Политик Мухтар Аблязов дал расширенное толкование своей идее о повышении пошлин на нефть и создании еще одного национального фонда, поспорив на своей странице в «Фейсбуке» с казахстанскими экспертами, усомнившимися в целесообразности его инициативы.
Газета «Ассанди-Таймс» посвятила несколько материалов экспертному обсуждению идеи Мухтара Аблязова о создании второго Национального фонда за счет повышения экспортной пошлины на нефть.
Политик, указав на тот факт, что в России в настоящее время экспортная пошлина на черное золото составляет около 400 долларов за тонну, а в Казахстане всего 60 долларов, предложил повысить пошлины до уровня российских и создать новый фонд, в котором будет аккумулироваться эта разница и распределяться затем на нужды населения. Каждому гражданину Казахстана может начисляться ежегодно по 120 тысяч тенге (это примерно 770 долларов). Но речь идет не только о выплате наличных (подробнее читайте о проекте на странице Мухтара Аблязова в «Фейсбуке» по ссылке http://clck.ru/97jvV).
Журналисты «Ассанди-Таймс» решила выяснить мнение казахстанских экспертов об идее оппозиционного политика. Почти все опрошенные согласились с предложением поднять пошлины на нефть по примеру России, но немногие одобрили инициативу ее поделить (см. материал «Пошлина на нефть: поднять и поделить»).
А 14 марта в «Фейсбуке» на странице Мухтара Аблязова появился его ответ экспертам, с мнением которых он не согласился, пожурив попутно газету «Ассанди-таймс» за то, что она не полностью дала на своих страницах описание его идеи. Ответ ниже приводим целиком.
О создании второго Национального фонда.
Ответ экспертам от Мухтара Аблязова
В газете «Ассанди Таймс» от 28 февраля было опубликовано мое предложение о введении дополнительных экспортных пошлин на нефть. Я предложил накапливать эти средства в специально созданном новом фонде, который также распределяет средства. К сожалению, «Ассанди» не напечатала текст моего предложения полностью.
В моем предложении также предполагалось распределять средства на программу выделения всем гражданам Казахстана по 10 соток земли под строительство жилья. Были приведены расчеты, которые показывают, что 120 тысяч тенге, выделенных каждому казахстанцу, позволяют рассчитываться за кредиты на строительство жилья. Т. е. мое предложение по распределению средств надо рассматривать в целом, вместе с программой по земле и строительству жилья. Но редакция получила мнение экспертов по отдельным моим предложениям. Я хочу изложить свою позицию на мнение экспертов.
I. Эксперту Айдархану Кусаинову
1. Айдархан сомневается, что экспортную пошлину можно увеличить до 400 долларов, считая, что у многих крупных компаний в контрактах прописан стабильный налоговый режим и что повышение пошлин ударит только по «Казмунайгазу» и небольшим компаниям.
Хочу отметить, что пошлина в 60 долларов введена в Kазахстане недавно, около 1 года назад, а до этого была введена пошлина в 40 долларов. И если бы были ограничения, связанные с контрактами, то крупные компании не платили бы ни 40, ни 60 долларов. А они платят. Поэтому возможность увеличения размера пошлин у правительства есть. А если кто-то будет возмущаться, ссылаясь на контракт, то пусть тогда нам покажут этот контракт. И мы увидим, наконец, кто и почему подписал такой контракт и как возможно решить этот вопрос.
В начале 90‑х у правительства был такой контракт с «Тенгизшевройл», по которому «Тенгизшевройл» не должен платить никаких налогов, пока добыча нефти компании не достигнет 11 млн тонн в год! Коррупционный договор, который был подписан в результате договоренностей с Назарбаевым. Помогал Назарбаеву тот самый Гиффен, замешанный в «Казахгейт».
2. Айдархан, Вы говорите, что введение таких пошлин ударит больше по «Казмунайгаз» и небольшим компаниям.
«Казмунайгаз» — государственная компания, не частная. Все менеджеры КМГ наняты государством и получают вознаграждение. И как это может ударить по компании, если все излишки пойдут гражданам страны? Эти менеджеры наняты именно для того, чтобы работать на государство, на народ. Для того, чтобы КМГ зарабатывал и платил налоги и дивиденды стране. Это их задача. Тем более что российские нефтяные компании платят такие пошлины и при этом успешно работают. Почему наши крупные и небольшие компании не могут, даже небольшие?
