
Вкратце, я хотела бы пояснить, что таблица составлена следующим образом. В столбце № 1 — наименование заемщика, далее столбец № 2 — всего сумма освоенных средств (предъявленных обвинением), столбец № 3 — всего погашено основного долга, затем столбец № 4 — остаток задолженности по кредиту на дату начала следственных мероприятий, столбец № 5 — остаток задолженности после погашений на основании судебных приказов.
Столбец № 6 — примечания, в котором указывается по эпизодам, где в силу вступили решения СМЭС о признании сделок недействительными. По эпизодам же, в которых списания активов Банком в счет погашения задолженности не произведено на текущий момент, я отразила рыночную стоимость залоговых активов за минусом 20 % коэффициента понижения (коэффициент взят по аналогии решений СМЭС). Так как другой возможности оценить стоимость залогов с целью погашения имеющейся перед Банком задолженности, нет.
Далее столбец № 7: Доходность Банка — вознаграждение по кредиту + банковские комиссии (комиссии за обслуживание кредитных линий, комиссии за отсрочки, комиссии по операционному залу). Следующий столбец № 8 — Долг Банка перед заемщиком, возник на основании решений СМЭС по ТОО, в которых сделки признаны недействительными и подлежат возврату в первоначальное положение. При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой стороне полученное по сделке. В 9‑м столбце отражаются остатки на текущих счетах в Банках.
Далее в последующих столбцах, отражается финансовая деятельность ТОО: кол-во приобретенных активов, оплаченные суммы за активы, оплаты прожект-менеджеру и архитекторам (иностранным компаниям — все компании реальны, никакого отношения к оффшорам не имеют, это легко установить из их юрисдикции, две компании из них открыли ТОО в РК, стали налогоплательщиками РК, у остальных имеются официальные сайты в сети интернет, где дается полная информация о компаниях), оплаты казахстанским компаниям, суммы подлежащие возврату по договорам подключения к мощностям с поставщиками, оплаченные налоги, приобретение ценных бумаг, заработная плата, прочие расходы и соответственно, итого затрачено по проектам.
Затем, выведена дельта-разница между столбцом № 4: Остаток задолженности по кредиту на дату начала следственных мероприятий и столбцом № 19 Итого затрачено по проектам и столбцом № 9 Остатки на текущих счетах в Банках. Этот столбец отображает разницу между остатками основного долга по кредиту и теми затратами, которые отражены в материалах УД. Еще раз хотела бы обратить внимание, что имея возможность на текущий момент доступа к базе 1С бухгалтерия, это разницы вообще бы не было. Когда мы рассмотрим таблицу до конца, вы удостоверитесь, что, несмотря на это разница не очень большая.
Далее, столбец: Рыночная стоимость активов на момент дачи показаний, затем отдельным столбцом отражены комиссии, оплаченные в рамках кредитных линий (за организацию линий, за обслуживание кредита, за соответствующие отсрочки). И последний столбец: Итоговая дельта, это разница между столбцом № 20: Дельта и столбцом № 22: Комиссии Банка за обслуживание кредитных линий. На этот столбец я просила бы обратить особое внимание. Я думаю, конкретно, в моих показаниях по мере продвижения по таблице будет понятен ее смысл.
Итого по таблице получаем: всего сумма освоенных средств (предъявленных обвинением) — 112 095 340 622 тенге. Всего погашено основного долга — 54 958 078 923 тенге. Остаток задолженности по кредиту на дату начала следственных мероприятий — 57 137 261 699 тенге. Остаток задолженности после погашений на основании судебных приказов — 48 215 458 887 тенге. Доходность Банка — вознаграждение по кредиту + банковские комиссии — 9 918 452 079 тенге. Долг Банка перед Заемщиком — 3 091 524 255 тенге. Остатки на текущих счетах в Банках — 445 142 733 тенге.
