Правовым ликбезом для депутатов, по оценке спикера мажилиса Нурлана Нигматулина, стало обсуждение на пленарном заседании законопроекта «О гарантированной государством юридической помощи». Глава Минюста Берик Имашев почти полтора часа разъяснял, как будет действовать закон и кого он защитит. В итоге документ приняли в первом чтении. А министр решил напомнить депутатам, задававшим вопросы невпопад, что они и сами имеют право вносить поправки в законы в помощь гражданам.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Новый законопроект, по мнению министра, в случае его принятия «позволит лицам, нуждающимся в юридической помощи, понять, каким образом выстроена государственная система, основы правового регулирования, а также в каких случаях и порядке она может быть оказана». Необходимость же создания нового закона продиктована тем, что «действующий порядок в силу разрозненности норм законодательства не дает полного представления о комплексности мер, которые гарантированы государством для оказания гражданам правовой помощи».
В законопроекте закрепляются основные права и обязанности лиц, нуждающихся в юрпомощи. К правам относятся получение информации об условиях ее оказания, обеспечение конфиденциальности вопроса обращения. Дополнительным гарантом на получение качественной помощи является право гражданина обжаловать действия (бездействия) субъектов их оказывающих в вышестоящий орган, прокуратуру либо суд. К обязанностям лиц, нуждающихся в бесплатных услугах юристов, отнесены обязательства по представлению документов, подтверждающих право на получение такой помощи, а также обеспечение достоверной информацией.
Предусматривается, что в системе оказания гарантированной юрпомощи будут задействованы государственные органы, адвокаты, нотариусы и частные судебные исполнители. При этом, отметил глава Минюста, правовое информирование будут обеспечивать всем гражданам и юридическим лицам без исключения «вне зависимости является человек гражданином Казахстана либо лицом без гражданства». А консультирование, защиту и представительство интересов граждан и юридических лиц в органах уголовного судопроизводства — в порядке, оговоренном процессуальным законодательством и законом об адвокатской деятельности.
Финансирование гарантированной помощи будет осуществляться за счет государства, предусматривается ее приоритетная ориентированность на защиту прав и интересов лиц с низким уровнем доходов, решение проблем неравномерности обеспечения адвокатскими услугами в городской и сельской местности.
Обсуждая законопроект, мажилисмены вспомнили о проблеме, которую не раз озвучивали адвокаты: поскольку их услуги оплачивает орган уголовного преследования, они зачастую не могут в полной мере защищать своих клиентов, так как становятся финансово зависимы от следствия. Соответственно, орган уголовного преследования имеет рычаг давления на адвокатов. Глава Минюста заверил: единым администратором будет выступать именно министерство, поэтому предпосылки подобной зависимости исключаются.
- У следователя одна задача — предъявить обвинение, у адвоката, если есть основания, — оправдать, а если есть смягчающие обстоятельства, то их показать. Уголовный процесс — состязательный. И то, что сейчас органы уголовного преследования оплачивают адвокату его участие в деле, безусловно, ставит в зависимость защитников. Учитывая то, что органы юстиции в данном случае далеки от задач органов уголовного преследования и независимы, ситуация кардинальным образом изменится, — заверил г‑н Имашев.
Айгуль Соловьева поинтересовалась у министра, предполагается ли внесение каких-либо изменений в законодательство в части регулирования вопросов принудительного выселения граждан из жилья, особенно в ночное и зимнее время. «В соответствии с международными нормами нужно предусмотреть эту норму», — рассудила она.
В ответ глава Минюста, заметив, что в курсе проблемы, отметил: к обсуждаемому законопроекту эти предложения никакого отношения не имеют. И напомнил депутатам — если их что-то не устраивает в законодательстве, они сами вправе внести изменения: «У вас есть право законодательной инициативы, если вы такой вопрос поставите, внесете изменения — он будет. Если правительство внесет и вы поддержите — тоже будет».
Дебаты грозили затянуться. Но в разговор вмешался спикер мажилиса Нурлан Нигматулин: «Министр юстиции своими глубокими ответами уже стал оказывать публичную юридическую помощь. В том числе и некоторым присутствующим в этом зале». После такого замечания вопросы у депутатов исчезли как по волшебству. Законопроект был одобрен в первом чтении.
Оригинал статьи: