Митинг в Жезказгане состоялся. 9 февраля на площади металлургов собралось около 70 человек. Рабочих пришло не более десятка. Но акцию прервали организаторы, между которыми произошел раскол. В итоге половина активистов направилась в офис к Огаю, а другая — в кабинет акима Жезказгана. Работяги, ничего не понимая, разбрелись по домам.
Автор: Алена КОЛМОГОРОВА
Митинг против произвола, творимого “Казахмысом” в Жезказгане, оказался на грани срыва еще накануне проведения. Организаторы акции — неформальный профсоюзный лидер Сауле Сейдахметова и редактор закрытой властями “Молодежной газеты” Берик Жагипаров — накануне мероприятия разделились на два фронта. Если журналист активно раздавал сотрудникам “Казахмыса” листовки с призывом выйти на площадь и заявить о своих правах, то рабочий лидер пыталась уладить конфликт мирным путем, сев за стол переговоров с властями и представителем огаевского профкома ПО “Жезказганцветмед”. В этом ей активно помогали общественник из Алматы Ермек Нарымбаев и бывший кандидат на пост главы государства, ныне президент антикоррупционного комитета Астаны Мусагали Дуамбеков. Однако до последнего момента результаты их попыток были не ясны.
Поэтому в полдень 9 февраля запланированная двумя неделями ранее акция все-таки состоялась. Правда, самих рабочих пришло с гулькин нос — не больше десятка человек, и то их участие заключалось в молчаливом наблюдении в сторонке. От разговоров с прессой металлурги и шахтеры наотрез отказались, боясь преследований на работе.
Поодаль от центра площади дежурили люди в штатском, внимательно следя за происходящим. Журналистам видеопортала “Стан ТВ”, по решению суда попавшего, как и остальные “единые СМИ” в список “экстремистских”, полицейские прямо заявили, что снимать митинг запрещено. Мол, вы осуществляете незаконную деятельность. В случае неповиновения грозились арестовать. Но поскольку дальнейшее развитие событий нарушило весь порядок проведения митинга, обошлось без задержаний.
“Огай, кет!”
Началось все спонтанно — на площадь пришла жительница Жезказгана Наталья Власик. Женщина, по-видимому, на грани помешательства заявила о нарушении ее прав. Мол, ее оклеветали, обвинив в сексуальных домогательствах к детям. На плакате почему-то помимо оскорбления обидчика крупными буквами были выделены два слова “Жезказган” и “Казахмыс”.
То ли митинг для несчастной был единственным шансом во всеуслышание заявить о попранных правах, то ли женщину кто-то использовал в корыстных целях… Но как только вокруг нее собралась толпа зевак и журналистов, Берик Жагипаров стал зачитывать свои требования к руководству корпорации “Казахмыс”.
- Мы недовольны политикой “Казахмыса”, мы должны сказать “нет” этой политике! Хотело выйти много людей, но их пугают, что они первыми попадут в списки сокращаемых, — объяснил малое количество митингующих Берик Жагипаров. — Мы вышли потому, что мы не хотим, чтобы в нашей республике установился рабовладельческий строй, при котором с рабочими можно обращаться, как с послушным безропотным стадом. Мы будем бороться за нашу страну до конца, на площадях и у станков. Мы не дадим сократить добычу цветных металлов, не допустим консервации добычи и производства меди, цветных металлов в Жезказгане и Сатпаеве!
В резолюции, принятой единомышленниками чтеца, прозвучало три основных требования к руководству корпорации. Некто “мы” требуют от “Казахмыса” отказаться от планов по консервации производства, от политики оказания давления на профсоюзы и аксакалов Жезказгана. Пока Жагипаров читал резолюцию, группа поддержки развернула плакаты с надписями: “Огай кет!” (в переводе с казахского “Огай уходи”), “Хватит доить Казахстан”, “Спасем родной город”.
Картину испортил подоспевший начальник государственного правого отдела городского акимата Юрий Акаемов.
- Митинг не санкционирован! Вы не получили разрешение от местной исполнительной власти! Не нарушайте общественный порядок! — громогласным голосом предупредил мужчина.
На самом деле Сауле Сейдахметова от имени общественного объединения “Елим Ай” 4 февраля подавала заявление о проведении митинга, но, как это обычно бывает, власти отказали в просьбе активистки. Второй организатор митинга Берик Жагипаров и вовсе не стал подавать заявки, посчитав, что “глупо просить разрешения критиковать Огая у его же ставленника в акимате”. К слову, нынешний аким Жезказгана Бауржан Шингисов с 2006 по 2009 годы был заместителем председателя правления ТОО “Корпорация “Казахмыс”. Позже подался в госаппарат, сначала работая в “Нур Отане”, а потом занимая посты замакима Жезказгана и акима Сатпаева. Уже год Бауржан Шингисов возглавляет город металлургов.
Митинг вылился в переговоры с властью
Когда площадь уже гудела от пререканий присутствовавших с представителем власти, в толпе показались Сауле Сейдахметова, Ермек Нарымбаев и Мусагали Дуамбеков. Прибывшие заявили, что им удалось договориться с акимом Жезказгана об организации переговоров с представителями “Казахмыса”.