Приобретено активов, кол-во: площадь земли 965,268 га, площадь административного здания 9 012 кв. м., кол-во квартир 959, кол-во коттеджей 5, кол-во коммерческих помещений 14, кол-во парковочных мест 455. Приобретено активов в сумме 44 398 336 511 тенге, оплачено прожект-менеджеру и архитекторам (иностранные компании) — 620 474 591 тенге, оплачено казахстанским компаниям — 793 527 007 тенге. Суммы, подлежащие возврату по договорам подключения к мощностям с поставщиками коммунальных услуг — 979 686 140 тенге, оплаченные налоги в бюджет РК — 376 013 243 тенге. Приобретено ценных бумаг — 6 625 701 368 тенге. Заработная плата — 253 795 046 тенге. На прочие расходы затрачено 307 721 021 тенге. Итого затрачено по проектам 54 355 254 927 тенге.
Промежуточная дельта — 2 362 634 661 тенге. Рыночная стоимость активов за минусом 20-го % коэффициента понижения, на момент дачи показаний составляет 45 719 039 164 тенге. В контексте этого, хотелось бы добавить, что в прошлом месяце в Казахстане на треть увеличилось количество продаж жилья. Об этом сообщил председатель агентства РК по статистике Алихан Смаилов. Общее количество сделок составило 12 тысяч 984. Это на 31,2% больше, чем в январе 2012 года. В масштабах всего года, объем сделок купли-продажи вырос на 15%. Материал предоставлен изданием Total.kz, опубликован 14 марта ‑2012 г.
Комиссии Банка за обслуживание кредитных линий — 2 703 446 550 тенге. Итоговая дельта, т.е. сумма всех ячеек в данном столбце составила минус 340 811 889 тенге. В полученной итоговой дельте плюс означает суммы, затраченные из кредитных средств, но не отраженные в материалах Уголовного дела. По базе 1С бухгалтерия легко подтвердить эти затраты. Минус означает, произведенную реализацию за активы, полученные суммы направлены на погашение кредитов.
Для установления объективной картины, если убрать все суммы с минусом, т.е. не кредитные суммы, суммы за реализацию, то получится, что в Уголовном деле не отражена сумма 1 077 149 651 тенге из кредитных источников. Что в процентном соотношении к Всего выданным кредитам составляет менее 1 % (точнее 0,96 %), а в соотношении к остатку задолженности по кредитам 1,88 %. Но и эту разницу при использовании 1С бухгалтерии можно подтвердить. Т.е. 99,04% подтверждены материалами, содержащимися в уголовном деле.
При этом, хотелось бы сразу заметить, предугадывая наперед возможные домыслы, что сумма 1 077 149 651 тенге, это ни в коем случае не похищенная сумма, а совместный труд аудитора и следственной группы по формированию материалов Уголовного Дела. Неполнота аудиторского отчета обусловлена не 100 % отражением финансовой деятельности ввиду следующих причин: во-первых, постановлением следственной группы не ставилась задача подтверждения произведенных затрат по полученным кредитным средствам; во-вторых, как озвучивала в процессе аудитор, не представлялись все первичные документы; в‑третьих, к материалам Уголовного Дела приобщены не все бухгалтерские документы.
Можно сколько угодно говорить слов, но цифры говорят сами за себя. Таким образом, наглядно видно, что все полученные кредитные средства не были похищены. Я как финансист, только лишь собрала в унифицированную таблицу полученные и затраченные суммы по финансово-хозяйственной деятельности ДСМ. Приблизительно, с подобными отчетами, я со своим руководителем Каримовым Б. ходила к Аблязову М.К., по другим вопросам я с ним не общалась. Все оплаченные поставщикам суммы подтверждены актами выполненных работ, бухгалтерскими актами сверок между компаниями, отчетами о проделанной работе, это подтверждается аудиторскими заключениями. Претензий от сторонних компаний не имеется.
