Этим летом я побывал на семинаре «Модернизация экономики России» в Москве. Семинар был организован Клубом региональной журналистики, который возглавляет Ирина Ясина и Комиссией по модернизации при президенте России Дмитрии Медведеве. Вместе с коллегами я послушал представителей ведущих политических партий и экспертов и попытался понять, что такое модернизация и с чем ее едят.
Выскажу свое личное мнение — это не более чем кампания, спущенная «сверху», которая существует исключительно потому, что ее двигает лично президент Дмитрий Медведев. К слову, если в марте следующего года пост главы государства займет другой человек, например Владимир Путин, то уверен, что от модернизации не останется ни слуху ни духу.
Как выяснилось, даже российские госкомпании имеют весьма краткосрочные планы по модернизации, причем аккурат до следующих президентских выборов. Сложилось стойкое убеждение, что желания менять политическую систему нет, что нет системного подхода, нет глобальной и интересной программы, а есть некие точечные удары, рассмотрение отдельных проблем в отраслях, которые ежемесячно выносятся на суд президента Медведева. Все это напоминает «тришкин кафтан», некий госзаказ, который нужно отработать если не
Причем у политических партий России взгляд на модернизацию отличается в корне. Выступает представитель «Патриотов России» Сергей Глотов и из его слов становится ясным, что нужно возвращаться в приснопамятные советские времена и назначать комиссаров, которые и должны двигать модернизацию на местах в принудительном порядке. Коммунисты — в своем репертуаре. По словам депутата Госдумы Сергея Собко, модернизация не пойдет, пока не прекратится разворовывание страны, а «абсолютная цель рынка — это воровство», а проблема государства — в олигархах. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Иван Грачев с грустью констатировал, что Россия — это сырьевая держава, а посему вкладывать деньги в экономику знаний никто не хочет, а все государственные вливания в так называемые нанопроекты отдачи не приносят.
На олигархов нападают и «яблочники», которые в модернизацию не верят, потому как «модернизация как технологическое развитие — это путь тупиковый при авторитарном режиме». Кстати, они, пожалуй, единственные, кто понимает, что без свободных и честных выборов, без развития демократии в стране, без смены элит, без ликвидации привилегий, без возрождения среднего класса ни о какой модернизации и речи быть не может.
Послушав их, могу сказать, что политические партии даже в Москве модернизацией не горят, а скорее в нее просто не верят, но напрямую (вероятно, в силу политкорректности) не говорят. О чем вспоминали все без исключения, так это о Сколкове. Что тоже понятно, больше пока похвастаться нечем. Но, пожалуй, наиболее откровенную характеристику Сколкову дал член рабочей группы по модернизации при президенте России Илья
«Что такое Сколково? Это — вопрос, можно ли здесь, в России, создать не Россию», — задал сам себе вопрос эксперт. Вот я думаю, наверно, действительно можно, если огородить Сколково трехметровым забором, а люди, работающие там, не будут соприкасаться с российской действительностью, повальной коррупцией и пресловутой «вертикалью власти».
Но если модернизация идет ни шатко ни валко, то зачем в ней участвуют оппозиционные партии? Скорее по меркантильным соображениям, это один из немногих каналов, когда оппозиция может напрямую встречаться с президентом Дмитрием Медведевым и доносить до него свои взгляды. Согласен, что это суррогат, но иного варианта пока, похоже, нет.
Подвел итоги семинара руководитель консультативной рабочей группы, член комиссии по модернизации Александр Аузан. Наверное, единственный человек, который искренне верит, что в стране можно
Напоследок я спросил у Александра Аузана, который работает по проектам модернизации и в Казахстане, как он оценивает ситуацию в соседней республике?
- В вопросах
Соглашусь с экспертом, что это уже хорошо, но что Россия, что Казахстан больны одной болезнью — авторитарным стилем управления, где любое решение — это принуждение. Неважно, к чему — к модернизации или индустриализации. И пока наши страны не осознают, что только в свободном обществе могут генерироваться новые идеи и проекты, мы так и будем плестись в хвосте и покупать за валюту старые разработки. Ведь создавать самим
Именно по этой причине при словах «модернизация» или «индустриализация» мое сердце бьется спокойно. Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев могут говорить какие угодно правильные слова, имитировать любые решения и комиссии в этом направлении, но я спинным мозгом чувствую — ничего не выйдет. И знаете, почему? Они не готовы на поступок, на креатив, если угодно, они недостаточно сумасшедшие, в хорошем смысле этого слова…
Read More:
Можно ли в России создать не Россию?