3. Вы говорите, что необходимо перестать рисовать рынок там, где его нет (медицина, образование, коммунальная инфраструктура).
Рынок есть во всех перечисленных сферах. Достаточно посмотреть на ведущие европейские страны, например, США, где кроме государственной существует очень эффективная система частного образования. Многие американские университеты имеют многомиллиардные бюджеты, причем средства частные. Эти университеты размещают свободные денежные средства в различные фонды, т. к. у них свободные средства исчисляются миллиардами. И рынок в системе образования есть, и работает он хорошо. Это же касается и медицины. А коммунальная инфраструктура — тем более субъект рынка, причем очень эффективный и доходный.
4. Вы говорите, что просто доплачивать — глупо и бессмысленно. А как, Вы считаете, должны жить инвалиды и пенсионеры на 20—30 тысяч тенге? Как на мизерные стипендии могут выживать и получать нормальное образование студенты? Глупо и бессмысленно, чтобы они все могли более-менее достойно жить? Почему они должны жить на эти деньги, а политическая верхушка воровать миллиардами?
5. Вы говорите, что необходимо пересмотреть внутреннюю экономическую политику, коренным образом изменить экономическую и социальную политику.
А как изменить? У Вас есть понимание? Очевидно, что с этим режимом не будет другой экономической политики. Необходима смена политического режима, построение реального демократического государства, парламентской республики. Нынешний диктаторский режим ничего не изменит ни в социальной сфере, ни в экономике.
II. Эксперту Дастану Кадыржанову
1.Дастан говорит, что ему не нужно никаких подачек от государства. Хотел бы отметить, что государство — это все мы. Мы — государство и власть. Не Назарбаев. И это не подачка, а то, что по праву принадлежит всем гражданам страны, а не узкой политической верхушке. И сейчас эта политическая верхушка получает те самые доходы, от которых Вы отказываетесь и призываете отказаться других. А почему доходы получают не все граждане государства?
2. Дастан, Вы говорите, что Вы пока можете зарабатывать. Это очень хорошо. Но у нас 1,7 миллиона пенсионеров, свыше 500 тысяч инвалидов. Они не могут зарабатывать сейчас. Пенсионеры свой вклад в развитие экономики страны сделали. И ничего серьезного власть Назарбаева за 25 лет не построила. Как были три нефтеперерабатывающих завода с советских времен, так и остались. Не могут даже их реконструировать.
А как жить инвалидам, как зарабатывать? Почему богатая страна не выполняет простые функции, функции государства? Не может социально защитить этих людей? Почему эти богатства должны растекаться по карманам политической верхушки?
3. Вы говорите, что Вам эти деньги не нужны. Нет проблем! Тогда Вы можете пожертвовать их нашим пенсионерам, инвалидам, детским домам. Облегчите жизнь многих людей, и они будут Вам благодарны.
4. Вы опасаетесь роста цен. Эти деньги обеспечены экспортной валютной выручкой. Не эмиссионные, пустые деньги, а обеспеченные твердой валютой. Поэтому никаких серьезных инфляционных проблем не будет. Бизнес в состоянии произвести больше товаров или больше импортировать. Ну а особенно рьяным активистам от власти, которые будут пугать инфляцией, ответ прост. Предлагаю этим «борцам» жить на 20—30 тысяч тенге в месяц. Чтобы не было инфляции.
III. Эксперту Расулу Жумалы
С выводами Расула я во многом согласен. Только Расул не говорит, что делать. Он говорит, что при нынешней политической системе ничего не получится. С этим я согласен на 100%. А как ее изменить? Я попробую изложить свою позицию.
Сейчас в Казахстане есть Национальный Нефтяной фонд. Назарбаевым декларировалось, что это фонд народа, будущих поколений. Что этот фонд будет подконтролен парламенту, что деятельность фонда будет прозрачной.
Но понятно, что мало кто в стране понимает, как расходовать деньги этого фонда. Я сразу могу сказать, что фонд контролирует только Назарбаев и крадет из него миллиарды долларов. Приведу всего два примера.
«Самрук-Казына» купил 11% акций «Казахмыса» за 1,3 миллиарда долларов. Всем известно, что «Казахмыс» — это предприятие Назарбаева. И Назарбаев принудил купить 11% акций «Казахмыса», причем деньги были выплачены «Самруком» из Национального фонда.