Ваша честь, уважаемые участники процесса, я уж неоднократно говорила ранее, что в публикациях в СМИ, в которых руководителем следственной группы на тот период Ихсангалиевым С.И. было обращение к лицам, находящимся в розыске, в том числе непосредственно ко мне. В статье в газете «Экспресс К» № 303 (16689) от 04.04.2009 г. цитирую: «По нашим данным, среди скрывающихся от следствия лиц царит кризисное настроение. Каждый человек делает свой выбор в жизни. Если иметь в виду второстепенных исполнителей, то им сегодня самое время это сделать. А может быть, пора подумать о собственных интересах? Следствие предлагает этим обманутым людям вернуться и принять участие в следственных действиях. Тогда будут приняты максимальные меры по облегчению их участи. Закон предусматривает освобождение от уголовной ответственности в связи с искренним раскаянием, оказанием содействия следствию и принятием мер по возмещению причиненного ущерба. Это касается Каримова, Ризоева, Ахмедьяровой и других введенных в заблуждение лиц».
В статье от 1 сентября 2009 г, распространенной Агентством КазТАГ., было озвучено следующее, цитирую: «В настоящее время следственной группой по делу БТА банка объявлены в розыск — обвиняемые Мухтар Аблязов, Жаксылык Жаримбетов, Роман Солодченко, Рифат Ризоев, Булат Каримов, Кайрат Садыков, Вероника Ефимова, Светлана Начинкина, Жанна Ахмедьярова, Элеонора Серго. Следственная группа располагает достаточными данными о судьбе этих и других лиц, которые в настоящее время пока не объявлены, но подлежат в дальнейшем объявлению в розыск. Многие из этих людей выполняли в составе организованной группы по хищению средств АО “БТА банк” и АО “Темiрбанк” второстепенные или эпизодические роли. Их трагедия заключается в том, что большинство из них в бытность работниками БТА и руководителями специально созданных в целях хищения компаний, подверглись плотной психологической обработке и запугиванию с участием специально нанятых адвокатов на специальном сборе в Бишкеке в начале марта этого года и согласились покинуть страну. В целом же, следственная группа поддерживает такие контакты и готова оказать большинству из этих людей, в том числе и обвиняемым Рифату Ризоеву и В. Ефимовой, необходимое процессуальное и иное содействие. Тем более, что в активе уже есть факты явки с повинной и процессуальной реабилитации лиц, ранее находившихся в розыске».
И так далее. В зачитанных мной цитатах из публикаций в прессе, указано на максимальное облегчение участи лицам, находящимся в розыске, тем более, что по всем вернувшимся добровольно в РК и оказавшим содействие следствию лицам, данные обещания действительно выполнены. А сколько людей на сегодняшний день находится «в бегах».
Откликнувшись, прежде всего на обращение Президента нашей страны, 13 ноября 2009 года во время «прямой линии» Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. выразил готовность простить раскаявшихся банкиров и чиновников, если ими не нарушены законы, и помиловать тех из них, кто встал на путь исправления. А также поверив, обещаниям Генеральной прокуратуры через прессу, и гарантиям Генеральной прокуратуры, переданным через украинского адвоката Туева О.А., я приняла единственное правильное решение в сложившейся ситуации вернуться добровольно в РК, и сотрудничать со следствием.
Украинский адвокат Туев Олег Альбертович ранее способствовал возвращению Ризоева Р. и Серго Э. 12 декабря через адвоката Туева я передала заявление в Генеральную Прокуратуру РК о желании возвращения и добровольном сотрудничестве со следствием. 24 декабря 2009 года прилетела в г. Алматы в сопровождении адвоката Туева. При обсуждении аспектов моего возвращения, Туевым О.А. говорилось, что я должна дать показания в той части, которой владею, при этом никого не выгораживая, не оговаривая ни себя, ни других.
Но, к сожалению, уже 26 декабря 2009 г., об этом уже говорила в своей речи мой защитник Душанина С.А., я поставила свою подпись, под показаниями о выводе денежных средств Аблязовым М.К. через наши компании. Руководитель следственной группы на тот момент, Ихсангалиев С.И. утверждал, что без таких моих показаний, применение ко мне, как ко многим другим сотрудникам ДСМ, статьи 65 УПК РК невозможно. С его слов, все сотрудники ранее давали, такие показания.