- Мы встречались с представителем профсоюза, акимом города, чтобы акимат вмешался в ситуацию с “Казахмысом”, чтобы не оставался в стороне, чтобы не получилось так, что “Казахмыс” давил рабочее движение, — первым взял слово Ермек Нарымбаев. — Рабочие обогатительной фабрики, где работала Сауле Сейдахметова и возглавляла профком, на демократической конференции, без внешнего вмешательства руководства корпорации, сами решат вопрос по возврату рабочего лидера. На следующей неделе акимат совместно с профсоюзами и руководством “Казахмыса” сядут за стол переговоров и решат все вопросы мирно.
Его поддержала и Сауле Сейдахметова, заявив, что лучше сесть за стол переговоров и решить проблемы мирным путем. Если же не удастся этого сделать, то ничто не помешает им организовать еще акции протеста и уже собрать не 50 человек, а 10 тысяч. В этом обещают помочь представители оппозиции Астаны и Алматы. На это присутствовавший на митинге “принципиальный беспартиец” из Караганды Айткожа Фазылов возразил, дескать, верить властям — последнее дело.
- До сих пор проблемы Жезказгана не решал ни городской, ни областной акимат, все решал “Казахмыс”. Я сомневаюсь, что все проблемы решатся и сейчас. Я никому не верю — ни акиму области, ни акиму Жезказгана, — высказал свое мнение Айткожа Фазылов.
Видя на лицах немногочисленных рабочих недоумение, Сауле Сейдахметова поспешила повториться:
- Власти согласились провести переговоры. Если это можно решить мирным путем, думаю, надо попробовать. Еще раз организовать митинг никогда не поздно, это не проблема. Ведь самое главное — результат.
Тут “нарисовался” помощник прокурора Жезказгана и стал зачитывать привычное для таких мероприятий предупреждение: “вами проводится несанкционированная акция…” и т.д. и т.п.
Митингующим пришлось расходиться. Но каждый двинул в свою сторону: Берик Жагипаров в головной офис “Казахмыса” вручить резолюцию по митингу, Сауле Сейдахметова с общественниками — на встречу с акимом, а рабочие, в защиту которых вроде как и намечался митинг, махнули на все рукой и разбрелись по домам.
Сокращение заменят оптимизацией
Головной офис корпорации в Жезказгане оказался закрыт. Жагипарова на входе встретила охрана, отказавшая принимать резолюцию митинга. Пришлось последовать примеру большинства и убраться восвояси. Напоследок Берик так прокомментировал состоявшийся митинг:
- Я с властями ни о чем не договаривался, но если Сауле и остальным удастся решить проблемы таким путем, то будет хорошо.
Как ни странно, аким свое обещание сдержал и сразу после митинга принял просящих аудиенции. Еще более удивительно, что в кабинет чиновника впустили и представителей не существующих для властей оппозиционных СМИ.
Чиновник заверил, что сокращения на предприятиях “Казахмыса” не предвидится.
- На сегодняшний день с руководством производственного объединения “Жезказганцветмет” у нас идет плотная работа. Есть оптимизация численности — это перевод рабочих с одного участка на другие. Стопроцентное заверение руководства корпорации — никакого сокращения людей не будет, — заявил Бауржан Шингисов.
Было много сказано о том, что принят комплексный план по развитию города, что Жезказган не станет “тупиковым”, а будет процветать и развиваться. Неформальному профлидеру Сауле Сейдахметовой дадут возможность переизбраться, аксакалов в городе вообще никто не трогает и не влияет на их председательствование в совете ветеранов. Стороны договорились, что на следующей неделе власти, представители корпорации и профсоюзные деятели встретятся за столом переговоров. Если проблемы так и не решатся, у граждан остается право… подать заявку на проведение очередного митинга.
- Мы отказали в проведении этого митинга потому, что в нем не было необходимости, — оправдывался чиновник. — Любые вопросы можно решить мирным путем. А для меня важно, чтобы в городе было спокойствие.
Но, как справедливо заметил Айткожа Фазылов, “спокойствие — не значит молчание от страха”. Ведь так и осталось неясным, ждать ли сокращения рабочим, так как официальных заявлений об этом непосредственно от корпорации организаторы митинга пока не услышали. Так что Жезказган по-прежнему в напряжении. Удастся ли “разрулить” ситуацию профлидерам — покажет время.
…Вчера вечером сообщили, что Берик Жагипаров задержан. “Мы с Наилей Чуйкиной поехали в УВД, мельком увидели Берика за решетчатым окном, нас не впустили, ни на один вопрос не ответили, даже не приняли ему передачку и постельное белье. Сообщили только, что завтра суд. Не знаю, за что его задержали. Если за организацию митинга — то почему меня, как главного организатора, оставили на свободе? Я ведь сама пришла в УВД… Не понимаю действий полицейских”, — сказала нам по телефону Сауле Сейдахметова.
В понедельник стало известно, что аким не сдержал обещания. Должна была состояться встреча активистов профсоюзного движения во главе с Сейдахметовой, представителем “огаевского” профсоюза и руководством корпорации. Однако на встрече были только чиновники, из “Казахмыса” никто не явился… Пока об акциях протеста речи не идет, Сауле Сейдахметова сказала, что будет судиться о восстановлении в должности.
Сегодня же состоялся судебный процесс над задержанным вчера полицейскими Бериком Жагипаровым. Ему вменили 373 статью, часть 3, КоАП. Несмотря на то что прокурор затребовал для общественного деятеля 6 суток, председательствующий судья дал 7 суток. В “срок” Берику включили проведенную ночь в УВД, поэтому освобожден он будет 17 февраля вечером.
Редакция будет следить за развитием ситуации.