7 января 2014 года была утверждена сделка: «Казахмыс» продал 50% электрической станции ГРЭС‑1 «Самрук-Энерго» за 1,249 миллиарда долларов. Эта станция в 1996 году была якобы продана американской компании AES за 1,5 миллиона долларов, потом она перешла в «Казахмыс». И теперь «Казахмыс» снова продал государству 50% за 1,249 миллиарда долларов. Суперсделка!
И «Самрук-Энерго» эти деньги тоже получил из Национального фонда!
А зачем государству 11% акций «Казахмыса» и 50% доли в станции за 1,249 миллиарда долларов, если всю станцию государство «продало» за 1,5 миллиона долларов?
В 2013 году «Казахмыс» объявил, что у них проблемы с запасами руды. Тогда зачем государство покупает акции «Казахмыса», если у предприятия проблемы? Далее, в конце 2013 года правительство решило помочь «Казахмысу», утвердив программу модернизации его предприятий на сумму свыше 500 миллиардов тенге. Зачем государству тратить еще свыше 500 миллиардов бюджетных тенге на капитальные вложения, если «Казахмыс» показывает миллиарды долларов прибыли в балансе предприятий?
Таких примеров я могу привести еще на несколько десятков миллиардов долларов США.
Полностью согласен с Расулом, что, если не сменить всю систему — и политическую, и экономическую,— мы ничего не добьемся. Но это сделать непросто. Многие, наверное, в нашей стране понимают, что в первую очередь нужно менять политическую систему, а значит, существующий политический режим. Но готовых бороться за это, к сожалению, мало.
Страх! И страх понятен. Многих из оппозиции власть убила, посадила в тюрьму. Но все это происходит потому, что мы сами позволяем власти делать это. Потому что мало людей, готовых открыто бороться с режимом. Возможно, это связано с тем, что еще недостаточно людей, понимающих, что проблема в политической системе, в режиме Назарбаева. Сейчас появились различные экологические движения, такие, например, как «Антигептил», «Защитим Кок-Жайляу». Они не призывают к смене режима. Но репрессии со стороны власти по отношению даже к таким организациям, которые нацелены на решение общесоциальных вопросов, в итоге подтолкнут их к пониманию, что без смены политического режима даже такие проблемы не решатся. Эти движения не требуют политических свобод. У них экологические требования. Но если власть глуха, то она не слышит никого, даже их.
Назарбаев говорит, что сначала экономика, а затем политика. Идея, которую я предлагаю, именно экономическая: распределение денег из фонда, который специально создается для этих целей. Мы не заходим на территорию Назарбаева, которую, кстати, многие, как и Дастан, воспринимают территорией государства. Они думают, что не мы есть власть, не мы есть государство, а Назарбаев.
Хорошо, давайте пока согласимся с Дастаном и будем сначала делать экономику. Мы требуем ввести дополнительные пошлины на нефть, они не повлияют ни на бюджет страны, ни на существующий Нефтяной фонд. Это новые, дополнительные деньги. И их должно контролировать народное движение, выбранные на съезде его представители. И тратить деньги так, как решил народ. Неужели наши граждане не хотят хоть немного улучшить свою жизнь? Пусть наш народ терпеливый, принимает воровство и коррупцию этой власти. Но неужели наш народ не будет пытаться добиться распределения хотя бы небольшой части богатств страны?
В Украине народ требовал подписать договор об ассоциации с Европой. Народ не требовал политических реформ. Но Янукович ответил репрессиями. И в итоге миллионы людей убедились в необходимости смены политического режима.
Если мы потребуем от этой власти создания нового фонда, работу которого будет контролировать народное движение, это будет первым шагом на пути к гражданским свободам: мы же не требуем смены режима и ухода Назарбаева. Но если режим будет сопротивляться созданию нового фонда и контролю над ним со стороны народа, то все люди поймут, что, оказывается, нужна смена политического режима. И поймет это не только узкая прослойка наших граждан, а весь народ. И тогда режим будет изменен. Давайте сделаем первый шаг. Пусть Назарбаев на этом примере докажет нам реальность своего лозунга «Сначала экономика, потом политика».
Уважаемые эксперты! Возможно, Ваш ответ был шире, но был сокращен, как и мое предложение. Я приглашаю Вас к обсуждению этой идеи. Спасибо.
Мухтар АБЛЯЗОВ