Следует отметить, что допрос состоялся 26 декабря 2009 г. утром, на следующий день после оглашения приговора Алмалинского районного суда от 25 декабря 2009 года. В прениях того судебного процесса стороной гособвинения для директоров ТОО так «называемой группы» ДСМ было запрошено условное наказание без изоляции от общества сроком на 5 лет. Каков был приговор, мы все знаем.
Возможно, следствие само не ожидало таких последствий, и по большому настоянию руководителя следственной группы, была вынуждена подписаться под такими показаниями. 26 января 2010 года по предложению Ихсангалиева С.И. мною в присутствии адвоката Душаниной С.А. было подано заявление о применении в отношении меня статьи 65 УК РК. Через некоторое время руководителем группы было озвучено, что по окончании расследования нового уголовного дела ко мне будет применена статья 65 УК РК.
В июле 2010 года этим же руководителем следственной группы была приглашена на допрос, на котором также присутствовали Киздарбекова Р. А. и Начинкина С.А. (которая ранее находилась в розыске и добровольно вернулась в РК в июне 2010 г.). Где было озвучено, примерно то же самое — что по окончании нового уголовного дела к нам троим, будет применена статья 65 и претензий у следствия к нам нет. Замечу, что по состоянию на июль 2010 года Солодухину Д.О. также добровольно вернувшемуся при содействии адвоката Туева О.А. в РК, вообще не было предъявлено обвинения. По всем следственным действиям в отношении меня и Солодухина Д.О., мы постоянно контактировали с украинским адвокатом, соглашение с которым действует, и по сей день.
Ваша честь, для установления объективной истины по делу, я считала, что обязана вернуться и дать объективные показания, когда человек отсутствует на него можно свалить какие-то деяния. И свидетельские показания, данные во время следствия и в ходе судебного процесса, во многом это доказали. Мы занимались обычной деятельностью, делали свою работу в рамках своих функциональных обязанностей. Моя деятельность связана с директорами ТОО, им предъявлялись серьезные обвинения, я переживала за них, и посчитала нужным вернуться и дать показания по их деятельности, люди исполняли свою работу, ни в каком осознанном сговоре с бывшим руководством Банка мы не состояли. И тем, более никакие преступные схемы я не разрабатывала, как это озвучено государственным обвинением. Все мои выше данные показания и материалы Уголовного Дела это подтверждают.
От себя в двух словах, я еще хотела бы добавить, что в течение последних трех лет постоянно слышу в свой адрес и в адрес нашей компании страшные вещи. Иногда я стала задумываться, и мне уже не верится самой, что была реальная компания, что когда-то мы работали, приобретали активы, реализовывали проекты, работали с ведущими иностранными компаниями.
На мой электронный адрес еще некоторое время, после публичного оглашения в СМИ факта возбуждения Уголовного Дела, приходили от иностранных партнеров с разных точек мира письма со словами поддержки. В них говорилось, что это досадное недоразумение и органы следствия, Генеральная прокуратура и Суд разберутся во всех обстоятельствах и несомненно вынесут справедливый вердикт. Несмотря на все то, что произошло со мной за последние три года и особенно после моего добровольного возвращения, я все же надеюсь на объективное, справедливое решение Суда.
После возвращения, я переживала, какая реакция будет у моих коллег, но как раз время показало, что ни у кого нет претензий, обид. В процессе работы никто никого не обманывал, ни вводил в заблуждение, не подставлял. Все прекрасно понимают, что мы просто делали каждый свою работу в рамках функциональных обязанностей. Никаких преступных действий не совершали. Спасибо всем моим коллегам, что в такой трудной ситуации остались людьми.
…К сожалению, цифры не помогли Жанне Ахмедьяровой — 24 мая 2012 года она была признана виновной. Хотя мы догадываемся, почему ей и Дмитрию Солодухину не повезло. Скорее всего, помимо политической воли Акорды простить вернувшихся, требовалась соответствующая воля конкретного руководителя СОГ или следователя. Ну а чтобы она появилась, видимо, нужно было что-то занести. И этого не было сделано…
See original article:
«Мы просто делали каждый свою работу»