Завершились обсуждения на встрече и за рабочим ужином «Большой двадцатки» по поводу обвинений сирийского президента Башара аль-Асада в использовании ядовитого газа для убийства более 1400 своих граждан. Франция, Великобритания, Турция и Канада в различной степени поддержали призыв президента США Барака Обамы к военным действиям, тогда как президент России Владимир Путин назвал государственного секретаря США Джона Керри лжецом и заявил, что доказательства против Асада неубедительны. Россия и Китай настаивали, что США не могут предпринимать такие действия без согласия Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, где они смогут наложить вето на любое подобное решение. Со стороны наблюдателей, Европейский Союз и папа римский Франциск предупредили, что никакое «военное решение» не применимо для Сирии.
Другими словами, все пошло так, как и предполагалось. Американцы, французы и другие продолжают настаивать, чтобы русские признали, что правительство Сирии использовало химическое оружие; русские, стремясь защитить своего сирийского союзника, отвергают доказательства, указывая на их неубедительность; а бойня продолжается. Центр внимания в борьбе в настоящее время переместился на Конгресс США, где исключительная коалиция либеральных демократов и изоляционистских республиканцев пытается противостоять планам президента.
У тех, кто стремится остановить кровопролитие, нет хороших вариантов. Это верно для Обамы, для европейцев, занятых своими внутренними политическими проблемами, и для лидеров арабских стран, которые жаждут, чтобы правительство Асада было свергнуто, но не хотят открыто заявлять об этом.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон говорит, что у его правительства появились новые доказательства вины Асада, в то время как парламент проголосовал за отказ от военных мер. Франция готова последовать за всеми, но не готова сама предлагать решения. Лига арабских государств хочет, чтобы «международное сообщество» положило конец этой кровавой бойне, но без применения силы. Обама попросит Конгресс одобрить ограниченное число ударов с воздуха, которые помогут предотвратить повторное использование химического оружия, но не сместят баланс в гражданской войне.
Асад, сирийские повстанцы, американцы, русские и арабы — все заслуживают критики. Но выяснения, кто же виноват, не дают понять главного: ситуация в Сирии — это наиболее яркое доказательство установления нового мирового порядка, «Большой ноль», в котором ни одна держава или блок не примут на себя затраты и риски, связанные с глобальным лидерством. Даже если бы США и Франция ударили по Дамаску, это бы не прекратило конфликт в Сирии — в отличие от бывшей Югославии, где они остановили войну в Косово посредством бомбардировки Белграда — по трем причинам.
Во-первых, здесь слишком много заинтересованных сторон со слишком различными интересами. И хотя бомбардировки заставят Асада задуматься о многом, они не вынудят его сдаться и не настроят его союзников против него. Также это не поможет понять, как восстановить стабильность и построить более устойчивую и процветающую Сирию, учитывая необходимость сотрудничества большого числа задействованных лиц с противоречивыми целями.
США и Европа хотят видеть Сирию, которая играет более конструктивную роль в регионе. Иран и Россия хотят сохранить своего важного союзника. Турция, Саудовская Аравия и Катар хотят Сирию, которая бы удерживала Иран на расстоянии и не становилась источником трансграничного противостояния. В результате, Сирия рискует стать ареной, на которой региональные власти, при поддержке заинтересованных сторонних лиц, будут бороться за рычаги воздействия.
Во-вторых, США — единственна страна, у которой достаточно мощи, чтобы играть решающую роль — будет и дальше отказываться от более глубоко вмешательства. Большинство американцев заявляет, что они не хотят быть частью страданий Сирии; они устали от войн на Ближнем Востоке и хотят, чтобы их лидеры сосредоточились на восстановлении экономического положения и создании рабочих мест. Обама будет действовать осторожно, обращаясь в Конгресс, и даже если его оппоненты-республиканцы голосуют за предоставление ограниченной поддержки, они сделают его жизнь такой сложной, насколько это будет возможно.
Наконец, США не могут рассчитывать на помощь союзников в этой тяжелой работе. В Ливии было относительно легко бомбить войска Муаммара Каддафи, потому что они наступали на открытой местности. Напротив, при бомбардировке Дамаска, — который остается густонаселенным городом, несмотря на потоки беженцев — несомненно, будет убито огромное число сирийский граждан.
Как на Балканах, в прошлом поколении, когда западные лидеры положили конец самому кровавому конфликту в Европе после второй мировой войны, французы готовы послать самолеты и пилотов в Сирию. Но Великобритания не придерживается единого мнения по этому вопросу. Более того, большинство европейских лидеров занято внутренними проблемами, связанными с нынешней борьбой в еврозоне. В Германии, например, канцлер Ангела Меркель будет избегать ненужных рисков в преддверии всеобщих выборов.
Так же и арабские лидеры — памятуя о потрясениях в Египте, росте насилия в Ираке и Ливии и угрозах социальных волнений в собственных странах — не станут открыто предлагать западным державам бомбить мусульманскую страну. Даже Канада не станет в этом участвовать.
Эта проблема «Большого нуля» не вечна. В конце концов, если позволить политическим пожарам разгореться и выйти из-под контроля, они начнут достаточно угрожать мощным странам, чтобы заставить их пойти на сотрудничество в определенной степени. К сожалению для сирийцев, их страданий самих по себе будет недостаточно.
Ян Бреммер — президент Eurasia Group и автор книги «Каждая нация сама за себя: победители и проигравшие в мире Большого нуля»
Читать оригинал статьи: